Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина, 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
26 сентября 2019г. | Дело № А75-15179/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2019 г.
Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2019 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Нижневартовскавиа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконными решения от 19.06.2019 № 02/ОВ-5048 и предписания от 19.06.2019 № 02/ОВ-5049,
заинтересованное лицо - общество с ограниченной ответственностью «Лакокрасочная компания».
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
акционерное общество «Нижневартовскавиа» (далее – общество, АО «Нижневартовскавиа», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – антимонопольный орган, управление) о признании незаконными решения от 19.06.2019 № 02/ОВ-5048 и предписания от 19.06.2019 № 02/ОВ-5049.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Лакокрасочная компания» (далее – ООО «Лакокрасочная компания»).
В обоснование требований заявитель ссылается, что им обоснованно отказано в допуске к участию в закупке обществу с ограниченной ответственностью «Лакокрасочная компания», поскольку в составе заявки представлены не все требуемые документы.
Антимонопольный орган не согласился с заявленными требованиями. Считает оспариваемые решение и предписание законными и обоснованными, поскольку участник закупки представил все требуемые документы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон
№ 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ООО «Лакокрасочная компания» (далее - участник закупки) на действия заказчика — АО«Нижневартовскавиа», при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку лакокрасочных материалов для маркировки искусственной взлетно-посадочной полосы, извещение № 31907890581.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом в адрес участников закупки, заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 17.06.2019.
По результатам рассмотрения жалобы ООО «Лакокрасочная компания» антимонопольным органом приняты оспариваемые решение и предписание, согласно которым в действиях заказчика установлены нарушения требований части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в необоснованном признании заявки участника не соответствующей требованиям документации.
Полагая, что вынесенные решение и предписание не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-Ф3, Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии со статьей 2 Закона № 223-Ф3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-Ф3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1)осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2)неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3)предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4)осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5)неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках Комиссия антимонопольного органа ограничена доводами жалобы.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Нижневартовскавиа» (далее - Положение о закупках), утвержденного решением совета директоров АО «НВА», протокол от 26.12.2018 № 137.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru23 мая 2019 года заказчиком опубликовано извещение № 31907890581 о запросе предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку лакокрасочных материалов для маркировки искусственной взлетно-посадочной полосы.
Протоколом от 03.06.2019 № 72-ЭЗП/2019-2 заявка участника ООО «Лакокрасочная компания» не допущена к дальнейшему участию по основанию непредставление приложений к бухгалтерской отчетности: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании средств.
Как вино из материалов дела закупка проводилась среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
ООО «Лакокрасочная компания» находится на упрощенной системе налогообложения.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять субъекты малого предпринимательства.
Согласно пункту «а» части 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н
«О формах бухгалтерской отчетности организаций» организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям).
Согласно письму Минфина России от 27.12.2013 № 97091-06/57795
«Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность», исходя из части 1 статьи 30 Федерального закона № 402-ФЗ, до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности могут применяться: субъектами малого предпринимательства, а также коммерческими организациями, указанными в пункте 3 части 4 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ, - формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, предусмотренные приложением № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - приказ Минфина России № 66н).
Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н разрешает организациям, относящимся к малому бизнесу, формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. Она подразумевает представление бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках с отражением показателей по группам статей без детализации, а также указание в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации.
Минфин Российской Федерации рекомендует применять приказ № 66н и не включать в представляемую в налоговый орган бухгалтерскую отчетность отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, а также пояснительную записку. Исключение составляет наиболее важная информация, без которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности
Организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета
о целевом использовании средств (п. 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010
№ 66н, п. 27 Информации Минфина России от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
Если организация не применяет указанные формы, то в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств она может включить показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям) (пп. «а» п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н, п. 27.1 Информации Минфина России от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
В соответствии с данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы, ООО «Лакокрасочная компания» относится к субъектам малого предпринимательства.
В заявке участника ООО «Лакокрасочная компания» были представлены: упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность форма по КНД 0710096; бухгалтерский баланс форма по ОКУД 0710001, с включенной информацией о целевых средствах и фонде недвижимого и особо ценного движимого имущества и иных целевых фондах; отчет о финансовых результатах форма по ОКУД 0710002.
Поскольку законодательством установлена возможность непредставления субъектами малого предпринимательства отчета об изменениях капитала; отчета о движении денежных средств; отчета о целевом использовании средств, требование об их представлении заказчиком необоснованно
Как указывает заказчик в возражениях на жалобу в УФАС России
по ХМАО - Югре от 11.06.2019 № 01-05/452 (том 2 л..д 39), участник закупки не обязан в соответствии с законодательством Российской Федерации представлять в налоговый орган приложения к бухгалтерской отчетности (отчеты об изменениях капитала; о движении денежных средств; о целевом использовании средств). Вместе с тем, по мнению заказчика, согласно главе 10.5 Положения о закупках (том 2 л.д. 95) и требованиям Документации о проведении конкурентной закупки № 72-ЭЗП/2019 (том 2 л.д. 127) он должен был представить письменные пояснения о причинах непредставления указанных документов.
Учитывая, что закупка проводилась только среди субъектов малого и среднего предпринимательства, которые имеют право на применение упрощенной системы и непредставление отчета об изменениях капитала; отчета о движении денежных средств; отчета о целевом использовании средств, суд находит требование заказчика о необходимости представлении дополнительно письменных пояснений по указанному обстоятельству формальным, излишним и не обоснованным.
В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссией антимонопольного органа пришла к обоснованному выводу о том, что заявка участника ООО «Лакокрасочная компания» соответствовала требованиям документации.
Таким образом, решение антимонопольного органа не подлежит признанию недействительным.
Поскольку оспариваемое предписание выдано на основании законного решения, оно также не подлежит признанию недействительным.
Учитывая установленные обстоятельства и положения названных норм права, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.