ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-1525/2018 от 19.03.2018 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

26 марта 2018 г.

Дело № А75-1525/2018

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2018 г.

Полный текст решения изготовлен 26 марта 2018 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации сельского поселения Нижнесортымский к Департаменту финансов администрации Сургутского района о признании недействительными приказов от 21.11.2017 № 41-п
и от 29.12.2017 № 52-п о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский,
как несоответствующих бюджетному законодательству Российской Федерации,

при участии представителей сторон:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 09.10.2017 № 25,

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 02.03.2018 № 10-19-398, ФИО4 по доверенности от 02.03.2018 № 10-19-397

установил:

Администрация сельского поселения Нижнесортымский (далее так же – заявитель, Администрация) обратилась в суд с заявлением к Департаменту финансов администрации Сургутского района (далее – заинтересованное лицо, Департамент финансов) о признании недействительными приказов от 21.11.2017 № 41-п и от 29.12.2017 № 52-п
о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский, как несоответствующих бюджетному законодательству Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил, что основанием для принятия оспариваемых приказов послужили следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Комитетом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района (далее – Комитет ЖКХ) выявлены факты неисполнения Администрацией полномочий по решению вопросов местного значения, установленных пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно: в соответствии с пунктом 3.1.2 Соглашения от 08.07.2015 № 361 «О передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский» органам местного самоуправления муниципального образования Сургутский район переданы полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в части строительства объекта инженерного обеспечения водоотведения – «Расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский».

Существующие канализационные очистные сооружения проектной мощностью
800 м3/сут (КОС-800) находятся в собственности сельского поселения Нижнесортымский (распоряжение Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.09.2009 № 2869) и переданы в хозяйственное ведение МУП УТВиВ «Сибиряк» муниципального образования сельского поселения Нижнесортымский (далее - МУП УТВиВ «Сибиряк»).

04.07.2017 МУП УТВиВ «Сибиряк» самостоятельно прекратило прием сточных вод для очистки на действующем объекте «Канализационно-очистная станция КОС-800». 12.07.2017 указанная станция была выведена из эксплуатации.

Работы по объекту «Расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский» закончены не были и указанный объект не передан на праве хозяйственного ведения в МУП «УТВиВ Сибиряк». Таким образом, на территории сельского поселения Нижнесортымский канализационно-очистные сооружения не введены в эксплуатацию
в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Прием сточных вод для очистки на действующем объекте, не осуществляется из-за отсутствия мощности.

Администрацией Сургутского района направлялись обращения в адрес главы
сельского поселения Нижнесортымский о необходимости восстановления работоспособности КОС (обращения от 30.10.2017 № 12-06-006420, от 31.10.2017
№ 12-06-006454, протокол комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Сургутского района от 07.11.2017 № 16, обращение МУП «ТО УТВиВ №1» от 08.11.2017 № 01-5679).

Поскольку ответы на указанные обращения не были получены, Администрацией не выполняются полномочия по решению вопросов местного значения, Комитетом ЖКХ подготовлено и направлено в адрес Департамента финансов заключение от 16.11.2017
№ 12-06-006-820 (том 1 л. д. 43) с предложением рассмотреть вопрос о нарушении Администрацией условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района с применением мер воздействия в виде приостановления межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения.

На основании поступившего в Департамент финансов вышеуказанного заключения Комитета ЖКХ от 16.11.2017 № 12-06-006820, департамент посчитал установленным факт неисполнения Администрацией полномочий по решению вопросов местного значения, что по его мнению, является нарушением подпункта и) пункта 5.2 раздела 5 Приложения
к решению Думы Сургутского района от 01.10.2013 № 389 «Об утверждении Порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района» и служит основанием для применения мер в виде приостановления (сокращения) межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский, о чём составлено заключение от 21.11.2017 № 1
(том 1 л. д. 40).

Приказом от 21.11.2017 № 41-п (том 1 л. д. 36) приостановлено с 22.11.2017 предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский в сумме 3 188 699,65 руб., из них дотация на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений в сумме 3 188 699,65 руб. Установлен срок для устранения выявленных нарушений до 10.12.2017.

В связи с неустранением органами местного самоуправления сельского поселения Нижнесортымский нарушений условий предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренных подпунктом и) пункта 5.2 раздела 5 Приложения к решению Думы Сургутского района от 01.10.2013 № 389 «Об утверждении Порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района» в установленный срок, Приказом от 29.12.2017 № 52-п (том 1 л. д. 38-39) внесены изменения в Приказ от 21.11.2017 № 41-п, пункт 1 приказа изложен в следующей редакции: «Приостановить предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету
с.п. Нижнесортымский на 2018 год в сумме 31 813 741,13 руб., на 2019 год в сумме 27 149 121,77 руб., на 2020 год в сумме 24 299 029,77руб. из них:

1) Дотация на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений на 2018 год
в сумме 23 374 500 руб., на 2019 год в сумме 22 765 500 руб., на 2020 год в сумме 20 015 300 руб.;

2) Иные межбюджетные трансферты на развитие материально-технической базы учреждений культуры городских и сельских поселений Сургутского района на 2018 год
в сумме 530 000 руб., на 2019 год в сумме 530 000 руб., на 2020 год в сумме 530 000 руб.

3) Иные межбюджетные трансферты за счет средств софинансирования субсидии
на поддержку отрасли культуры на развитие библиотечного дела на 2018 год в сумме 3 529,00 руб., на 2019 год в сумме 3 529,00 руб., на 2020 год в сумме 3 529,00 руб.

4) Иные межбюджетные трансферты за счет средств софинансирования субсидии
на развитие сферы культуры в муниципальных образованиях автономного округа
на модернизацию музеев на 2018 год в сумме 6 427,00 руб., на 2019 год в сумме
6 427,00 руб., на 2020 год в сумме 6 427,00 руб.

5) Иные межбюджетные трансферты на создание условий для деятельности народных дружин (софинансирование) на 2018 год в сумме 12 546,00 руб., на 2019 год
в сумме 12 823,20 руб., на 2020 год в сумме 12 931,20 руб.

6) Иные межбюджетные трансферты на обеспечение функционирования и развития систем видеонаблюдения в сфере общественного порядка (софинансирование) на 2018 год в сумме 19 022,00 руб., на 2019 год в сумме 24 410,00 руб., на 2020 год в сумме
24 410,00 руб.

7) Иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение полномочий, передаваемых на уровень муниципального района на 2018 год в сумме 1 483 300,57 руб., на 2019 год в сумме 1 545 432,57 руб., на 2020 год в сумме 1 445 432,57 руб.

8) Иные межбюджетные трансферты для обеспечения индексации фонда оплаты труда с 01.01.2018 на прогнозируемый уровень инфляции 4 процента на 2018 год в сумме 2 261 000,00 руб., на 2019 год в сумме 2 261 000,00 руб., на 2020 год в сумме 2 261 000,00 руб.

9) Иные межбюджетные трансферты на развитие системы обращения с отходами
на территории поселений на 2018 год в сумме 1 963 413,56 руб.

10) Иные межбюджетные трансферты на развитие системы обращения с отходами
на территории поселений на 2018 год в сумме 660 000,00 руб.

11) Иные межбюджетные трансферты на благоустройство мест общего пользования территорий поселений из местного бюджета на 2018 год в сумме 1 500 000,00 руб.

Полагая, что данные приказы от 21.11.2017 № 41-п и от 29.12.2017 № 52-п
о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский не соответствуют бюджетному законодательству Российской Федерации, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Администрация обратилась в арбитражный суд
с настоящим заявлением.

Заявитель в своих доводах указывает, что финансовые органы принимают решения
о приостановлении (сокращении) межбюджетных трансфертов на основании информации о выявленных нарушениях, поступающих от органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа соответственно, которыми были предоставлены межбюджетные трансферты. Однако Комитет ЖКХ, направивший в Департамент финансов заключение от 16.11.2017 № 12-06-006821,
не является органом муниципального финансового контроля и не предоставлял межбюджетные трансферты бюджету сельского поселения Нижнесортымский, кроме того, само заключение не содержит суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, т.е. отсутствуют нарушения финансового характера.

Заявитель также указывает, что проверка Департаментом финансов по вопросу соблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов проводилась
не в рамках осуществления муниципального финансового контроля, как того требует статья 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Департамент финансов имеет право осуществлять внутренний муниципальный финансовый контроль в соответствии со стандартами осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в случае наделения его такими полномочиями муниципальными правовыми актами администрации Сургутского района. Однако, в соответствии с пунктом 1.2 Порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок
в Сургутском районе, утвержденного постановлением администрации Сургутского района от 06.03.2015 № 807-нпа следует, что органом внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и контроля в сфере закупок является Управление внутреннего муниципального финансового контроля администрации Сургутского района.

Кроме того, по мнению заявителя, ввиду того, что поступающие собственные доходы бюджета сельского поселения Нижнесортымский недостаточны для осуществления действующих расходных обязательств по исполнению полномочий по решению вопросов местного значения, содержанию органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, бюджет сельского поселения является дотационным. Департаментом заранее доводится до поселений информация о сумме предоставляемой дотации на соответствующий финансовый год и самостоятельного планирования тех или иных расходных обязательств. При этом, на указанное в заключении Комитета ЖКХ полномочие по водоотведению денежные средства из бюджета Сургутского района
не выделялись, в том числе дотация на обеспечение сбалансированности бюджета сельского поселения Нижнесортымский не направлялась.

Заявитель указывает так же, что указанная в приказе от 21.11.2011 № 41-П дотация на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений в сумме 3 188 699,65 руб., приказом от 29.12.2017 № 51 сокращена. Приказом от 29.12.2017 № 52-п «О внесении изменений в приказ от 21.11.2017 № 41-п» приостановлены межбюджетные трансферты из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский
на 2018, 2019, 2020 годы, т.е на момент издания приказа финансовый 2018 год
не наступил, а межбюджетные трансферты были безосновательно приостановлены. Помимо дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселения, приказом
№ 52-п приостановлены иные межбюджетные трансферты на развитие материально-технической базы. Кроме того, из письма от 07.02.2018 № 10-19-229 следует, что денежные средства на индексацию фонда оплаты труда с 01.01.2018 на прогнозируемый уровень инфляции 4 процента выделяются из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Таким образом, Департаментом финансов приостановлено направление заявителю финансовых средств, выделяемых в том числе из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что противоречит бюджетному законодательству.

Свои доводы, изложенные письменно (том 1 л. д. 3-6, том 2 л. д. 83-88), заявитель поддержал в судебном заседании.

Возражая относительно доводов заявителя, Департамент финансов ссылается на собственные бюджетные полномочия муниципальных образований по определению случаев и условий предоставления межбюджетных трансфертов из собственных бюджетов, в соответствии с положениями статьи 142.4, абз. 3 пункта 2 статьи 9, статьёй 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, строгое соблюдение положений Порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района, утвержденного решением Думы Сургутского района от 01.10.2013 № 389, Порядка проведения проверки соблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района, утвержденного приказом руководителя финансового органа Администрации Сургутского района от 27.09.2017 № 32-п (том 2 л. <...>).

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд
с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований
о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Суд установил, что оспариваемые заявителем приказы изданы органом, осуществляющим публичные полномочия, создают препятствия для осуществления экономической деятельности Администрации, в связи с чем могут быть оспорены в порядке Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ, Бюджетный кодекс) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным статьёй 31 БК РФ, средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых органами государственной власти (органами местного самоуправления), иного публично-правового образования, могут предоставляться исключительно в форме межбюджетных трансфертов, под которыми согласно положениям статьи 6 БК РФ понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ.

Абзацем 3 пункта 2 статьи 9 БК РФ установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений отнесено к бюджетным полномочиям муниципальных районов.

Статьёй 141.1 БК РФ предусмотрено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, заинтересованное лицо верно указывает на самостоятельность муниципальных образований (районов) по определению случаев, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из средств бюджета района бюджетам сельских поселений.

Между тем, как указано в статье 3 БК РФ, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 142 БК РФмежбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме: дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; дотаций из бюджетов городских округов с внутригородским делением на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов; субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений в случаях, установленных статьями 133 и 140 настоящего Кодекса; субвенций из бюджетов городских округов с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов в случаях, установленных статьями 133 и 140 настоящего Кодекса; субсидий, перечисляемых из бюджетов городских, сельских поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера; субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений (внутригородских районов) и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением);иных межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения
в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления городских, сельских поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Положения бюджетного законодательства направлены на обеспечение финансовой стабильности и устойчивости экономической деятельности всех субъектов бюджетной системы Российской Федерации.

Решением Думы Сургутского района от 01.10.2013 № 389 утвержден Порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района»
(далее – Порядок предоставления межбюджетных трансфертов, Порядок) (том 2 л. д. 48).

В соответствии с пунктом 4.2 названного Порядка дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений предоставляются из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений Сургутского района при недостатке доходов местных бюджетов для финансового обеспечения необходимых расходных обязательств поселений Сургутского района по решению вопросов местного значения (п.п. 4.2.1).

Право на получение дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений имеют городские и сельские поселения Сургутского района, объём расчётных доходов которых (с учётом дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений и изменения остатка средств на счёте бюджета поселений) ниже расчётных расходов на очередной финансовый год (п.п. 4.2.2).

Расчёт и распределение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений осуществляется в соответствии с методикой расчёта и распределения дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов городских, сельских поселений Сургутского района согласно приложению 1 к настоящему Порядку (п.п. 4.3.3).

Объём и распределение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений утверждаются решением Думы Сургутского района о бюджете Сургутского района на очередной финансовый год и плановый период (п.п. 4.3.4).

Перечисление дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений бюджетам городских, сельских поселений осуществляется финансовым органом администрации Сургутского района ежемесячно в пределах доведённых бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (п.п. 4.3.5).

Дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений направляются органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сургутского района на исполнение расходных обязательств поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (п.п. 4.3.6).

На основании изложенного следует, что Департаментом финансов доводится
до поселений Сургутского района информация о сумме предоставляемой дотации
на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений для утверждения ее в бюджете поселения на соответствующий финансовый год, а поселение самостоятельно определяет направление использования выделенных сумм в пределах доведенных объемов.

Плановый характер бюджета должен обеспечивать стабильность развития территорий.

Из материалов дела следует, что доведенные до сельского поселения Нижнесортымский размеры межбюджетных трансфертов на 2017, 2018-2020 г.г. учтены при формировании бюджета поселения на указанные финансовые периоды
(том 2 л. д. 110-128).

Основанием для приостановления межбюджетных трансфертов, выделенных поселению на указанные периоды, послужило заключение Комитета ЖКХ и вывод Департамента финансов о нарушении Администрацией сельского поселения Нижнесортымский условия предоставления межбюджетных трансфертов, установленного подпунктом «и» пункта 5.2 раздела 5 Порядка предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденного решением Думы Сургутского района № 389, а именно: невыполнение Администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий, закрепленных за ним в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских и сельских поселений Сургутского района.

Таким нарушением, в соответствии с заключением Комитета ЖКХ, Департамент финансов признал неосуществление Администрацией предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия по организации водоотведения (прекращение эксплуатации центральных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем).

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ, Закон
о местном самоуправлении) в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.

В соответствии со статьей 1 Закона № 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление
в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Разделом 5 Порядка, утвержденного решением Думы Сургутского района № 389, на который ссылается Департамент финансов, определены условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета района.

Согласно подпункту «и» пункта 5.1 названного Порядка (том 2 л. д. 63) к условиям получения межбюджетных трансфертов отнесено выполнение органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сургутского района полномочий по решению вопросов местного значенияи иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских и сельских поселений Сургутского района (отсутствие актов прокурорского реагирования, государственных органов контроля (надзора), органов общественного контроля, заключений отраслевых (функциональных) органов администрации Сургутского района по вопросам неисполнения либо ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления городских, сельских поселений Сургутского района полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии
с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских и сельских поселений района).

Суд полагает, что само по себе включение данного ограничения в условия предоставления межбюджетных трансфертов не противоречит положениям Бюджетного кодекса и может служить основанием для отказа в предоставлении, либо приостановления предоставления межбюджетных трансфертов.

Однако, расширительное толкование приведенной нормы и распространение её последствий на любое нарушение исполнения сельским поселением возложенных на него полномочий по решению вопросов местного значения ведет к необоснованному контролю со стороны муниципального района за муниципальным образованием - сельским поселением как самостоятельным субъектом местного самоуправления.

Из положений Закона № 131-ФЗ и Бюджетного кодекса следует принцип самостоятельности бюджетов и самостоятельного под свою ответственность решение населением или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Согласно статье 70 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Вопросы контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления, их должностных лиц регламентированы в главе 10 Закона № 131-ФЗ.

В соответствии со статьёй 77 Закона № 131-ФЗ контроль и надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации, государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), в пределах своей компетенции.

Органы местного самоуправления муниципальных районов не указаны в числе органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора за решением органами местного самоуправления сельских поселений вопросов местного значения.

В то же время, самостоятельность и независимость муниципальных образований по отношению друг к другу не исключает предусмотренного бюджетным законодательством муниципального финансового контроля, который ограничивается нормами БК РФ
и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами,
в том числе муниципальными.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что финансирование с участием или за счет средств муниципального района деятельности сельского поселения Нижнесортымский по организации водоснабжения и водоотведения
на территории поселения в 2017, 2018-2020 г.г. не предусмотрено. Доказательства обратного суду не представлены.

В соответствии с частью 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (часть 3 статьи 265 БК РФ).

Положениями части 2 статьи 267.1 БК РФ предусмотрено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Согласно пункту 2 статьи 306.2 БК РФ к участникам бюджетного процесса может быть применена такая бюджетная мера принуждения, как приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В соответствии со статьями 306.4 - 306.8 БК РФ за совершенные участниками бюджетного процесса бюджетные нарушения предусмотрены две меры принуждения:
в виде приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и бесспорного взыскания средств бюджета.

В соответствии со статьей 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных
с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов
(за исключением субвенций).

Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов предполагает прекращение соответствующим главным распорядителем бюджетных средств на основании акта финансового органа осуществления операций по перечислению межбюджетных трансфертов, и прекращение санкционирования органом Федерального казначейства (финансовым органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования) операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета.

Из приведенного выше пункта 2 статьи 306.2 БК РФ также следует, что бюджетные меры принуждения могут быть применены к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение.

По смыслу приведенной нормы, субъектом ответственности по бюджетному законодательству является лицо, допустившее бюджетное нарушение. При этом к числу субъектов относятся не только главные распорядители (распорядители) бюджетных средств и главные администраторы доходов, но и получатели бюджетных средств. Основанием для применения бюджетных мер принуждения является уведомление органа государственного (муниципального) финансового контроля, при этом решение о применении бюджетной меры принуждения принимается финансовым органом по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения (статьи 306.2, 306.3 БК РФ). Таким образом, бюджетная мера принуждения применяется в отношении лица, допустившего нарушение и упомянутого в уведомлении, и лишь в связи с фактическими обстоятельствами, выявленными уполномоченным органом.

Бюджетный кодекс Российской Федерации не ограничивает финансовый орган в свободе выбора конкретной меры. Между тем в любом случае следует обеспечивать достижение цели мер принуждения, то есть возмещения использованных с нарушением средств бюджета с наименьшим негативным эффектом для исполнения соответствующего бюджета.

Как следует из материалов дела, распоряжением администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.05.2014 № 282-р утверждено Положение об управлении муниципального финансового контроля администрации Сургутского района (том 1 л. д. 73).

Постановлением администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.03.2015 № 807-нпа утвержден Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок в Сургутском районе.

В соответствии с пунктом 1.2 данного Порядка органом внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и контроля в сфере закупок является управление муниципального финансового контроля администрации Сургутского района.

В соответствии с приказом от 27.09.2017 № 32-п Департамента финансов (пункт 6) при проведении проверки соблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района, работники структурных подразделений департамента финансов администрации Сургутского района осуществляют рассмотрение документов и материалов, в том числе (том 2 л. д. 17) проводят анализ информации о выполнении органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сургутского района полномочий по решению вопросов местного значения (наличие (отсутствие)) актов привлечения к административной ответственности, актов прокурорского реагирования, государственных органов контроля (надзора), органов общественного контроля, заключений отраслевых (функциональных) органов администрации Сургутского района по вопросам неисполнения либо ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления поселений полномочий по решению вопросов местного значения.

Таким образом, в рассматриваемом случае приведенные нормы Закона о местном самоуправлении, БК РФ и муниципальных нормативных правовых актов Сургутского района в совокупности свидетельствуют о том, что муниципальный район в лице Департамента финансов не лишен права осуществлять финансовый контроль за Администрацией, в том числе за надлежащим исполнением сельским поселением возложенных на него полномочий по решению вопросов местного значения, только
в рамках выделенных им в форме межбюджетных трансфертов бюджетных средств района на эти цели и применять в случае выявления нарушения меры, предусмотренные БК РФ, в том числе проводить проверки по соблюдению условий предоставления межбюджетных трансфертов (финансового контроля).

Вопреки доводам заинтересованного лица, такая мера бюджетного принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов допускается применением только в случае бюджетного нарушения, в соответствии и в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.

В отношении заявителя бюджетное нарушение установлено не было, мероприятия по проведению финансового контроля не проводились, в связи с чем применение такой бюджетной меры принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов является необоснованным и противоречит нормам бюджетного законодательства.

Заинтересованное лицо ссылается на то, что действовало в соответствии с Приказом Департамента финансов от 09.08.2017 № 28-п, которым утвержден Порядок принятия решений о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района (в редакции от 15.11.2017 № 39-п Приказа
О внесении изменений в приказ от 09.08.2017 № 28-п) (том 2 л. <...>).

Согласно пункту 5 названного Порядка основанием для приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений Сургутского района является нарушение органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сургутского района условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам Сургутского района, установленных главой 5 Порядка предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденного решением Думы Сургутского района № 389.

Решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету городского или сельского поселения Сургутского района принимается на основании заключений работников Департамента финансов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения органами местного самоуправления городских, сельских поселений Сургутского района условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района (пункт 8 Порядка о приостановлении). Такое заключение вынесено Департаментом финансов 21.11.2017 (том 1 л. д. 40).

Приведенные положения сами по себе не противоречат нормам бюджетного законодательства, однако неверно трактуются заинтересованным органом как дающие право на осуществление муниципальному району (его органам местного самоуправлени) контроля за деятельностью сельского поселения в любой сфере, в том числе не связанной с финансированием из бюджета района.

Другие доводы сторон не имеют правового значения для оценки законности оспариваемых решений.

Учитывая изложенное, суд установил, что ненадлежащее решение Администрацией вопросов местного значения поселения по организации водоотведения, не свидетельствует о бюджетном правонарушении и соответственно о допустимости применения такой бюджетной меры принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов в отношении лица, в деятельности которого не выявлено бюджетных нарушений.

Департамент финансов не наделен полномочиями по осуществлению контроля за решением органами местного самоуправления сельского поселения вопросов местного значения поселения (статьи 70, 77 Закона № 131-ФЗ), не связанными с исполнением бюджетного законодательства.

Суд пришел к выводу, что Департамент финансов вышел за рамки своих полномочий при принятии решения о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов с.п. Нижнесортымский на 2017, 2018-2020 годы.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах оспариваемые приказы Департамента финансов
от 21.11.2017 № 41-п «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский»,
от 29.12.2017 № 52-п «О внесении изменений в приказ от 21.11.207 № 41-п»
не соответствует положениям БК РФ, являются незаконными, нарушают права заявителя и подлежат отмене.

Требования заявителя подлежат удовлетворению полностью.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос об уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать приказы Департамента финансов администрации Сургутского района
от 21.11.2017 № 41-п «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский»,
от 29.12.2017 № 52-п «О внесении изменений в приказ от 21.11.2017 № 41-п» недействительными.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                  О.Г. Чешкова