Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
18 октября 2017 г.
Дело № А75-14585/2017
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2017 г.
Полный текст решения изготовлен 18 октября 2017 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем Суяровой А.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Призма» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании решения от 25.07.2017
№ 03/КА незаконным,
заинтересованные лица:
- Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сургута;
- администрация города Сургута;
при участии представителей:
от антимонопольного органа – ФИО1, доверенность от 25.11.2016 № 27,
от иных лиц – представители не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Призма» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – антимонопольный орган, Управление ФАС) о признании недействительным решения от 25.07.2017 № 03/КА.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сургута, администрация города Сургута.
Заявленные требования мотивированы тем, что в действиях Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута и администрации города Сургута имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ограничении доступа участникам рынка в торгах.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело без участия представителей заявителя и заинтересованных лиц.
Представитель антимонопольного органа заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.
Заслушав представителя антимонопольного органа, исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.06.2017 Департаментом на официальном сайте https://etp.roseltorg.ru было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения Контракта на выполнение работ по демонтажу средств наружной рекламы, извещение о проведении процедуры №0187300006517000779, проведение аукциона назначено на 24.07.2017.
Согласно пункту 3.1. раздела II Технического задания объем работ по демонтажу средств наружной рекламы определен в форме таблицы с тремя разделами: порядковый номер, наименование, количество рекламных конструкций, подлежащих демонтажу: рекламный щит типа «Билборд» или «Ситиборд», размером 3х6 м, размещенный на земле в количестве 356 рекламных конструкций, подлежащих к демонтажу.
Заявитель указывает, что в техническом задании, в муниципальном контракте отсутствуют определения «Ситиборд» и «Билборд». Такие определения отсутствуют и в Федеральном законе «О рекламе». Также заказчиком не указан перечень рекламных конструкций и сведения о конкретных адресах рекламных конструкций, подлежащих демонтажу.
Заявитель полагает, что участник закупки не имеет возможности реально оценить стоимость производимых затрат по демонтажу и транспортировке рекламных конструкций, подлежащих демонтажу так как отсутствует конкретная информация
о точных адресах объектов, подлежащих демонтажу. По мнению заявителя, невозможно определить объем выполняемых работ, место выполнения работ, описание объекта
Согласно сведениям о проводимом аукционе в электронной форме в разделе обоснование начальной цены аукциона (контракта) имеются три коммерческих предложения.
Раздел IV документации об аукционе в электронной форме на право заключения Контракта на выполнение работ по демонтажу средств наружной рекламы – обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержит информацию о рыночных ценах. Источником информации № 1 является коммерческое предложение от ООО «Датум Групп» исх. № КП26-ДГ/17 от 19.05.2017 (вх. № 02-01-4023/17-0 от 19.05.2017 л.д. 62) в котором содержится информация о стоимости выполнения работ по демонтажу отдельно стоящих рекламных конструкций размером 3х6 на территории города Сургута, данное коммерческое предложение содержит следующие виды работ:
- демонтаж верхней части рекламной конструкции стоимость 8 000 руб.;
- демонтаж бетонной подушки (основание) стоимость 6 000 руб.;
- транспортировка рекламной конструкции до места хранения стоимость 900 руб.
Заявитель указывает, что пунктом 5.2 Технического задания электронного аукциона установлен следующий перечень работ:
- демонтаж рекламных конструкций;
- демонтаж осветительных приборов: светильники для люминесцентных ламп;
- демонтаж электропроводки, провода на крюках (якорях) с изоляторами;
- демонтаж панелей рекламных щитов;
- демонтаж основания рекламной конструкции (бетонная подушка);
- погрузочно-разгрузочные работы.
Заявитель полагает, что в обоснование начальной (максимальной) цены контракта были рассчитаны работы в меньше объеме, чем это предусмотрено в техническом задании проводимого аукциона, тем самым заказчик произвел расчет начальной максимальной цены контракта на работы в меньшем объеме, а аукцион объявил на работы в большем объеме.
Общество обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре с жалобой от 14.07.2017 № 27 на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (том 1 л.д. 38).
По итогам рассмотрения жалобы антимонопольный орган решением от 25.07.2017
№ 03/КА признал жалобу заявителя необоснованной (том 1 л.д. 51).
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось
с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия
у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о ней, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по демонтажу средств наружной рекламы (извещение №0187300006517000779) размещены на официальном сайте единой информационной системы 29.06.2017.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки; и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машина ! и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещения о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с техническим заданием заказчиком установлены следующие требования:
1. Рекламный щит типа «Билборд» или «Ситиборд», размером 3х6 м, размещенный на земле в количестве 356;
2.2. Организация и выполнение работ осуществляется на основании Заявок заказчика. Заказчик направляет заявки по мере необходимости и любым способом, указанный в контракте и оговоренным с подрядчиком.
Заявки оформляются в соответствии с приложением №1 настоящего Технического задания и представляют собой информацию, изложенную в письменной форме, содержащую сведения о типах и размерах рекламных конструкций, подлежащих демонтажу, их количестве, адресе местонахождения, собственниках или законных владельцах рекламных конструкций, а также о сроках выполнения демонтажа рекламных конструкций и адрес места передачи на хранение рекламных конструкций после демонтажа.
3.2. Место выполнения работ: город Сургут, адреса рекламных конструкций, подлежащих демонтажу, указываются в заявке Заказчика (Приложение № 1).
5.1.На основании поступившей от заказчика Заявки в установленные сроки осуществляется демонтаж рекламных конструкций с составлением акта демонтажа (Приложение №2).
Демонтаж проводится способом разборки рекламной конструкции на составные части с сохранением их целостности. В случае невозможности разборки рекламной конструкций в силу конструктивных особенностей или износа (коррозии) мест крепления (соединения) составных частей производится резка конструкции с применением специального оборудования с отметкой в акте демонтажа.
5.2.Перечень работ при демонтаже рекламных щитов типа «Билборд» или «Ситиборд», размером 3x6 м, размещенных на земле:
- демонтаж рекламных конструкций;- демонтаж осветительных приборов: светильники для люминесцентных ламп;
- демонтаж электропроводки, провода на крюках (якорях) с изоляторами;
- демонтаж панелей рекламных щитов;
- демонтаж основания рекламной конструкции (бетонная подушка);
- погрузо-разгрузочные работы.
5.3.По окончании демонтажа Подрядчик в тот же день выполняет доставку демонтированных рекламных конструкций до места хранения по указанному в заявке Заказчика адресу хранения, с составлением акта приема-передачи на ответственное хранение (Приложение №3).
Статья 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» устанавливает, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме
и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц
и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
Сити-борды представляют собой рекламные конструкции среднего формата
с внутренним подсветом, имеющие одну или две поверхности для размещения рекламы. Состоят из фундамента, каркаса, опоры и информационною поля.
Билборд - это отдельно стоящая конструкция, предназначенная для размещения рекламного объявления больших размеров. Щит представляет собой раму, обитую листами оцинкованной стали или фанеры, покрытую атмосфероустойчивыми составами, закреплённую на опоре.
Учитывая принцип профессионализма, предусмотренный законодательством
о контрактной системе, для участников закупки осуществляющих демонтаж рекламных конструкций, вышеуказанные виды конструкций являются понятными и допустимыми.
Согласно пункту 11 информационной карты аукционной документации расчет начальной (максимальной) цены контракта указан в разделе IV настоящей документации. Начальная (максимальная) цена контракта включает все расходы Подрядчика, связанные с выполнением обязательств, предусмотренных Контрактом, в полном объеме и надлежащего качества, в том числе: разборка, демонтаж рекламных конструкций, погрузочно-разгрузочные работы, транспортировка демонтированных конструкций, использование любого оборудования, привлечение третьих лиц, уплата налогов и других обязательных платежей, а также все прочие расходы, необходимые для выполнения Подрядчиком всех обязательств по Контракту. Все расходы должны быть включены в расценки и общую цену заявки, представленной участником закупки.
Соответственно, из представленного технического задания прослеживается объем производимой закупки, указаны количественные и качественные характеристики объекта закупки.
На основании вышеизложенного, аукционная документация (техническое задание, проект контракта) содержит следующие сведения:
- количество рекламных щитов;
- размеры и типы рекламных щитов;
- перечень необходимых к выполнению работ;
- общая стоимость работ с учетом всех необходимых затрат и расходов.
- место расположения рекламных щитов определено территориальной границей города Сургута, сведения о месте нахождения рекламных щитов будут указаны в заявке Заказчика по мере необходимости проведения соответствующего демонтажа.
Таким образом, определить стоимость производимых затрат по демонтажу и транспортировке рекламных конструкций, с учетом указанных количественных характеристик демонтируемых конструкций, а также описания подрядных работ в техническом задании возможно.
Данное обстоятельство также подтверждается наличием трех коммерческих предложений, сформированных потенциальными участниками закупки с учетом требований аукционной документации, установленных Заказчиком.
Кроме того, как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.07.2017 № 0187300006517000779-1, на участие в закупке было подано десять заявок, что также свидетельствует о наличии возможности определения стоимости производимых затрат по демонтажу и транспортировке рекламных конструкций.
Отсутствие адресных ориентиров объясняется необходимостью демонтажа незаконно установленных и (или) эксплуатируемых рекламных конструкций. Исходя из характера, назначения, вида, способа монтажа и целей использования, рекламные конструкции устанавливаются на определенный период времени и рассматриваются как движимые вещи, демонтируемые (перемещаемые) без несоразмерного ущерба их назначению.
Адресные ориентиры демонтируемых рекламных конструкций ограничены пределами города Сургута и их расположение не влияет на объем подрядных работ и их стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
При изложенных обстоятельствах комиссия антимонопольного органа обоснованно исходила из отсутствия нарушений законодательства о контрактной системе.
Доводы заявителя о нарушениях при формировании начальной (максимальной) цены контракта несостоятельны.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. .-
Частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что в соответствии с Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах; их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного
самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, не относится к компетенции антимонопольного органа.
Согласно пункту 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ предусмотрено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
С учетом приведенной выше нормы при проведении проверки по жалобе заинтересованного лица на действия организатора торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, антимонопольный орган проверяет, в том числе, соблюдение общих принципов и правил проведения закупок, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Вместе с тем, при обращении в арбитражный суд заявитель должен указать, какие его права и охраняемые законом интересы нарушены обжалуемым ненормативным актом и представить соответствующие доказательства.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено нарушений оспариваемым решением каких-либо прав и законных интересов заявителя.
Учитывая установленные обстоятельства и положения названных норм права, суд считает, что решение антимонопольного органа соответствует закону.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Призма» 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 06.09.2017 № 195, 6 000 руб. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 06.09.2017 № 194.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанциипри условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.В. Зубакина