Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
24 марта 2021 г. | Дело № А75-1489/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 24 марта 2021 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Чешковой О.Г. при ведении протокола заседания секретарём Фархутдиновой А.Т., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сургуту о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии: от заявителя – не явились; от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1 личность проверена видом на жительство 82№1822446 УМВД по ХМАО-Югре выдан 16.09.2020
у с т а н о в и л :
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сургуту (далее - заявитель, УМВД РФ по городу Сургуту) обратилось в суд с заявлением
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1
(далее - предприниматель, лицо, привлекаемое к административной ответственности,
ИП ФИО1 о) к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, административный орган явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
Предприниматель отзыв не представил, требования административного органа не оспорил. В судебном заседании предприниматель признал вину, просил назначить минимальное наказание.
Учитывая, что от сторон не поступили возражения относительно перехода
к рассмотрению дела в судебном заседании непосредственно после окончания предварительного судебного заседания, арбитражный суд на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», завершил подготовку по делу и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.
Судебное заседание проводится в отсутствие представителей административного органа, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав индивидуального предпринимателя ФИО1, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 02.12.2020 в дежурную часть отдела полиции
№ 3 УМВД РФ по городу Сургуту поступило сообщение о том что по адресу: <...> магазине «Продукты» реализуется алкогольная продукция без лицензии.
В ходе проверки установлено, что 02.12.2020 в 15 часов 25 минут в торговом объекте «Продукты», расположенном по адресу: <...> индивидуальный предприниматель ФИО1 допустил реализацию алкогольной продукции две бутылки водки «Северный Ветер» емк. 0,5 л. алк. 40%, стоимостью 300 рублей по цене 150 рублей за одну штуку не имея лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В ходе осмотра магазина также выявлена алкогольная продукция водка «Северный Ветер» емк. 0,5 л. алк. 40% в количестве 12 шт.; водка «Граф Ледофф» емк. 0,5 л. алк. 40% в количестве 4 шт.; водка «Финская Айс» емк. 0,5 л. алк. 40% в количестве 1 шт.; водка «Талка» емк. 0,5 л. алк. 40% в количестве 1 шт.; водка «Деревенька» емк. 0,5 л. алк. 40% в количестве 1 шт.; водка «Ямская» емк. 0,5 л. алк. 40% в количестве 2 шт.; водка «Немиров» емк. 0,5 л. алк. 40% в количестве 3 шт.; водка «Хлебный Сказ» емк. 0,5 л. алк. 40% в количестве 3 шт.
Изъятая алкогольная продукция в количестве 13,5 литров, передана на хранение по акту приема-передачи от 02.12.2020, от 08.12.2020 в Отдел МТО ОТО УМВД России
по г. Сургуту.
Факт реализации алкогольной продукции подтверждается материалами проверки,
а именно: рапортом о выявлении признаков административного правонарушения
(л. д. 8-11), протоколом изъятия вещей и документов от 02.12.2020 (л. д. 20), актам
приема-передачи от 02.12.2020, от 08.12.2021 в Отдел МТО ОТО УМВД России
по г. Сургуту (25-26), объяснениями ФИО1 (л. д. 27), объяснениями ФИО2 (л. д. 29), объяснениями ФИО3 (л. д. 32), объяснениями ФИО4 (л.д. 31), справкой эксперта.
По результатам проверки УМВД РФ по городу Сургуту в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении от 13.12.2020 № 32СУ 081659 по признакам части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ - незаконная розничная продажа алкогольной продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (л. д. 6).
Предприниматель присутствовал при составлении протокола, о чем имеется соответствующая отметка о том, что он с нарушениями согласен.
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
На основании части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При осуществлении производства по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), его виновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.1 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»
(за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, которая влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Закон № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.
В силу пункта 1 статьи 16 Закон № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.
В пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и 5 об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» разъяснено, что в силу положений Закона, в том числе пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.
Ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, установлена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Субъектом данного правонарушения являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поскольку этим лицам запрещена реализация алкогольной продукции.
Материалами дела подтверждено, что в нарушение указанных выше требований в продуктовом магазине «Продукты», расположенном по адресу: <...> индивидуальным предпринимателем ФИО1 незаконно осуществлялась реализация алкогольной продукции, предприниматель лицензии на продажу алкогольной продукции не имеет, в соответствии с Законом
№ 171-ФЗ ему осуществление такой деятельности запрещено.
Предприниматель не обеспечил при организации своей предпринимательской деятельности исключение незаконной реализации алкогольной продукции, чем допустил вышеуказанное правонарушение.
Данный факт подтверждается совокупностью представленных доказательств: рапортом о выявлении признаков административного правонарушения
(л. д. 8-11), протоколом изъятия вещей и документов от 02.12.2020 (л.д. 20), актам
приема-передачи от 02.12.2020, от 08.12.2021 в Отдел МТО ОТО УМВД России по г. Сургуту (25-26), объяснениями ФИО1 (л. д. 27), объяснениями ФИО2 (л. д. 29), объяснениями ФИО3 (л. д. 32), объяснениями ФИО4
(л.д. 31), справкой эксперта о контрафактности нескольких бутылок алкогольной продукции, и не оспаривается по существу лицом, в отношении которого возбуждено административное производство согласно представленному объяснению.
Напротив, предприниматель подтвердил принадлежность ему алкогольной продукции и нахождение её в магазине в целях дальнейшей реализации.
Как следует из положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд находит достаточной совокупность представленных в дело административным органом доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения и его совершение индивидуальным предпринимателем.
Предприниматель самостоятельно организовывает свою деятельность, несет ответственность за осуществление соответствующей деятельности. Продавец является лицом, полномочия которого явствуют из обстановки и в торговом помещении осуществляет все полномочия продавца от имени предпринимателя; действия работника не могут являться основанием для исключения ответственности предпринимателя. Предприниматель не сообщила в ходе выявления факта правонарушения, при составлении административного протокола, а также в ходе судебного разбирательства о наличии обстоятельств, исключающих ее вину в совершении вменяемого правонарушения.
Изложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Действия предпринимателя административным органом квалифицированы правильно.
Наличия исключительных обстоятельств, позволяющих в силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалифицировать правонарушение как малозначительное, судом не выявлено.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд также не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, так как незаконная продажа алкогольной продукции
в отсутствие лицензии и документов, подтверждающих легальность её оборота, свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью потребителям такой продукции.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, составляет один год с момента выявления правонарушения и на момент рассмотрения дела арбитражным судом не истёк.
Назначая наказание, суд принимает во внимание тяжесть допущенного нарушения и его последствия, степень вины привлекаемого к ответственности лица, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем, считает возможным определить размер административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ - 100 000 рублей.
Санкцией части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ в качестве обязательного (безальтернативного) наказания предусмотрена конфискация алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вместе с тем, статьей 3.7 КоАП РФ предусмотрено, что конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий.
Пунктом 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что изъятая или конфискованная алкогольная продукция подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027
«О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утверждены Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
В пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018, разъяснено, что указанный в пункте 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию, а не конфискации, с последующим уничтожением соответствующей продукции в установленном порядке.
Согласно пункту 2 указанного Обзора конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте.
В силу положений части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
С учетом изложенного, алкогольная продукция, изъятая протоколом от 02.12.2020 по адресу: магазин «Продукты», <...>, в количестве 13,5 литров, переданная на хранение в Отдел МТО ОТО УМВД России по г. Сургуту по акту от 02.12.2020 подлежит уничтожению.
Требования административного органа подлежат удовлетворению.
По делам о привлечении к административной ответственности уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Р Е Ш И Л :
заявление удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, внесение сведений о регистрации предпринимателя 14.03.2019, дата рождения 18.07.1991, место рождения: Азербайджан, адрес местонахождения: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут,
ул. Щепоткина 20Б кв. 206) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде административного штрафа в размере
100 000 (сто тысяч) рублей.
Алкогольная продукция, изъятая протоколом от 02.12.2020 по адресу: магазин «Продукты», <...>, в количестве 13,5 литров, переданная на хранение в Отдел МТО ОТО УМВД России по г. Сургуту по акту от 02.12.2020 подлежит уничтожению.
Административный штраф подлежит перечислению по следующим платёжным реквизитам: УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Управление МВД России по г. Сургуту ХМАО-Югры), ИНН <***>, КПП 860101001, БИК 047162000, расчетный счет <***> в РКЦ Ханты-Мансийск,
КБК 188116 01141010171140, ОКТМО 71876000, УИН 18880486200320816590.
Квитанция об уплате должна быть представлена в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры не позднее 60 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу. Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет привлечение к ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья О.Г. Чешкова