Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
26 февраля 2015 г. | Дело № А75-11813/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Гавриш С.А., при ведении протокола помощником судьи Давлетовой Л.Х., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Кондинского района (место нахождения: 628200, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>, ОГРН <***> от 21.08.1997, ИНН <***>) к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Леушинская средняя общеобразовательная школа (место нахождения: 628212, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, р-н Кондинский, с. Леуши,
ул. Волгоградская, д. 55, ОГРН <***> от 20.02.2002, ИНН <***>) о взыскании 866 381 руб. 94 коп., с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Районного муниципального унитарного предприятия «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ»,
без участия представителей сторон, третьего лица,
установил:
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Кондинского района (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Леушинская средняя общеобразовательная школа (далее – ответчик)
о взыскании задолженности за отпуск материально-технических ресурсов в размере
866 381 руб. 94 коп.
В качестве правового обоснования для удовлетворения заявленных требований истец ссылается на нормы статей 8, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.12.2014 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченоРайонное муниципальное унитарное предприятие «ТЕПЛОВОДОКАНАЛ»;предварительное судебное заседание назначено на 21 января 2015 года.
Определением арбитражного суда от 21.01.2015 судебное заседание назначено на 18.02.2015 в 12 часов 00 минут.
Стороны и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе путем размещения информации
на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в судебное заседание
не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство проводится судом в отсутствие сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
21.01.2015 в материалы дела поступил отзыв ответчика на исковое заявление, в котором ответчик просит в иске отказать в полном объеме. 10.02.2015 от ответчика поступили документы, подтверждающие вручение 02.02.2015 отзыва истцу.
Третье лицо отзыв на исковое заявление не представило.
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности
и взаимной связи в их совокупности.
Исследовав материалы дела, суд установил нижеследующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.01.2013 комиссия в составе зам. директора по АХР Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Леушинская средняя общеобразовательная школа, начальника, оператора котельной и инженера по охране труда составила Акт о наличии жидкого топлива в котельной, которым зафиксировала дату и время возникновения чрезвычайной ситуации – 21.01.2013 в 08 час. 00 мин. на объекте – котельная КМВЖ-3, 6 (собственник объекта – администрация Кондинского района, эксплуатирующая организация - Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Леушинская средняя общеобразовательная школа). Согласно названному акту произведенный замер показал, что остаток жидкого топлива составляет 9 тонн, данного объема хватит на 9 дней работы. В связи с чем комиссия приняла решение написать ходатайство о выделении сырой нефти из резерва материальных ресурсов (запасов муниципального образования Кондинский район).
21.01.2013 в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Кондинского района поступило ходатайство директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Леушинская средняя общеобразовательная школа
от 21.01.2013 № 49 (л.д. 35) с просьбой разрешить отпуск нефти сырой из Резерва материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для оперативного устранения аварий и неисправностей, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах жилищно-коммунального хозяйства в количестве 70 тонн, в целях исключения срыва отопительного сезона и возникновения аварийной ситуации.
25.02.2013 Администрацией Кондинского района издано распоряжение № 151
«Об отпуске материальных ресурсов (запасов)», согласно которому Управлению ЖКХ администрации Кондинского района предписано отпустить из резерва материально-технических ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для оперативного устранения аварий и неисправностей, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нефть для нужд городских и сельских поселений ресурсоснабжающим организациям, в том числе: Сельскому поселению Леуши – Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Леушинская средняя общеобразовательная школа»: февраль 2013 года – 30 тонн, март 2013 года – 25 тонн, апрель 2013 года – 15 тонн (л.д. 33-34).
На основании распоряжения Администрации Кондинского района от 25.02.2013
№ 151 в период с февраля по апрель 2013 года из «аварийного запаса» ответчику было отпущена нефть в объеме 76,541 тн на общую сумму 866 381 руб. 94 коп, что подтверждается актами приема-передачи нефти, накладными на отпуск материалов на строну, а также актами о списании материальных запасов (нефть, полученная из резерва материально-технических ресурсов), подписанными представителями сторон и третьего лица (л.д. 13-21).
24.09.2013 Администрация Кондинского района направила в адрес ответчика письмо № 2167 с предложением подписать договор на отпуск материально-технических ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для предупреждения и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства от 28.06.2013 № 5-РЕЗ и дополнительное соглашение к этому договору
от 01.08.2013 (л.д. 47).
В ответ на данное предложение ответчик направил письмо от 27.09.2013 № 679, в котором сообщил, что спорной денежной суммой (866 381 руб. 94 коп.) для оплаты за использованную нефть школа не располагает и в плане-графике размещения муниципального заказа данная закупка не отражена (л.д. 46).
Истец, полагая , что ответчик обязан возместить стоимость нефти, отпущенной ему из «аварийного запаса», обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 11 Закона № 68-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу указанной нормы органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, поддерживают общественный порядок в ходе их проведения, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В соответствии со статьей 24 Закона № 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера - расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования - расходным обязательством муниципального образования. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 3 и 7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996
№ 1340 (далее - постановление № 1340), для ликвидации чрезвычайных ситуаций решением Правительства Российской Федерации создается федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти; резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления; объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств федерального бюджета - федеральный резерв материальных ресурсов; средств федеральных органов исполнительной власти - резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; средств бюджетов субъектов Российской Федерации - резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации; средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов; собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов.
Во исполнение Закона № 68-ФЗ и постановления № 1340 постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.07.2002 № 435-п утверждено Положение о резервах материальных ресурсов (запасов) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и в целях гражданской обороны.
Названным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа рекомендовано создать резервы финансовых и материальных ресурсов (местные резервы (запасы) (пункт 11 постановления).
На основании вышеуказанных нормативных правовых актов Администрация Кондинского района постановлением от 18.10.2012 № 1730 утвердила Положение о резерве материальных ресурсов (запасов) муниципального образования Кондинский район для оперативного устранения аварий и неисправностей, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах жилищно-коммунального хозяйства (далее – Положение), которое не содержит положений, обязывающих организацию, который были выделены (отпущены) материально-технические средства (в том числе, сырая нефть) для предупреждения чрезвычайной ситуации, возместить стоимость полученных средств.
Не содержат таких положений и вышеприведенные нормативные правовые акты Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Более того, согласно пункту 2.3. Положения финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов для оперативного устранения аварий и неисправностей, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального и межмуниципального характера осуществляется за счет средств бюджета Кондинского района.
Из распоряжения Администрации Кондинского района от 25.02.2013 № 151-р также не следует что нефть выделялась ответчику из «аварийного запаса» на возмездной основе.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
- из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
- из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;
- из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
- из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
- в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
- в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
- вследствие причинения вреда другому лицу;
- вследствие неосновательного обогащения;
- вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
- вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Проанализировав фактические отношения сторон, с учетом имеющихся в материалах дела документов, суд приходит к выводу, что между истцом и ответчиком отсутствуют гражданско-правовые отношения.
Основания, предусмотренные законом и (или) иными правовыми актами государственных органов и органов местного самоуправления, для возникновения обязательства ответчика по возмещению истцу спорной денежной суммы, не установлены.
На основании изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона, ее распределение судом не производится.
Поступивший в арбитражный суд через систему «Мой арбитр» 18.02.2015 в 17 часов 08 минут отзыв, в котором ответчик исковые требования признает в полном объеме, судом не рассматривался, поскольку отзыв поступил после рассмотрения дела по существу и окончания судебного заседания (согласно протоколу судебного заседания судебное заседание началось в 12 часов 00 минут и завершилось в 12 часов 25 минут
18 февраля 2015 года).
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья С.А. Гавриш