ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-12082/17 от 30.11.2017 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

7 декабря 2017 г.

Дело № А75-12082/2017

Резолютивная часть решения вынесена 30 ноября 2017 года

Полный текст решения изготовлен 7 декабря 2017 года

Арбитражный суд  в составе: судьи Кубасовой Э.Л., при ведении протокола  судебного заседания помощником судьи Суровой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Северное жилищно-эксплуатационное управление» (дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.04.2016, ИНН <***>, место нахождения: 628260, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>) к акционерному обществу «Югорская территориальная энергетическая компания» (дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.03.2004, ИНН <***>, место нахождения: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) об урегулировании разногласий

третьи лица: служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, открытое акционерное общество «Служба заказчика»

в заседании суда приняли участие представители:

от истца – ФИО1 директор, ФИО2 по доверенности от 11.05.2017,

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 20.11.2017, ФИО4 по доверенности от 20.11.2017,

от управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре – ФИО5 по доверенности от 10.01.2017,

от иных лиц – не явились

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Северное жилищно-эксплуатационное управление» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к акционерному обществу «Югорская территориальная энергетическая компания» (далее - ответчик, компания) об обязании заключить договор энергоснабжения на условиях, изложенных в протоколе разногласий (в редакции, направленной 20.06.2017 года исх. № 220) к договору энергоснабжения
с исполнителем коммунальных услуг, размещенном на официальном сайте АО «ЮТЭК» в сети Интернет.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просил урегулировать разногласия при заключении договора и  принять в его редакции пункты 1.2, 2.1.1, 2.1.2, 2.2.4, 3.2.2, 4.5, 5.9, 5.11, 5.12, 7.1 дополнить редакцию пунктов 3.1.1, 3.2.2, не принимать в редакции ответчика и  исключить пункты 3.1.1., 3.1.3, 3.1.20, 3.1.21, 3.2.6, 5.2, 5.5, 5.7, 5.13, приложение № 5 типового договора.

Нормативно исковые требования обоснованы ссылками на пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 (далее - Основные положения № 442).

К участию в деле в качестве третьих лиц в порядке статьи 51 Арбитражного кодекса Российской Федерации привлечены служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, открытое акционерное общество «Служба заказчика».

Ответчиком и третьими лицами представлены отзывы на иск.

От ответчика также поступили письменные возражения, в которых ответчик указал как часть спорных пунктов, так и иные пункты, которые, по мнению ответчика должны быть приняты в его редакции (лист дела 6 том 7).   

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте заседания суда в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично путем опубликования определения арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, открытое акционерное общество «Служба заказчика» явку представителей в суд не обеспечили.

Неявка или уклонение лиц, участвующих в деле, от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных им Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.

В заседании суда представители истца уточненные исковые требования истца поддержали.

Представитель ответчика иск не признал.

Представитель антимонопольного органа дал пояснения, указав, в том числе
на отсутствие в действиях ответчика нарушений антимонопольного законодательства при заключении спорного договора, поскольку сторонами ведется обычная хозяйственная деятельность в рамках заключения конкретного договора.

В силу статей 71, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.

Оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд, исследовав с учетом требований статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, приходит
к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что истец является управляющей компанией
и осуществляет управление многоквартирными домами.

В соответствии с частью 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг

В силу пункта 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Общество 12.05.2017 направило в адрес компании документы, необходимые для заключения договора энергоснабжения, а также протокол разногласий к проекту договора энергоснабжения  с исполнителем коммунальных услуг, размещенном на официальном сайте компании в сети Интернет (далее – договор), предметом которого является продажа электрической энергии (мощности), а также оказание услуг по передаче электроэнергии посредством третьих лиц.

Письмом от 18.05.2017 № 766 компания сообщила о предоставлении обществом неполного перечня необходимых для заключения договора документов.

Ответчик предложил заключить дополнительное соглашение к договору энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг № 270/17/2016 от 01.09.2016, заключенному между сторонами в отношении трех многоквартирных домов <...> по ул.Механизаторов, № 37А по ул.Менделеева. 

В последующей переписке при заключении договора стороны не пришли к соглашению относительно спорных пунктов договора.

Ссылаясь на данные обстоятельства, а также полагая, что досудебный порядок урегулирования разногласий по спорным пунктам договора соблюден, общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 11657/11 от 31.01.2012).

Существующие между сторонами разногласия, возникшие при заключении договора энергоснабжения, подлежат рассмотрению по существу с целью внесения определенности в правоотношения сторон, ими не урегулированные, с учетом требований статей 16, 69 Арбитражного кодекса Российской Федерации. Отсутствие правовой определенности в результате судебного разбирательства является нарушением права на судебную защиту и не обеспечивает баланса интересов сторон спорных правоотношений.

Исходя из условий договора, следует, что правоотношения сторон соответствуют обязательствам энергоснабжения.

К правоотношениям сторон следует применять нормы законодательства
об энергоснабжении, в том числе параграфа 6 главы 30, раздела 3 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (энергоснабжение, общие положения
об обязательствах).

Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.

На основании пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией
и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ
или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что
в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора,
на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо
по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия,  определяются в соответствии с решением суда.

В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации
в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию (часть 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно пункту 68 Основных положений № 442 исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами № 124.

В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

Из анализа упомянутых норм права следует, что предоставление коммунальных услуг является не правом управляющей организации, а ее обязанностью. Управляющая организация не может в нарушение императивных норм законодательства осуществлять только часть функций управляющей организации, не оказывая населению коммунальную услугу электроснабжения.

Как следует из доводов искового заявления и уточнений к нему, между истцом и ответчиком в процессе заключения договора энергоснабжения возникли разногласия по ряду конкретных пунктов типового договора, проект которого размещен на официальном сайте ответчика (лист дела 116 том 3).

Поскольку предложенный обществом протокол разногласий к проекту договора компанией не согласован, общество прибегло к судебной защите нарушенного права.

Общество просит урегулировать разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора, путем принятия пунктов договора энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг, проект которого размещен на официальном сайте ответчика (далее - договор), в редакции истца.

Пунктом 1.2 типового договора предусмотрено, что электроснабжение необходимое для целей оказания потребителям коммунальной услуги по настоящему договору является электроснабжение на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов, подвалов и иного общего имущества в многоквартирном доме) многоквартирного дома согласно Приложению № 1 к настоящему договору. Собственники помещений многоквартирных домов плату за коммунальную услуги по электроснабжению жилых помещений вносят непосредственно ресурсоснабжающей организации, в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.

Общество предлагает включить в предмет договора не только поставку электроэнергии на общедомовые нужды, но также компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Общество полагает необходимым принять спорный пункт следующего содержания: «Исполнитель приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для обеспечения предоставления собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (освещение и иное  обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов, подвалов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Собственники нежилых помещений многоквартирных домов плату за коммунальную услуги по электроснабжению нежилых помещений вносят непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с гарантирующим поставщиком.».

Общество полагает, что дополнение пункта 2.1 такой редакцией соответствует требованиям пункта 6 Правил № 354.

Нормативное регулирование отношений, связанных с поставкой и передачей электрической энергии осуществляемое Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами № 442 основано на обязанности поставщиков электроэнергии (гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и энергоснабжающих организаций) обеспечить потребителей необходимыми им объемами электроэнергии, сетевых организаций - оказать услуги по передаче этой электроэнергии, а потребителей - оплатить полученную электроэнергию и услуги, связанные с процессом энергоснабжения.

В силу пункта 27 Основных положений № 442 электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности): договор энергоснабжения; договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 28 Основных положений № 442 по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям,
а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Договор энергоснабжения является публичным.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 426, статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации  энергоснабжающая организация не вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения, являющегося публичным, с любым, обратившимся к ней потребителем, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике», пунктом 32 Основных положений № 442 Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами № 861.

Объектами энергоснабжения в рассматриваемом случае являются многоквартирные дома.

В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.

Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (пункты 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии
с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора
с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, в соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил №354, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил № 354, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил предоставления услуг № 354.

Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. (пункт 14 Правил предоставления услуг № 354).

Положениями части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 указанного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение               (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 124 исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения в следующие сроки: не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.

Согласно пункту 7 Правил № 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений
в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений
в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией,
и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,
на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице
той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).

Факт направления истцом в адрес ответчика заявок (оферт) о заключении договора ресурсоснабжения на весь объем поставляемого ресурса с приложенными необходимыми документами, передаче функции исполнителя коммунальной услуги по электроснабжению управляющей организации подтверждается материалами дела.

Разногласий и споров относительно перечня и объема прилагаемых к заявке (оферте) документов для заключения договора между истцом и ответчиком не имеется. Суть спора сводится к объему приобретаемого по договору коммунального ресурса, наличию ранее заключенных и действующих договоров с собственниками помещений многоквартирных домов, препятствующих по мнению ответчика заключению договора на весь объем поставляемой энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований
и возражений. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности,
а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Ответчик в обоснование отказа в заключении договора на предложенных истцом условиях представил отзыв, в котором указал, что договоры на предоставление электроэнергии заключены между собственниками помещений в многоквартирных домах и акционерным обществом «Югорская территориальная энергетическая компания».

В ответ на заявку истца на заключение договора энергоснабжения на покупку коммунального ресурса в полном объеме истцу предложено заключить дополнительное соглашение к договору 2016 года,  предусматривающий предоставление электроэнергии исключительно на общедомовые нужды. Поскольку управляющая компания
не заключила договор на приобретение коммунального ресурса, ответчик в целях выполнения требований жилищного законодательства и обеспечения жителей указанного дома электрической энергией завел лицевые счета указанным потребителям и стал самостоятельно производить начисление стоимости потребленной электрической энергии за весь потребленный в многоквартирных домах объем коммунального ресурса.

Ответчик указал на наличие заключенных между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающей организацией договоров, которые действуют до  истечения срока их действия или отказа одной из сторон  от их исполнения. Основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств по указанным договорам у ответчика отсутствуют. Наличие фактических договорных отношений не позволяет заключить с управляющей компанией договор на весь объем поставляемой электроэнергии.

Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса, пункта 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).

Данный правовой подход содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 № 310-КГ14-8259.

Общество выбрано собственниками спорных многоквартирных домов в качестве управляющей организации, следовательно, осуществляет управление спорными домами и является исполнителем коммунальных услуг и обязано приобретать у ответчика электроэнергию с целью предоставления гражданам коммунальной услуги (статья                      161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 8, 9 Правил № 354).

Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг в полном объеме, указанном в договоре управления многоквартирным домом. Статус управляющей организации обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении всех необходимых коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты «а», «б» пункта 31, подпункт «а» пункта 32 Правил № 354).

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи               161 Жилищного кодекса).

Таким образом, управляющая компания на основании указанных выше норм права обязана заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.

Одновременно в силу части 5 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» и пункта 28 Правил № 442 договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), то есть применительно к рассматриваемой ситуации обязательным к заключению для акционерного общества «Тюменская энергосбытовая компания», являющегося ресурсоснабжающей организацией в отношении спорных многоквартирных домов.

Доводы компании об отсутствии у нее обязанности по заключению договора ресурсоснабжения на весь поставляемый объем коммунального ресурса в связи с наличием  заключенных с собственниками помещений спорных многоквартирных домов прямых договоров индивидуального энергоснабжения (путем совершения конклюдентных действий в виде получения коммунальной услуги по электроснабжению и ее оплаты на основании предъявляемых ответчиком платежных документов), несмотря на выбор способа управления управляющей организацией,  подлежит отклонению.

Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирным домом и вида исполнителя коммунальных услуг урегулирован
в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В указанной статье также предусмотрены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Пунктом 17 Правил № 354 также предусмотрены случаи, когда ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги и заключает договоры напрямую с потребителями: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил № 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Наличие оснований для применения пункта 17 Правил 354 не установлено.  Именно общество как управляющая организация в отношении объектов, находящихся в его управлении, выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг, соответственно, на него возложены обязательства, в частности по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также по оплате ресурсоснабжающим организациям поставленных ими энергоресурсов.

Ответчик также полагает, что при наличии фактических договорных отношений с собственниками помещений их расторжение в одностороннем порядке в связи с обращением управляющей компании невозможно.

В то же время пунктом 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ от  29.07.2017 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.

В соответствии с пунктом 18 статьи 12 Закона № 176-ФЗ, в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

При этом, следует отличать непосредственное управление собственниками помещений многоквартирным домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) как способ управления от прямых расчетов собственников за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями (ч. 7.1 ст. 155 названного Кодекса).

Пунктом 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений принять решение о внесении платы непосредственно ресурсоснабжающим организациям за все или некоторые поставляемые коммунальные услуги, за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Закрепление решением общего собрания собственников многоквартирного дома указанного порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.

Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в решении от 05.05.2014 № АКПИ14-197 и определениях от 06.07.2015 № 310-КГ14-8259, от 07.12.2015 № 303-ЭС15-7918.

Принятие собственниками помещений решения об осуществлении прямых расчетов за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями (часть 7.1 статьи                   155 Жилищного кодекса Российской Федерации) не меняет состава сторон и схему отношений между управляющей компанией как исполнителем коммунальных услуг, обязанным заключить договор на приобретение всего объема коммунальных ресурсов для многоквартирного дома и ресурсоснабжающей организацией.

Из положений пункта 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения у ресурсоснабжающих организаций возникают исключительно с управляющей организацией и предъявлять иски о взыскании долга за ресурсы, потребляемые в многоквартирные дома, ресурсоснабжающая организация уполномочена только к исполнителю коммунальных услуг.

Согласно пункту 27 Постановления № 124 в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:

а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества
в многоквартирном доме;

б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы
за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;

в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя
по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;

г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность
по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;

д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Возможное непосредственное внесение платы собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающей организации не исключает обязанности управляющей организации по обеспечению предоставления собственникам помещений коммунальных услуг путем заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства сторонами не представлено доказательств, подтверждающих принятие собственниками помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении истца, решений о сохранении сложившегося порядка предоставления коммунальных услуг.

Вместе с тем, решение о сохранении ранее сложившегося порядка предоставления коммунальных услуг не исключает необходимость заключения соответствующего договора управляющей и ресурсоснабжающей организациями.

Кроме того, согласно части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ  указанные решения могут приниматься при принятии собственниками помещений многоквартирных домов решений об изменении способа управления домами или о выборе управляющей компании, что в указанных случаях место не имело. 

Лицом, обязанным по оплате электрической энергии, потребленной жителями многоквартирных домов, является именно истец как лицо, выбранное собственниками в установленном законом порядке в качестве управляющей организации, заключение договора энергоснабжения на весь объем поставляемой электроэнергии являются для сторон обязательным.

Пункт 2.1.1 договора предусматривает обязанность производить закупку и продажу электрической энергии, качество которой должно соответствовать требованиям действующего законодательства РФ по ГОСТ 13109-97 в объемах необходимых исполнителю, с учетом категории надежности энергоснабжения в соответствии актом разграничения балансовой принадлежности и ответственности сторон между сетевой организацией и исполнителем и фактической схемой электроснабжения, заверенные копии которых приобщаются к договору.

Общество указывает, что указание на ГОСТ 13109-97 не обеспечит поставку качественной электрической энергии, так как указанный стандарт признан утратившим действие с 01.01.2013.

В соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 21.12.2010 № 904-ст «Об утверждении национального стандарта» ГОСТ 13109-97 утрачивает силу на территории Российской Федерации с 01.01.2013.

Ответчик в своих письменных возражениях (Приложение №1 таблица)
не оспаривает предложенный истцом текст этого пункта (лист дела 6 том 7).

Учитывая также, что качество подаваемой электрической электрической энергии в любом случае должно соответствовать нормативным требованиям,  исковые требования в данной части подлежат удовлетворению, пункт 2.1.1. следует изложить в редакции: «Продавать Исполнителю электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, в соответствии с категорией надежности, к которой относятся Объекты энергоснабжения.

Объем и качество коммунальных ресурсов должны позволять Исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно- технического обеспечения».

Как следует из пункта 2.1.2 договора, в случае лишения гарантирующего поставщика соответствующего статуса исполнение договора продолжается им в качестве энергосбытовой организации.

Общество полагает, что редакция пункта 2.1.2 должна быть следующей: «В случае лишения гарантирующего поставщика соответствующего статуса продолжать исполнение договора в качестве ФИО6 организации при согласии на это исполнителя, за которым сохраняется право с даты утраты гарантирующим поставщиком его статуса перейти на обслуживание к организации, которой присвоен статус гарантирующего поставщика, вне зависимости от соблюдения условий, предусмотренных пунктом 49 Основных положений».

В соответствии с пунктом 52 Основных положений в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком должно быть предусмотрено право потребителя (покупателя) с даты утраты гарантирующим поставщиком его статуса перейти на обслуживание:

- к организации, которой присвоен статус гарантирующего поставщика, вне зависимости от соблюдения условий, предусмотренных пунктом 49 Основных положений (об оплате поставленной электрической энергии (мощности)

- к энергосбытовой (энергоснабжающей) организации или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке при условии соблюдения установленных Основными положениями условий заключения договоров с указанными субъектами.

Таким образом, предложенная истцом редакция спорного пункта договора соответствует нормативным актам и фактические воспроизводит пункт 52 Основных положений.

Ответчик в своих письменных возражениях (Приложение №1 таблица) также
не оспаривает предложенный истцом текст этого пункта (лист дела 6 том 7).

Обществом предложена следующая редакция пункта 2.2.4 договора: «В одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед гарантирующим поставщиком за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца), при соблюдении прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги гарантирующим поставщиком вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсноснабжения напрямую с ресурсноснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме».

В редакции ответчика спорный пункт договора предусматривает, что ресурсоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого исполнителя об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора, в случае если по договору энергоснабжения (мощности), заключенному с поставщиком потребителем не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате.

Согласно подпункту «а» пункта 30 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается право для ресурсоснабжающей организации  на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги, а также в части купли-продажи (поставки) коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в пределах норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.

Данной нормой установлены условия и порядок реализации ресурсоснабжающей организацией права на односторонний отказ от исполнения договора, заключенного с юридическим лицом - исполнителем коммунальных услуг, но только в том случае, если такое условие включено в договор энергоснабжения.

В пункте 30 Правил № 124 изложена императивная норма о возможности сторон предусмотреть в договоре ресурсоснабжения право ресурсоснабжающей организацией на односторонний отказ от исполнения договора при наличии задолженности управляющей организации, товарищества или кооператива.

В соответствии с частью 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации Правила № 124 обязательны для сторон при исполнении публичных договоров ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом при наличии оснований, предусмотренных указанным пунктом.

Учитывая, что ответчик в своих письменных возражениях (Приложение №1 таблица) не оспаривает предложенный истцом текст этого пункта (лист дела 6 том 7), при таких условиях пункт 2.2.4 договора подлежит утверждению в редакции истца.

Пунктом 3.1.1 спорного договора указано на обязанность исполнителя предоставить поставщику  определенного перечня документы.

Истец полагает, что данный пункт следует исключить, поскольку документы ответчику уже представлены согласно требованиям, установленным пунктами 6 и 7 Правил № 124, при подаче заявления о заключении договора.

Ответчиком указанный факт не оспорен.

Кроме того, ответчик в своих письменных возражениях (Приложение №1 таблица) не оспаривает возможность исключения этого пункта (лист дела 6 том 7), при таких условиях пункт 3.1.1. договора подлежит исключению.

Общество просит исключить из договора пункт 3.1.3, которым предусмотрено требование о соблюдении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 № 3, Приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 К 163.

Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 05.01.2001 № 3 и Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.12.2000 № 163 (далее - Межотраслевые правила), не были в установленные сроки представлены на государственную регистрацию в Минюст России.  По представлению Минюста России Приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 327 Межотраслевые правила признаны утратившими силу.

В данной части исковые требования также подлежат удовлетворению.

В случае исключения требований пункта 3.1.3 договора общество просит дополнить его содержание следующим: «В случае изменения способа управления многоквартирным домом или прекращения обязанности исполнителя предоставлять коммунальные услуги потребителям (при отсутствии своевременного уведомления гарантирующего поставщика) настоящий договор прекращает свое действие в связи с невозможностью исполнения с даты наступления указанного события. При этом в случае отсутствия соответствующего уведомления пли его несвоевременного вправе потребовать от исполнителя оплаты стоимости потребленной электроэнергии в соответствии с п.51 Основных положений.».

Согласно подпункту «б» пункта 30 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается право для исполнителя на отказ от исполнения договора ресурсоснабжения в случае прекращения обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставлению соответствующей коммунальной услуги.

В силу пункта 14 Правил № 354 управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (пункт 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации)

В случае смены управляющей компании договор энергоснабжения прекращает свое действие невозможностью исполнения (ст. 416 Гражданского кодекса).

Ответчик в письменных возражениях (Приложение №1 таблица) не оспаривает правовую позицию истца в целом по пункту 3.1.3.

Исходя из изложенного, пункт 3.1.3. подлежит принятию в редакции истца.

Пунктом 3.1.20 договора предусмотрена обязанность исполнителя передать поставщику письменное уведомление о намерение в соответствии с пунктом 49 или 50 Основных положений № 442 в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора энергоснабжения полностью или уменьшить объемы электрической энергии (мощности) не позднее чем за 20 рабочих дней до заявляемой им даты расторжения или изменения договора способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения указанного уведомления. При нарушении потребителем требования настоящего пункта об уведомлении гарантирующего поставщика в установленные сроки и (или) при нарушении им требования о выполнении условий, предусмотренных пунктами 49 или 50 Основных положений, определенные заключенным с гарантирующим поставщиком договором обязательства исполнителя и гарантирующею поставщика сохраняются в неизменном виде вплоть до момента надлежащего выполнения указанных требований.

Пункт 3.2.2 договора касается права потребителя на односторонний отказ от исполнения договора. Так, по условиям проекта договора потребитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, что влечет расторжение такого договора, при условии оплаты поставщику не позднее чем за 10 рабочих дней до заявляемой им даты расторжения договора стоимости потребленной электрической энергии (мощности). В случае если поставщик не выставил счет в установленном порядке, и при этом потребитель выполнил в установленные сроки все требования Основных положений, то от потребителя в целях расторжения или изменения договора не требуется подтверждение оплаты счета и договор считается расторгнутым или измененным с заявленной потребителем даты, что не освобождает потребителя от обязанности в дальнейшем оплатить поставщику имеющуюся задолженность.

Истец предлагает изложить в следующей редакции: «Отказаться от исполнения настоящего договора полностью в случае прекращения обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, при условии оплаты поставленной до момента расторжения настоящего договора электрической энергии в полном объеме и исполнения иных возникших до момента расторжения настоящего договора обязательств, в том числе обязательств, возникших вследствие применения мер ответственности за нарушение настоящего Договора.».

Принимая во внимание, что текст пункта, предложенный истцом, фактически
не противоречит положениям пункта 49 Основных положений № 442, пункта
51 Основных положений № 442, а также тот факт,  что ответчик не возразил против правовой позиции истца по данным пунктам (письменные возражения Приложение
№1 таблица лист дела 6 том 7), исковые требования  в части требований относительно пунктов 3.1.20 и 3.2.2  подлежат удовлетворению. 

Требование истца относительно исключения пункта 3.1.21 договора об обязанности потребителя составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони и передать поставщику его не позднее 5 дней, если ограничение режима объектов потребителей может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, по форме согласно приложения № 5
к настоящему договору,  а  также  исключении приложения № 5 к договору
«Форма акта согласования технологической и аварийной брони потребления электрической энергии (мощности)» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В обоснование своей позиции истец, сославшись, в том числе на абзац 9 пункта 43 Основных положений № 442, указал, что спорный договор заключается им в интересах собственников помещений многоквартирного жилого дома, которые не являются потребителями электрической энергии, ограничение режима потребления энергии которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Перечень данного рода потребителей установлен в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Стороны не оспаривают, что истец не относится ни к одной из категорий потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (Перечень указанных потребителей установлен в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442), поэтому является обоснованной позиция истца, согласно которой исполнение покупателем обязанностей, предусмотренных в данном пункте, возможно лишь с момента появления оснований для заключения управляющей организацией договоров энергоснабжения в интересах указанных потребителей.

Содержание пункта 3.2.6 договора регулирует вопрос определении статуса режима потребления электрической энергии при реализации потребителем права на переход на обслуживание к иной энергосбытовой организации.

Редакции спорного пункта предусматривает право исполнителя (потребителя) перейти на обслуживание, заключить договор с иной энергосбытовой организацией или гарантирующим поставщиком в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Если исполнитель расторг договор с гарантирующим поставщиком в отношении энергоприиимающих устройств, потребление электрической энергии которыми продолжается после даты и времени его расторжения, и при этом еще не наступили дата и время начала поставки электрической энергии в отношении таких энергоприиимающих устройств по договорам, заключенным на розничном рынке, или по договорам, заключенным на оптовом рынке, то такое потребление электрической энергии рассматривается как последствия бездоговорного потребления.

По мнению истца, в отношении многоквартирных домов не применимо понятие бездоговорного потребления, так как договор ресурсоснабжение заключается либо с управляющей компанией либо в случае непосредственной формы управления - с собственниками жилых помещений многоквартирных домов. Как следствие, истец просит исключить из содержания договора данный пункт.

Для признания факта бездоговорного потребления электрической энергии необходимо установление следующих обстоятельств: отсутствие заключенного договора энергоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и потребителем энергии, и (или) нарушения установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям ресурсоснабжающей организации или сетевой организации.

Потребление электроэнергии в отсутствие заключенного в порядке, установленном Основными положениями № 442 договора энергоснабжения само по себе при наличии между сторонами фактических договорных отношений, технологического присоединения энергопринимающих устройств в надлежащем порядке не свидетельствует о факте бездоговорного потребления электрической энергии

С учетом изложенных обстоятельств требования истца в данной части подлежат удовлетворению, пункт 3.2.6 в редакции, предложенной ответчиком, подлежит исключению.

Относительно требования истца о дополнении пункта 3.2.6 договора абзацем, предусматривающим право потребителя в одностороннем порядке изменить договор энергоснабжения в части уменьшения объемов электрической энергии (мощности), приобретаемых у гарантирующего поставщика по точкам поставки в зоне деятельности гарантирующего поставщика в качестве гарантирующего поставщика путем приобретения части объемов электрической энергии (мощности) по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), заключенному с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке при выполнении условий Основных положений.

В соответствии с пунктом 50 Основных положений в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком должно быть предусмотрено право потребителя (покупателя), приобретающего электрическую энергию в отношении энергопринимающих устройств, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, в одностороннем порядке уменьшить объемы электрической энергии (мощности), приобретаемые у гарантирующего поставщика, путем приобретения части объемов электрической энергии (мощности) по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), заключенному с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, что влечет изменение условия договора в части порядка определения объема электрической энергии (мощности), поставленного гарантирующим поставщиком по договору за расчетный период, при условии выполнения потребителем (покупателем) следующих обязанностей:

не позднее чем за 10 рабочих дней до заявляемой им даты изменения договора оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной до заявленной даты изменения договора электрической энергии (мощности), а также в случаях, предусмотренных пунктом 85 настоящего документа, начисленную ему гарантирующим поставщиком сумму компенсации в связи с изменением договора, что должно быть подтверждено оплатой счета, выставляемого гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 85 настоящего документа;

не позднее чем за 10 рабочих дней до заявляемой им даты изменения договора предоставить гарантирующему поставщику выписку из договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, содержащую сведения о продавце, а также согласованные сторонами указанные в пункте 64 настоящего документа условия, обязательные при заключении такого договора, которая должна быть подписана уполномоченными лицами сторон такого договора и заверена печатями сторон такого договора (при наличии печатей);

с даты изменения в соответствии с настоящим пунктом заключенного с гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения оплачивать гарантирующему поставщику услуги по передаче электрической энергии в объеме, соответствующем всему объему потребления электрической энергии (мощности).

Истец также просит дополнить пункт 3.2.6 абзацем, регулирующим  порядок расчета объемов ресурса отдельно для нежилых помещений.

Предложенное истцом содержание пункта следующее: «В совокупном объеме электрической энергии, поставляемой на объект энергоснабжения (многоквартирный дом), выделяется объем электрической энергии (в том числе в отношении каждого нежилого помещения, определенный по показаниям приборов учета или исходя из расчетных объемов коммунального ресурса), использованной собственниками и пользователями нежилых помещений, и объем потребления электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.».

Подпунктом «а» пункта 21 Правил № 124 предусмотрен порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, - на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).

При этом согласно подпункту «г» пункта 21 Правил № 124 в совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежащие оплате исполнителем.

Принимая во внимание, что предложенная истцом редакция данных абзацев пункта 3.2.6 не противоречит положениям пункта 50 Основных положений, подпункта «г» пункта 21 постановления № 124, то есть порядок изменения условий договора и определения объемов потребления ресурса разными категориями потребителей отрегулирован  нормативно, а данные условия не являются существенными для договоров энергоснабжения, абзацы не подлежат включению в пункт 3.2.6 договора, исковые требования в данной части подлежат оставлению без удовлетворения. 

Пункт 4.5 договора регулирует вопрос определения объемов полученной потребителем электрической энергии.

В соответствии с его редакцией, изложенной в проекте договора ответчика, количество (объем) электрической энергии, принятое исполнителем в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний этого прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с поставщиком (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).

Истец предлагает изложить спорный пункт в следующей редакции: «Определение количества (объемов) приобретенной Исполнителем в расчетном периоде электрической энергии, в том числе объема оказанных услуг по передаче электрической энергии, производится гарантирующим поставщиком:

1) на основании показаний общедомовых приборов учета, указанных в Приложении 1 к настоящему Договору и установленных в точках поставки, и индивидуальных приборов учета, за вычетом фактических объемов потребления владельцев нежилых помещений в многоквартирном доме, приобретающих электроэнергию на основании договоров энергоснабжения, заключенных с гарантирующим поставщиком (в случае, если объемы поставок таким владельцам фиксируются общедомовым прибором учета);

2) в случае непредставления исполнителем показаний общедомовых приборов учета или информации об индивидуальном потреблении в жилых и нежилых помещениях за исключением объемов поставки электроэнергии собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями и объема потребления на общедомовые нужды, объем общедомового потребления электрической энергии определяется в следующем порядке:

- для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, объем потребления электрической энергии, на основании показаний общедомовых приборов учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - на основании показаний общедомовых приборов учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены;

- для 3-го и последующих расчетных периодов подряд гарантирующий поставщик самостоятельно рассчитывает объем индивидуального потребления во всех жилых и нежилых помещениях, объем потребления электрической энергии на общедомовые нужды и определяет объем общедомового потребления расчетными способами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

 3) в случае если многоквартирные дома не оборудованы общедомовыми приборами учета, а также в случае выхода их из строя, утраты ранее введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета или истечения срока их эксплуатации - расчетными способами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Редакция соответствует положениям подпункта «а» пункта 21 Правил № 124.

Ответчик в письменных возражениях (Приложение №1 таблица) не оспаривает правовую позицию истца в по пункту 4.5 (листы дела 6-16 том 7).

Исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Пункты 5.2 и 5.7 в договоре предусматривают варианты расчетов за потребленную электрическую энергию в нежилых помещениях.

Истец просит исключить спорные пункты из договора, ссылаясь на требования пункта 6 Правил № 354.

Абзацем третьим пункта 6 Правил № 354 предусмотрено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с пунктом 70 Основных положений № 442 собственник нежилого помещения в многоквартирном доме заключает в соответствии с настоящим документом договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, за исключением случая, когда собственник нежилого помещения в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов приобретает коммунальную услугу по энергоснабжению у исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива.

В силу пункта 18 Правил № 354 в случае если в соответствии с настоящими Правилами исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, не является ресурсоснабжающая организация, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан в течение 5 дней после заключения договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями представить исполнителю их копии, а также в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, - данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.

Из системного толкования указанных норм права следует, что законодатель предусмотрел исключительный случай, предоставляющий собственнику нежилого помещения возможность заключения договора на поставку коммунального ресурса в нежилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, при отсутствии у такого владельца договора на поставку коммунального ресурса с исполнителем коммунальных услуг, в том числе, в лице управляющей организации.

Ответчик не оспорил правовую позицию истца об исключении указанных пунктов из договора (листы дела  6-16 том 7).

Принимая во внимание вышеизложенное, требования истца об исключении из содержания договора пунктов 5.2 и 5.7 подлежат удовлетворению, спорные пункты - исключению.

Пункт 5.5 договора истец полагает необходимым исключить, поскольку Требованиями к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг № 253 определен порядок расчетов в зависимости от поступления платы от потребителей, вместе с тем в договоре предусмотрена обязанность исполнителя ежедневно перечислять денежные средства, полученные от потребителей.

Порядок оплаты за коммунальный ресурс определен в пунктах 5 и 6 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253 - платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.

В соответствии с пунктом 81 Основных положений, исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.

Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Поскольку исполнитель приобретает коммунальный ресурс для оказания услуги собственникам МКД, при установлении редакции спорного пункта следует учитывать сроки оплаты коммунальных услуг граждан.

Таким образом, требования истца в данной части подлежат удовлетворению, текст пункта 5.5 - исключению.

Со ссылкой на пункт 6 Правил № 354 истец просит исключить из пунктов 5.9 и 5.11 договора положения, касающиеся обязанности исполнителя прописывать в платежных документах отдельно суммы за оплату освещения в нежилых помещениях, а также обязанности получать под роспись у поставщика счета, счета-фактуры и товарные накладные за использованную электрическую энергию в нежилых помещениях.

Исходя из обязанности каждого отдельного пользователя или собственника нежилого помещения заключить договор энергоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, а, следовательно, нести соответствующие обязанности по договору энергоснабжения самостоятельно, требования истца об исключении из содержания пунктов 5.9 и 5.11 договора следующих слов: из пункта 5.9.  - «за освещение нежилых помещений;», в пункте 5.11 - «…а по нежилым помещениям в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным.» подлежат удовлетворению.

Пункт 5.12 договора предусматривает способ расчетов за потребленную электроэнергию.

Несогласие истца в редакцией этого пункта выражается в предусмотренной в нем возможности использования поставщиком выставления безакцептного требования в банк, где открыт расчетный счет потребителя.

Также положения данного пункта обязывают исполнителя обеспечить безакцептный порядок списания денежных средств с его расчетного счета в счет платежей по настоящем) договору (в т.ч. предоставить в банк письменное разрешение на безакцептное списание денежных средств со своего расчетного счета на расчетный счет поставщика, заключить соответствующее дополнительное соглашение к договору банковского счета, а также письменно уведомить банк о сроках расчетов, предусмотренных настоящим договором и сообщить банку иные сведения для осуществления безакцептного списания денежных средств) и предоставить копии документов, подтверждающих исполнение этого обязательства (либо соответствующую справку банка). Данное обязательство должно быть исполнено исполнителем в 15-дневный срок с момента заключения настоящего договора и должно исполняться всякий раз при заключении нового договора банковского счета в такой же срок с момента заключения нового договора банковского счета.

Истец утверждает о незаконности действий по безакцептному списанию денежных средств в пользу только одной ресурсоснабжающей организации.

Принимая доводы истца, изложенные в обоснование правовой позиции по данному пункту (лист дела 47 том 6), учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика относительно принятия данного пункта в редакции истца, исковые требования в данной части подлежат  удовлетворению 

Пункт 5.12 истец просил также дополнить положениями о возможности выполнения исполнителем обязательств по oплате электрической энергии путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу гарантирующего поставщика прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате электрической энергии. Уступка оформляется сторонами в виде отдельного договора/соглашения.

Как следует из пункта 26 Правил № 124  в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.

Однако данная правовая норма не предусматривает обязанность ресурсоснабжающей организации заключать договоры уступки права требования в отношении задолженности потребителей, в связи с чем понуждение ответчика к заключению договора уступки права требования на основании данной нормы невозможно.

Исковые требования в данной части подлежат оставлению без удовлетворения.

Пункт 5.13 договора предусматривает порядок осуществления расчетов между поставщиком и исполнителем при получении поставщиком уведомления исполнителя о намерении отказаться от исполнения договора энергоснабжения (мощности) полностью или уменьшить объемы электрической энергии (мощности), приобретаемые у поставщика.

Как следует из содержания спорного пункта, такие расчеты осуществляются на основании счета, который поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного уведомления обязан направить потребителю (покупателю). Указанный счет включает в себя:

- сумму задолженности исполнителя по договору, о расторжении или изменении которого указано в уведомлении исполнителя, на дату получения уведомления (при ее наличии);

- стоимость электрической энергии (мощности), рассчитанную исходя из объема, который прогнозируется к потреблению по договору до заявляемой исполнителем в уведомлении даты его расторжения или изменения, и нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период. Используемый при расчете стоимости электрической энергии (мощности) объем в случае расторжения договора определяется исходя из среднесуточного объема потребления электрической энергии (мощности) за предыдущий расчетный период, а в случае изменения договора - исходя из объемов, на которые будет уменьшена покупка электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика.

Выставленный поставщиком в соответствии с настоящим пунктом счет должен быть оплачен исполнителем не позднее чем за 10 рабочих дней до заявленной им даты расторжения или изменения договора.

При наличии сумм, излишне внесенных исполнителем в счет оплаты электрической энергии (мощности), поставщик направляет исполнителю соответствующее извещение в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления о расторжении или изменении договора от исполнителя.

Для осуществления окончательных расчетов за электрическую энергию (мощность) исполнитель обязан обеспечить предоставление поставщику показаний приборов учета, используемых для расчетов по договору, на дату расторжения или изменения договора.

По мнению истца, ни нормами Правил № 354, ни нормами Правил № 124 не предусматривается выплата исполнителем коммунальных услуг гарантирующему поставщику компенсации в связи с полным отказом от исполнения договора. Поскольку размер обязательств исполнителя коммунальных услуг за поставленный ресурс не может быть больше, чем размер обязательств граждан, пользующихся коммунальными услугами в многоквартирном доме, находящимся в управлении ответчика, условие пункта 5.13, касающееся обязанности исполнителя по выплате компенсации, как считает истец, подлежит исключению.

Ни нормами Правил № 354, ни Правил № 124 не предусматривается выплата исполнителем коммунальных услуг гарантирующему поставщику компенсации в связи с полным отказом от исполнения договора. В данном случае, поскольку размер обязательств исполнителя коммунальных услуг за поставленный ресурс не может быть больше, чем размер обязательств граждан, пользующихся коммунальными услугами в многоквартирном доме, находящимся в управлении ответчика, условие пункта, касающееся обязанности ответчика по выплате компенсации, подлежит исключению.

Истцом предложена редакция пункта 7.1 договора «действие настоящего  договора распространяет вою силу на отношения, возникшие с 06.05.2017, договор действует неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, Основными положениями и настоящим договором».       

Если условия договора определены решением суда, данный договор признается заключенным с даты вступления в силу этого решения, правовая позиция основана на  Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 4408/11 по делу № А68-6859/10.

Согласно пункту 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации  договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Таким образом, правоотношения сторон по спорному договору не могут возникнуть ранее указанного срока.

Пункт 7.1 договора  в редакции  истца подлежит отклонению.

В письменных возражениях ответчик указал также и иные пункты договора, которые истцом не оспаривались, принимая во внимание данное обстоятельство, а также учитывая, что ответчиком не заявлено встречных исковых требований в порядке статьи 132 Арбитражного кодекса Российской Федерации, указанные ответчиком пункты,
не оспоренные истцом в исковых требованиях, не рассматриваются, поскольку спорными не являются.  

При подаче иска управляющей компанией уплачена государственная пошлина
в размере 6 000 руб. 00 коп. по платежному поручению № 347 от 27.07.2017.

В соответствии со статьями 110 - 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины за требования неимущественного характера подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Принять пункты договора энергоснабжения между акционерным обществом «Югорская территориальная энергетическая компания» и обществом с ограниченной ответственностью «Северное жилищно-эксплуатационное управление» 1.2;  2.1.1; 
2.1.2;   2.2.4;  3.1.3;  3.2.2;   4.5;  5,9;   5,11;  5.12  в редакции   общества с ограниченной ответственностью «Северное жилищно-эксплуатационное управление».

Пункты  3.1.1;   3.1.20;   3.1.21;   3.2.6;   5,2;   5,5;   5,7;  5,13;   приложение № 5
к договору «Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)» исключить.

Исковые требования в остальной части оставить без удовлетворения.

Взыскать с акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Северное жилищно-эксплуатационное управление» в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 6 000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца после принятия решения.  Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через суд, принявший решение. 

Судья                                                                                                 Э.ФИО7