ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-1522/2018 от 17.04.2018 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

24 апреля 2018 г.

Дело № А75-1522/2018

Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2018 г.

Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2018 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Фёдорова А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем
Ощепковой И.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации сельского поселения Нижнесортымский (ОГРН 1058603874042, ИНН 8617022016, место нахождения: 628447, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район,
п. Нижневсортымский, пер. Таежный, 2) к Департаменту финансов администрации Сургутского района (ОГРН 1028601680656, ИНН 8617011381, место нахождения: 628433, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, пгт. Белый Яр,
ул. Маяковского 1А) о признании приказов недействительными,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Слугина Н.М. по доверенности от 09.10.2017 № 25,

от заинтересованного лица – Черняева Е.Д. по доверенности от 02.03.2018 № 10-19-397,

от третьего лица - Сабельфельд Е.В. по доверенности от 25.12.2017 № 428, Валов С.В.
по доверенности от 09.01.2018 № 2 (после перерыва);

установил:

администрация сельского поселения Нижнесортымский (далее - заявитель) обратилось
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением
к Департаменту финансов администрации Сургутского района (далее – заинтересованное лицо) о признании приказа от 21.11.2017 № 40-п о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский, приказа от 04.12.2017 № 43-п о внесении изменений
в приказ от 21.11.2017 № 40-п, приказа от 29.12.2017 № 53-п о внесении изменений
в приказ от 21.11.2017 № 40 недействительными.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Сургутского района (далее – третье лицо).

До начала судебного заседания от заявителя поступили возражения на отзыв заинтересованного лица.

От заинтересованного лица посредством системы «Мой арбитр» поступили дополнения к отзыву.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представители заинтересованного лица, третьего лица против удовлетворения заявления возражали.

В соответствии с частью 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.04.2018 был объявлен перерыв
до 10 часов 00 минут 17.04.2018.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Представитель заявителя представил дополнительные объяснения.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Департаментом финансов администрации Сургутского района издан приказ от 21.11.2017 № 40-п «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский» (далее - Приказ № 40-п), согласно которому
с 22.11.2017 приостановлено предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский в сумме
3 188 699 руб. 65 коп. в связи с выявлением факта нарушения органами местного самоуправления сельского поселения Нижнесортымский условий предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренных подпунктом и) пункта 5.2 раздела
5 приложения к решению Думы Сургутского района от 01.10.2013 № 389
«Об утверждении порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района», выразившегося в невыполнении администрацией сельского поселения Нижнесортымский полномочий по решению вопросов местного значения
и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских, сельских 1 поселений Сургутского района (наличие заключения комитета жилищно-коммунального, хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района от 16.11.2017 № 12-06-006821 «О неисполнении органом местного самоуправления сельского поселения Нижнесортымский полномочии по решению вопросов местного значения»).

Приказом Департамента от 04.12.2017 № 43-п «О внесении изменений в приказ
от 21.112017 № 40-п» (далее - Приказ № 43-п) в Приказ № 40-п внесены изменения,
в соответствии с которыми с 04.12.2017 приостановлены межбюджетные трансферты
из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский
на 2017 год в сумме 3 888 132 руб. 90 коп., на 2018 год в сумме 22 656 210 руб. 52 коп.,
на 2019 год в сумме 20 097 290 руб. 96 коп.

Согласно внесенных изменений в Приказ № 40-п приказом Департамента
от 29.12.2017 № 53-п «О внесении изменений в приказ от 21.11.2017 № 40»
(далее - Приказ № 53-п) приостановлено предоставление межбюджетных трансфертов
из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский
на 2018 год в сумме 31 813 741 руб. 13 коп., на 2019 год в сумме 27 149 121 руб. 77 коп., на 2020 год в сумме 24 299 029 руб. 77 коп.?

Заявитель, полагая, что данные приказы не соответствуют бюджетному законодательству Российской Федерации, нарушают его права и законные интересы
в сфере экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений
и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение
и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований
и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.

Как следует из оспариваемых приказов, основанием для приостановления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский послужило заключение комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района от 16.11.2017
№ 12-06-006821 «О неисполнении органом местного самоуправления сельского поселения Нижнесортымский полномочии по решению вопросов местного значения», которым установлено, что администрацией сельского поселения Нижнесортымский
не исполнялись полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 14, статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), а также не устранение выявленных нарушений.

Согласно заключению администрацией сельского поселения Нижнесортымский
не утверждены технические задания на разработку инвестиционных программ
по развитию, модернизации и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности в сфере водоснабжения
и водоотведения на территории поселения, не проведена актуализация схемы теплоснабжения, отказано в принятии на коммерческий учет узлов учета на объектах социальной сферы, инвестиционная программа по реконструкции, модернизации
и развитию систем теплоснабжения не разработана, не обеспечено исполнение поручений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(«Получение разрешения на строительство и территориальное планирование», согласно мероприятий 24-28 целевых показателей паспортов портфелей проектов «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование»), не заключено соглашение о взаимодействии по приёму заявок и заключению договоров
на подключение (технологическое присоединение) многоквартирных жилых домов, соответствующих параметрам «модельного объекта» к сетям инженерно-технического обеспечения.

Заявитель, в свою очередь, считает, что комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района не является органом муниципального финансового контроля и не наделен функциями контроля
за деятельностью органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации
и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса
и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным статьёй 31 БК РФ, средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых органами государственной власти (органами местного самоуправления),
иного публично-правового образования, могут предоставляться исключительно в форме межбюджетных трансфертов, под которыми согласно положениям
статьи 6 БК РФ понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

К бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо полномочий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, относятся, в том числе установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений отнесено к бюджетным полномочиям муниципальных районов (абзац 3 пункта 2 статьи 9 БК РФ).

Статьёй 141.1 БК РФ предусмотрено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии
с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, муниципальные образования (районы) самостоятельны в вопросах определения случаев, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов
из средств бюджета района бюджетам сельских поселений.

Вместе с тем, статьей 3 БК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 142 БК РФмежбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме: дотаций из бюджетов муниципальных районов
на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; дотаций из бюджетов городских округов с внутригородским делением на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов; субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений в случаях, установленных
статьями 133 и 140 настоящего Кодекса; субвенций из бюджетов городских округов с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов в случаях, установленных статьями 133 и 140 настоящего Кодекса; субсидий, перечисляемых из бюджетов городских, сельских поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера; субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений (внутригородских районов) и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением); иных межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений (за исключением межбюджетных трансфертов
на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения
в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления городских, сельских поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Положения бюджетного законодательства направлены на обеспечение финансовой стабильности и устойчивости экономической деятельности всех субъектов бюджетной системы Российской Федерации.

В данном случае, случаи, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов установлены Порядком предоставления межбюджетных трансфертов
из бюджета Сургутского района», утвержденным Решением Думы Сургутского района
от 01.10.2013 № 389 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений предоставляются из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений Сургутского района при недостатке доходов местных бюджетов для финансового обеспечения необходимых расходных обязательств поселений Сургутского района по решению вопросов местного значения (пунктом. 4.2.1).

Право на получение дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений имеют городские и сельские поселения Сургутского района, объём расчётных доходов которых (с учётом дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений и изменения остатка средств на счёте бюджета поселений) ниже расчётных расходов на очередной финансовый год (пункт 4.2.2).

Расчёт и распределение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений осуществляется в соответствии с методикой расчёта и распределения дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов городских, сельских поселений Сургутского района согласно приложению 1 к настоящему Порядку (пункт 4.3.3).

Объём и распределение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений утверждаются решением Думы Сургутского района о бюджете Сургутского района на очередной финансовый год и плановый период (пункт 4.3.4).

Перечисление дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений бюджетам городских, сельских поселений осуществляется финансовым органом администрации Сургутского района ежемесячно в пределах доведённых бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (пункт 4.3.5).

Дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений направляются органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сургутского района на исполнение расходных обязательств поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 4.3.6).

На основании изложенного следует, что Департаментом финансов администрации Сургутского района доводится до поселений Сургутского района информация о сумме предоставляемой дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений
для утверждения ее в бюджете поселения на соответствующий финансовый год,
а поселение самостоятельно определяет направление использования выделенных сумм
в пределах доведенных объемов.

Таким образом, доведенные до сельского поселения Нижнесортымский размеры межбюджетных трансфертов на 2017, 2018-2020 годы учтены при формировании бюджета поселения на указанные финансовые периоды.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ, Закон
о местном самоуправлении) в соответствии с
Конституцией Российской Федерации установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.

В соответствии со статьей 1 Закона № 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление
в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «и» пункта 5.1 Порядка к условиям получения межбюджетных трансфертов отнесено выполнение органами местного самоуправления городских
и сельских поселений Сургутского района полномочий по решению вопросов местного значенияи иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских и сельских поселений Сургутского района (отсутствие актов прокурорского реагирования, государственных органов контроля (надзора), органов общественного контроля, заключений отраслевых (функциональных) органов администрации Сургутского района по вопросам неисполнения либо ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления городских, сельских поселений Сургутского района полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских и сельских поселений района).

Само по себе включение данного ограничения в условия предоставления межбюджетных трансфертов не противоречит положениям Бюджетного кодекса и может служить основанием для отказа в предоставлении, либо приостановления предоставления межбюджетных трансфертов.

Вместе с тем, расширительное толкование приведенной нормы и распространение
её последствий на любое нарушение исполнения сельским поселением возложенных
на него полномочий по решению вопросов местного значения ведет к необоснованному контролю со стороны муниципального района за муниципальным образованием - сельским поселением как самостоятельным субъектом местного самоуправления.

Вопросы контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления,
их должностных лиц регламентированы в главе 10 Закона № 131-ФЗ.

В соответствии со статьёй 77 Закона № 131-ФЗ контроль и надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации, государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора)
за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), в пределах своей компетенции.

Органы местного самоуправления муниципальных районов не указаны в числе органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора за решением органами местного самоуправления сельских поселений вопросов местного значения.

В то же время, самостоятельность и независимость муниципальных образований
по отношению друг к другу не исключает предусмотренного бюджетным законодательством муниципального финансового контроля, который ограничивается нормами БК РФ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе муниципальными.

В соответствии с частью 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (часть 3 статьи 265 БК РФ).

Положениями части 2 статьи 267.1 БК РФ предусмотрено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Согласно пункту 2 статьи 306.2 БК РФ к участникам бюджетного процесса может быть применена такая бюджетная мера принуждения, как приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В соответствии со статьями 306.4 - 306.8 БК РФ за совершенные участниками бюджетного процесса бюджетные нарушения предусмотрены две меры принуждения:
в виде приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов
(за исключением субвенций) и бесспорного взыскания средств бюджета.

В соответствии со статьей 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом
(главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных
с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта,
и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов
(за исключением субвенций).

Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов предполагает прекращение соответствующим главным распорядителем бюджетных средств
на основании акта финансового органа осуществления операций по перечислению межбюджетных трансфертов, и прекращение санкционирования органом Федерального казначейства (финансовым органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования) операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов
из соответствующего бюджета.

Из приведенного выше пункта 2 статьи 306.2 БК РФ также следует, что бюджетные меры принуждения могут быть применены к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение.

По смыслу приведенной нормы, субъектом ответственности по бюджетному законодательству является лицо, допустившее бюджетное нарушение. При этом к числу субъектов относятся не только главные распорядители (распорядители) бюджетных средств и главные администраторы доходов, но и получатели бюджетных средств. Основанием для применения бюджетных мер принуждения является уведомление органа государственного (муниципального) финансового контроля, при этом решение
о применении бюджетной меры принуждения принимается финансовым органом
по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения (
статьи 306.2, 306.3 БК РФ). Таким образом, бюджетная мера принуждения применяется в отношении лица, допустившего нарушение и упомянутого в уведомлении, и лишь в связи с фактическими обстоятельствами, выявленными уполномоченным органом.

БК РФ не ограничивает финансовый орган в свободе выбора конкретной меры, однако в любом случае следует обеспечивать достижение цели мер принуждения, то есть возмещения использованных с нарушением средств бюджета с наименьшим негативным эффектом для исполнения соответствующего бюджета.

Как следует из материалов дела, распоряжением администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2014 № 282-р утверждено Положение об управлении муниципального финансового контроля администрации Сургутского района.

Постановлением администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.03.2015 № 807-нпа утвержден Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок
в Сургутском районе.

В соответствии с пунктом 1.2 данного Порядка органом внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и контроля в сфере закупок является управление муниципального финансового контроля администрации Сургутского района.

Приказом от 27.09.2017 № 32-п утвержден Порядок проведения проверки соблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района.

Пунктом 6 Порядка проведения проверки соблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района предусмотрено, что при проведении проверки соблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района, работники структурных подразделений департамента финансов администрации Сургутского района осуществляют рассмотрение документов и материалов, в том числе проводят анализ информации о выполнении органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сургутского района полномочий по решению вопросов местного значения (наличие (отсутствие)) актов привлечения к административной ответственности, актов прокурорского реагирования, государственных органов контроля (надзора), органов общественного контроля, заключений отраслевых (функциональных) органов администрации Сургутского района по вопросам неисполнения либо ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления поселений полномочий по решению вопросов местного значения.

С учетом изложенного, муниципальный район в лице Департамента финансов администрации Сургутского района не лишен права осуществлять финансовый контроль за администрацией сельского поселения Нижнесортымский, в том числе за надлежащим исполнением сельским поселением возложенных на него полномочий по решению вопросов местного значения, только в рамках выделенных им в форме межбюджетных трансфертов бюджетных средств района на эти цели и применять в случае выявления нарушения меры, предусмотренные БК РФ, в том числе проводить проверки
по соблюдению условий предоставления межбюджетных трансфертов (финансового контроля).

Однако такая мера бюджетного принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов допускается применением только в случае бюджетного нарушения, в соответствии и в порядке, предусмотренном БК РФ и принятыми
в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.

В отношении заявителя бюджетное нарушение установлено не было, мероприятия по проведению финансового контроля не проводились, в связи с чем применение такой бюджетной меры принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов является необоснованным и противоречит нормам бюджетного законодательства.

Заинтересованное лицо ссылается на то, что действовало в соответствии с Приказом Департамента финансов от 09.08.2017 № 28-п, которым утвержден Порядок принятия решений о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района (в редакции от 15.11.2017 № 39-п Приказа
О внесении изменений в приказ от 09.08.2017 № 28-п).

Согласно пункту 5 названного Порядка основанием для приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений Сургутского района является нарушение органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сургутского района условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам Сургутского района, установленных главой 5 Порядка.

Решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету городского или сельского поселения Сургутского района принимается на основании заключений работников Департамента финансов администрации Сургутского района, уполномоченных
на проведение проверок соблюдения органами местного самоуправления городских, сельских поселений Сургутского района условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района (пункт 8 Порядка о приостановлении).

Приведенные положения сами по себе не противоречат нормам бюджетного законодательства, однако неверно трактуются заинтересованным органом как дающие право на осуществление муниципальному району (его органам местного самоуправления) контроля за деятельностью сельского поселения в любой сфере, в том числе не связанной с финансированием из бюджета района.

Департамент финансов не наделен полномочиями по осуществлению контроля за решением органами местного самоуправления сельского поселения вопросов местного значения поселения (статьи 70, 77 Закона № 131-ФЗ), не связанными с исполнением бюджетного законодательства.

Суд пришел к выводу, что Департамент финансов администрации Сургутского района вышел за рамки своих полномочий при принятии решений о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов сельскому поселению Нижнесортымский.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах оспариваемые приказы являются незаконными, нарушают права заявителя и подлежат отмене.

Государственная пошлина судом не распределяется, поскольку стороны освобождены от ее уплаты в силу пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать приказы Департамента финансов администрации Сургутского района
от 21.11.2017 № 40-п «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский», от 24.12.2017 № 43-п «О внесении изменений в приказ от 21.11.2017 № 40-п», от 29.12.2017 № 53-п «О внесении изменений в приказ от 21.11.2017 № 40-п» недействительными.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья А.Е. Фёдоров