Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
26 мая 2020 г. | Дело № А75-1515/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2020 г.
Полный текст решения изготовлен 26 мая 2020 г.
Арбитражный суд в составе судьи Кубасовой Э.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайцевой В.А., рассмотрел в заседании арбитражного суда первой инстанции дело по иску Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН <***> от 30.12.2016, ИНН <***>, место нахождения: 625000, <...>) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН <***> от 20.07.2009, ИНН <***>, место нахождения: 625000, <...>) об изъятии в казну Российской Федерации доли мест общего пользования
без участия лиц, участвующих в деле,
установил:
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступило исковое заявление Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - истец, Управление Росстата) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - ответчик, МТУ Росимущества) об изъятии в казну Российской Федерации долю мест общего пользования площадью 42,18 кв.м., поставленных на кадастровой учет в качестве кабинета 1, площадью 71,4 кв.м., кадастровый номер 86:16:0060114:1349, расположенных в помещении по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, закрепленного на праве оперативного управления за Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба государственной статистики (далее - Росстат), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Росреестр), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
От ответчика, Росстата, Росреестра в материалы дела поступили отзывы
на исковое заявление.
Лица ,участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте заседания суда в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично путем опубликования определения арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, явку представителей в суд не обеспечили.
В силу статей 71, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд, исследовав с учетом требований статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, приходит
к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19.01.2009 № 13-р «О передаче имущества в оперативное управление» (л.д. 13), территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре было передано на праве оперативного управления нежилое помещение общей площадью 157,9 кв.м, кадастровый номер: 86:16:0060114:224, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>.
Помещение передано по акту приема-передачи от 19.01.2009 № 169/5 (л.д. 14).
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 09.08.2016 № 404 «О реорганизации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу и создании Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу» 01.01.2017 создано Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.
Помещение передано территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по передаточному акту от 30.12.2016, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
В связи с оптимизацией штатной численности, с целью сокращения расходов на содержание неиспользуемых нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении, и передачи излишков площадей в казну Российской Федерации, Управление Росстата осуществило раздел помещения, обратился в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав на вновь образованные в результате раздела нежилые помещения: кабинет 1 общей площадью 71,4 кв.м, кадастровый номер: 86:16:0060114:1349, кабинет 4, площадью 35,4 кв.м., кадастровый номер: 86:16:0060114:1346, кабинеты 5,6 общей площадью 34,1 кв.м., кадастровый номер: 86:16:0060114:1347, и кабинет 7 обшей площадью 17 кв.м., кадастровый номер: 86:16:0060114:1348, с постановкой на государственный кадастровый учет. На указанные объекты недвижимости зарегистрировано право оперативного управления Управление Росстата, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 21.05.2018 (л.д. 15-33).
В связи с высвобождением кабинетов №№ 5, 6, 7, истец обратился письмом от 14.06.2018 № НМ-74-01/824-ИС (л.д. 45) в Росимущество с просьбой изъять в государственную казну Российской Федерации указанные нежилые помещения и долю мест общего пользования.
На основании распоряжения от 24.06.2019 № 328/06-р «О казне Российской Федерации» Кабинет № 5,6 и Кабинет № 7 переданы в государственную казну Российской Федерации.
Таким образом, в оперативном управлении истца в настоящее время находится кабинет 4 общей площадью 35,4 кв.м., кадастровый номер: 86:16:0060114:1346, а также места общего пользования общей площадью71,4 кв.м.
Ссылаясь на несение истцом необоснованных расходов по содержанию имущества в полном объеме мест общего пользования в нежилом помещении, истец письмом от 28.08.2019 № ТТ-74-01/635-ТС (л.д. 46), обратился в Росимуществ с просьбой произвести перерасчет доли мест общего пользования и издать распорядительный документ об изъятии доли мест общего пользования из оперативного управления Управление Росстата.
Поскольку вопрос об изъятии доли мест общего пользования из оперативного управления Управлением Росстата не решен, истец обратился в суд с иском.
Право на обращение в суд принадлежит лицам в случае нарушения либо оспаривания их прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лицо, права которого нарушены, вправе применять способы защиты нарушенных прав, предусмотренные законом, в том числе, указанные в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Соответственно, задачи судопроизводства выполняются при рассмотрении и разрешении арбитражным судом в порядке, установленном законом, отнесенных к его ведению споров. Наличие между сторонами спора является одним из условий для его разрешения в судебном порядке.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются наличие у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта нарушения последних именно ответчиком.
На основании пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 названного Кодекса.
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса).
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса).
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
В силу части 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно статье 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
По правилам части 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
На основании положений части 1 статьи 235, статьи 236, части 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации Управление Росстата имеет право на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования.
Учитывая, что спорное имущество не используется истцом в его деятельности, при этом на Управление Росстата возлагаются дополнительные расходы по содержанию указанного имущества, суд приходит к выводу, что истец реализовал свое право на отказ от права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования указанными объектами.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее по тексту - Положение № 432), Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения № 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества, неиспользование имущества в соответствии с целями деятельности Управления Росстата, суд приходит к выводу о наличии оснований для обязания МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО изъять из оперативного управления в казну Российской Федерации спорное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за истцом.
С учетом установленных при рассмотрении спора фактических обстоятельств, норм права, подлежащих применению, совокупности доказательств, имеющихся
в деле, требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе изъять в казну Российской Федерации долю мест общего пользования площадью 42,18 кв.м., поставленных на кадастровой учет в качестве кабинета 1, площадью 71,4 кв.м., кадастровый номер 86:16:0060114:1349, расположенных в помещении по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, закрепленного на праве оперативного управления за Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу
Решение суда может быть обжаловано в течении одного месяца со дня вынесения решения в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Э.Л. Кубасова