ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-1548/2018 от 24.05.2018 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

«30» мая 2018 г.

Дело № А75-1548/2018

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2018 г.

Полный текст решения изготовлен 30 мая 2018 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муртазиной А.В., рассмотрев в судебном заседании дело А75-1548/2018 по заявлению регионального отделения по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» в лице Гордаш А.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании решения № 79 от 23.06.2017, при участии заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

при участии представителей:

от заявителя – Гордаш А.В., по паспорту гражданина РФ,

от иных лиц – не явились, извещены,

установил:

региональное отделение по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции
в органах государственной власти» в лице Гордаш А.В. (далее – Организация) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о признании незаконными и отмене решения Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Управление ФНС, регистрирующий орган) № 79 от 23.06.2017 и обязании восстановить сведения в ЕГРЮЛ (с учетом уточнения заявленных требований).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Минюста).

В отзыве на заявление регистрирующий орган ссылается на законность принятого решения, соблюдение им процедуры исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

В отзыве на заявление Управление Минюста просит отказать удовлетворении требований, ссылаясь на длительное и неоднократное непредставление Организацией отчетности о своей деятельности в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, ссылаясь на фактическое осуществление Организацией предусмотренной уставом деятельности, а также на то, что неосуществление операций по банковскому счету связано с приостановлением операций по счетам Организации по решению налогового органа.

Заслушав представителя заявителя, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Организация 26.11.2012 была зарегистрирована в Управлении ФНС в качестве юридического лица в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры были сформированы и направлены в регистрирующий орган в отношении Организации справка № 12493-С об отсутствии в течение последних
12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов и справка № 12493-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

С учетом поступивших сведений Управлением ФНС 23.06.2017 было принято решение № 79 о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Указанное решение в установленном порядке было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 28.03.2017 № 25 (639), а также размещено в сети Интернет на сайте www.vestnik-gosreg.ru

Поскольку заявлений от Организации или иных лиц, чьи права могли быть затронуты исключением Организации из ЕГРЮЛ, в установленные статьей 21.1 Закона
№ 129-ФЗ сроки, не поступило, регистрирующий орган 27.10.2017 внес в ЕГРЮЛ сведения об исключении Организации из ЕГРЮЛ на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ (запись ГРН 2178600062826)

Полагая, что у регистрирующего органа не имелось оснований для принятия решения о предстоящем исключении Организации из ЕГРЮЛ № 79 от 23.06.2017, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив доводы заявителя, представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 200 АПК РФ суд при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава- исполнителя устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий лица, совершившего оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии статье Закона № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее – недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлении недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В соответствии со статьей 22 Закона № 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Материалами дела подтверждается, что формально у регистрирующего органа имелись сведения о том, что Организация является недействующим лицом, поскольку им в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия Управлением ФНС решения о предстоящем исключении от 23.06.2017 не представлялись документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществлялись операций хотя бы по одному банковскому счету.

Вместе с тем, представленными в материалы дела документами подтверждается, что отсутствие операций по расчетному счету Организации было обусловлено принятием налоговым органом решения № 450582 от 13.11.2015 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, которое было отменено решением № 324796 от 26.07.2017 в связи предоставлением Организацией налоговой отчетности (то есть уже после принятия оспариваемого решения, но до момента исключения сведений о заявителе из ЕГРЮЛ).

Также материалами дела подтверждается, что Организация в 2016-2017 годах вносила платежи за потребляемые коммунальные услуги теплоснабжения (акт сверки с МУП г.Нижневартовска «Теплоснабжение» по состоянию на 27.04.2018). Указанные коммунальные услуги оплачивались Организацией при использовании переданного ей недвижимого имущества по договору № 209 от 12.10.2016.

Исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона
№ 129-ФЗ, регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в пункте 1 названной нормы права. Наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.

Непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.12.2011 № 26-П, неосуществление организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельность.

Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается фактическое осуществление Организацией деятельности в период, предшествующий принятию оспариваемого решения о предстоящем исключении сведений из ЕГРЮЛ, суд приходит к выводу о том, что фактически на дату принятия оспариваемого решения Организация не соответствовала признакам недействующего юридического лица, поскольку не прекратила своей деятельности. Формальное наличие признаков, указанных в статье 21.1 Закона № 129-ФЗ, не может в рассматриваемом случае являться достаточным основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Указанная норма права может применяться с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, к каковым безусловно относится сама Организация, продолжающая свою деятельность в качестве юридического лица.

Суд принимает во внимание, что правовое регулирование упрощенной внесудебной процедуры исключения сведений из ЕГРЮЛ в отношении недействующих юридических лиц направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Соответственно, оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей. Данный признак, однако, не имеет такого же определяющего значения для юридических лиц – общественных организаций, которые обладают особым публично-правовым статусом и осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой общественной организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление общественной организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является, тем более, что как установлено в ходе судебного разбирательства, это было вызвано принятием решения налоговым органом о приостановлении операций по счетам.

Суд считает необходимым обратить внимание на то, что решение о приостановлении операций по счетам принято тем же налоговым органом, которым впоследствии в адрес Управления ФНС была представлена справка № 12493-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.

Непредставление же в течение последних 12 месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения Организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку оспариваемое решение регистрирующего органа от 23.06.2017 о предстоящем исключении Организации из ЕГРЮЛ противоречит требованиям Закона № 129-ФЗ и нарушает права заявителя суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу требований пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя является обязание регистрирующего органа восстановить в установленном порядке сведения об Организации в ЕГРЮЛ.

Поскольку судом требования заявителя удовлетворены, понесенные заявителем судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в сумме 3 000 рублей подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре № 79 от 23.06.2017 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре восстановить нарушенные права регионального отделения по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» (ОГРН 1128624002440, ИНН 8603999549) путем внесения в установленном порядке соответствующих сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу регионального отделения по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Е.А. Голубева