ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-13935/19 от 23.09.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

25 сентября 2019 г.

Дело № А75-13935/2019

Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2019 г.

Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2019 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарём Фролковой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Нягани и Октябрьскому району Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без участия представителей сторон,

установил:

государственный инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Нягани и Октябрьскому району Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – административный орган, государственный инспектор ГУ МЧС по г. Нягани
и Октябрьскому району) обратился в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – лицо, привлекаемое
к административной ответственности, предприниматель, ИП ФИО1)

к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, определение суда получило
(л. д. 110).

Судебное заседание проводится в отсутствие представителей надлежаще извещенных сторон, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предпринимателем отзыв на заявленные требования не представлен.

Учитывая, что от сторон не поступили возражения относительно перехода
к рассмотрению дела в судебном заседании непосредственно после окончания предварительного судебного заседания, арбитражный суд на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», завершил подготовку по делу и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Нягани и Октябрьскому району ГУ МЧС поступило письмо от 04.06.2019 № 04/04-Исх-343 от филиала казенного учреждения ХМАО-Югры «Центраспас-Югория» по Октябрьскому району о том, что при комиссионном обследовании источников наружного противопожарного водоснабжения работниками
ПЧ Андра и представителями администрации городского поселения Андра были выявлены нарушения по обслуживанию и содержанию источников наружного противопожарного водоснабжения.

На запрос от 10.06.2019 № 1182-2-16-17-26 администрация дала ответ, что содержанием и техническим обслуживанием пожарных гидрантов и водоемов занимается ИП ФИО1 на основании муниципального контракта от 15.04.2019
№ 0187300003219000128.

Определением от 26.06.2019 было возбуждено административное производство
(л. д. 18).

В ходе проведенного административного расследования было выявлено,
что ИП ФИО1 осуществляет содержание и техническое обслуживание пожарных гидрантов и водоемов без соответствующей лицензии, что подтверждается письмом предпринимателя от 01.07.2019 № 1036 (л. д. 21).

Усмотрев в действиях ИП ФИО1 признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, должностное лицо административного органа 11.07.2019 составило протокол об административном правонарушении № 16. Протокол составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного предпринимателя (почтовый идентификатор: 62818728188999) (л. д. 53).

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения государственного инспектора ГУ МЧС по г. Нягани и Октябрьскому району в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения
и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица,
в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность
за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу закона требует наличия специального разрешения (лицензии).

Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении такой деятельности без лицензии.

Как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2 статьи 3 Закона № 99-ФЗ).

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ).

Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ).

Статьей 9 названного Закона установлено, что лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 Федерального закона, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии; лицензия действует бессрочно.

В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Как следует из части 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона № 99-Ф, лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

При этом пунктом 2 указанной статьи закона предусмотрено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года № 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение о лицензировании № 1225).

Положение о лицензировании № 1225 содержит подробный перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в котором отдельно выделены различные работы (приложение к Положению о лицензировании, далее - Перечень).

В частности, согласно пункту 3 Перечня монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ относится к вышеуказанным работам, подлежащим лицензированию, что опровергает доводы предпринимателя о выполнении им работ по муниципальному контракту, не относящихся к лицензируемым видам деятельности.

Как следует из материалов дела, содержанием и техническим обслуживанием пожарных гидрантов и водоемов занимается ИП ФИО1 на основании муниципального контракта от 15.04.2019 № 0187300003219000128, заключенного с администрацией городского поселения Андра (л.д. 29).

Так, пунктом 1.1 контракта и Техническим заданием, являющимся обязательным приложением к контракту, предусмотрена обязанность подрядчика осуществлять постоянный технический контроль за водопроводной сетью, пожарными гидрантами, кранами и другим оборудованием систем противопожарного водоснабжения, а так же осуществлять их содержание.

Факт осуществления предпринимателем деятельности без специального разрешения (лицензии) установлен судом, подтверждается материалами дела и предпринимателем (письмо предпринимателя от 01.07.2019 № 1036 (л. д. 21).

Таким образом, суд признает, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ материалами дела доказана.

Предприниматель, имея возможность для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензионного вида деятельности, не принял всех зависящих от нее мер по их соблюдению, что свидетельствует о наличии вины в совершении административного правонарушения.

Следовательно, вина предпринимателя в совершении административного правонарушения установлена и доказана.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей
4.5 КоАП РФ не пропущен (дата выявления правонарушения 26.06.2019).

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При определении наказания суд в силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ правонарушениях учитывает в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность то, что предприниматель признает совершение правонарушения, правонарушение совершено впервые. Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суду не представлено.

Судом установлено, что 01.08.2016 предприниматель включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства под категорией «Микропредприятие». Данное обстоятельство подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Между тем, суд полагает невозможным замену административного наказания
в виде штрафа предупреждением в силу характера совершенного деяния, поскольку осуществление деятельности предпринимателем без лицензии, при выдаче которой проверяется возможность надлежащего обеспечения пожарной безопасности лицензируемым лицом, может создавать
возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (статья 3.4 часть 2 КоАП РФ).

С учетом изложенного суд усматривает основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ
с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере минимального предела санкции статьи - 4 000 руб.

Для признания правонарушения малозначительным основания отсутствуют в силу существенной угрозы общественным интересам.

В соответствии с ч. 2 ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлинойне облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН: <***>, дата и место рождения: 14.05.1971 пос. Октябрьское Октябрьского района Тюменской области, зарегистрированного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Октябрьский район, пгт. Андра, городок Общежития ЛПУ, д. 55, кв. 8) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим платёжным   реквизитам: УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Главное управление МЧС России по ХМАО-Югре, л/сч. 04871783400), ИНН <***>,
КПП 860101001, БИК 047162000, расчетный счет <***> в РКЦ Ханты-Мансийск, КБК 17711601 0000 16000 140, ОКТМО 71821000 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые
в бюджеты муниципальных районов».

Квитанция об уплате должна быть представлена в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры не позднее 60 дней со дня  вступления настоящего решения в законную силу. Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет привлечение к ответственности по части 1 статьи  20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                                    О.Г. Чешкова