ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-17025/20 от 07.04.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

12 апреля 2021 года

Дело № А75-17025/2020

Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2021 г.

Решение в полном объеме изготовлено 12 апреля 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Лисянского Д.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Секериной О.С., рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Аэро» (ОГРН <***>
от 19.05.2008, ИНН <***>, место нахождения: 115093, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Запсибнефтепродукт»
(ОГРН <***> от 23.04.2009, ИНН <***>, место нахождения: 628454, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, с. Локосово,
ул. Комсомольская, д. 6, кв. 1) о взыскании 484 500 руб.,
с участием третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества
с ограниченной ответственностью «РН-Транс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 446207, <...>), закрытого акционерного общества «Сургутпромжелдортранс» (ОГРН <***>
от 23.07.2002, ИНН <***>, место нахождения: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>),

при участии представителей:

от истца – ФИО1 по доверенности от 07.12.2020 № 333; 

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 02.11.2020 (онлайн участие);

от третьих лиц – не явились,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «РН-Аэро» (далее – истец, ООО «РН-Аэро») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к  обществу с ограниченной ответственностью «Запсибнефтепродукт» (далее – ответчик,
ООО
«Запсибнефтепродукт», ООО «ЗСНП») о взыскании 501 000 руб. неустойки
за сверхнормативный простой вагонов по генеральному соглашению № 5984618/0148С 
от 15.02.2018.

Исковые требования со ссылкой на 309, 310, 329, 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации мотивированы сверхнормативным простоем вагонов посредством которых осуществлялась доставка грузов (нефтепродуктов) в адрес ответчика.

Определением суда от 23.10.2020 исковое заявление принято к производству
с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон
в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 14.12.2020 осуществлен переход к рассмотрению дела
по общим правилам искового производства.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора впорядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены: общество с ограниченной ответственностью «РН-Транс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 446207, <...>), закрытое акционерное общество «Сургутпромжелдортранс» (ОГРН <***>
от 23.07.2002, ИНН <***>, место нахождения: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>).

Ответчик представил отзывы по существу заявленных требований, заявил
о необоснованности заявленных требований в связи с отсутствием его вины
в сверхнормативном простое порожних (груженных) вагонов на станции назначения, нарушения сроков их оборота. Отправителем порожних вагонов являлся их владелец,
в том числе оператор железнодорожного подвижного состава. В обязанность покупателя не входит составление перевозочных документов на их отправку. Фактическое общее время простоя составляет не более 67 суток. В подтверждение своих доводов представил уведомления о завершении грузовых операций с указанием времени окончания выгрузки вагонов.

Истец представил возражения на отзыв по исковому заявлению. Указал,
что представленные ответчиком документы не могут являться основаниями
для его освобождения от ответственности за допущенный сверхнормативный простой вагонов и корректировки времени простоя. Вина ответчика в сверхнормативном простое вагонов подтверждается сведениями автоматизированной базы данных ОАО «РЖД».

Третье лицо -  акционерное общество «РН-Транс» (далее – АО «РН-Транс») представило отзыв на исковое заявление, согласно которому осуществляет поставку нефтепродуктов в адрес грузополучателей по заявкам ПАО «НК «Роснефть» в рамках договоров транспортной экспедиции. При обнаружении фактов нарушения нормативных сроков нахождения вагонов на станции выгрузки АО «PH-Транс» выставляет
ПАО «НК «Роснефть» претензионные требования, которые в последующем перевыставляются на контрагентов ПАО «НК «Роснефть», которые являются покупателями перевозимого груза (в настоящем случае - ООО «
PH-Аэро»). Претензии
АО «
PH-Транс» формирует по покупателям груза. Покупатели, получив претензионные требования от ПАО «НК «Роснефть», в дальнейшем перевыставляют их на иных лиц, задействованных в схеме поставки нефтепродуктов,  так до конечных получателей груза, непосредственно осуществлявших выгрузку вагонов (в настоящем случае -
ООО «Запсибнефтепродукт»).

Факт наличия простоя вагонов, заявленных в претензиях в адрес
ПАО «НК «Роснефть», а соответственно заявленных впоследующем истцом к ответчику (при перевыставлении требований), подтверждается данными полученными
из автоматизированной базы данных Главного вычислительного центра ОАО «РЖД»,  приложенными истцом к исковому заявлению. Расчет исковых требований
ООО «РН-Аэро» соответствует данным, отраженным в претензионных расчетах, направленных АО «PH-Транс» в адрес ПАО «НК «Роснефть». В связи с чем,
АО «
PH-Транс» как третье лицо заявленные исковые требования поддерживает.

Определением суда от 25.01.2021 в Сургутском Центре организации работы железнодорожных станций Свердловской дирекции Управления движением истребованы ведомственные формализованные документы ОАО «РЖД», отражающие время  прибытия и убытия спорных вагонов на пути общего и необщего пользования: акты общей формы (Форма ГУ-23), памятки приемосдатчика (Форма ГУ-45), ведомости подачи и уборки вагонов (Форма ГУ-46), иные выписки из Автоматизированной базы данных
ГВЦ ОАО «РЖД».

В ходе судебного разбирательства истцом уточнены исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представлен дополнительный расчет неустойки за сверхнормативный простой вагонов на сумму 484 500 руб.

Ответчиком представлен уточненный отзыв на исковое заявление с учетом документов, представленных Сургутским Центром организации работы железнодорожных станций Свердловской дирекции Управления движением ОАО «РЖД». На основании представленных документов составлен контррасчет сверхнормативного времени простоя вагонов с указанием дат фактической подачи и разгрузки вагонов. Признает задолженность (простой вагонов) на сумму 28 500 руб. 

Определением суда от 17.03.2021 судебное разбирательство  по делу отложено
на 07.04.2020 в 15 час. 00 мин.

Информация о предстоящем судебном заседании размещена в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» в сети «Интернет» (http://kad.arbitr.ru).

До указанной даты от ответчика поступило ходатайство о проведении судебного заседания в режиме онлайн. Указанное ходатайство судом удовлетворено.

Истец, ответчик, явку своих представителей в судебное онлайн-заседание обеспечили. Третьи лица в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

В судебном заседании истец, ответчик поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, отзывах и дополнениях к ним.

Исследовав имеющиеся материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Истец и ответчик являются участниками организованных торгов, проводимых биржей АО «СПбМТСБ» в секции «Нефтепродукты». В целях обеспечения взаимодействия и внутреннего учета сделок, совершаемых в ходе биржевых торгов, истцом и ответчиком заключено Генеральное соглашение № 5984618/0148С от 15.02.2018 (далее - Генеральное соглашение).

К упомянутому соглашению сторонами подписано соглашение (Порядок определения и возмещения стоимости услуг/расходов поставщика при транспортировке Биржевого товара железнодорожным транспортом по договорам, заключенным
на организованных торгах в АО «СПбМТСБ») к Генеральному соглашению
№ 5984618/0148С от 15.02.2018.

В период 2019-2020 годов между истцом и ответчиком заключались биржевые сделки поставки нефтепродуктов, в которых истец выступал поставщиком, а ответчик - покупателем.

Во исполнение заключенных сделок истцом (поставщиком) в течение 2019-2020 годов отгружено авиатопливо по железнодорожным накладным в вагонах-цистернах. Отгрузка произведена на станцию назначения, указанную покупателем, в адрес грузополучателя, указанного покупателем.

Фактически поставка нефтепродуктов изначально осуществлялась АО «РН-Транс»
в адрес грузополучателей по заявкам ПАО «НК «Роснефть» в рамках договоров транспортной экспедиции (по экспортным отгрузкам и по территории Российской Федерации).

ПАО «НК «Роснефть» обязался обеспечить нахождение вагонов на станции назначения (выгрузки) не более двух суток.

Данный срок исчисляется с 00.00 час. даты, следующей за датой прибытия
на станцию назначения, и до 24.00 час. даты передачи вагонов с путей необщего пользования грузополучателя перевозчику. Указанные даты определяются по данным ГВЦ ОАО «РЖД». Время использования цистерн свыше установленного срока является сверхнормативным простоем цистерн и исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.

Также договорами транспортной экспедиции определено, что в случае выявления клиентом отличия даты прибытия по сведениям ГВЦ ОАО «РЖД» от даты, указанной
в железнодорожной накладной (в календарном штемпеле, проставленном соответствующей станцией), время прибытия вагона определяется по дате, указанной в железнодорожной накладной, представляемой клиентом.

В случае выявления клиентом отличия даты передачи вагонов с путей необщего пользования грузополучателя перевозчику по сведениям ГВЦ ОАО «РЖД», от даты, указанной в памятке приемосдатчика (в графе «уборка» раздела Время выполнения операции день, месяц, часы, минуты), время передачи вагонов определяется по дате, указанной в памятке приемосдатчика.

За простой вагонов экспедитора на станциях назначения (выгрузки)
ПАО «НК «Роснефть» уплачивает АО «
PH-Транс» неустойку за каждые сутки превышения нормативного времени нахождения вагонов под выгрузкой.

При обнаружении фактов нарушения нормативных сроков нахождения вагонов
на станции выгрузки АО «
PH-Транс» выставляет ПАО «НК «Роснефть» претензионные требования, которые в последующем перевыставляются на контрагентов
ПАО «НК «Роснефть», которые являются покупателями перевозимого груза (в настоящем случае - ООО «
PH-Аэро»). Претензии АО «PH-Транс» формирует по покупателям груза. Покупатели, получив претензионные требования от ПАО «НК «Роснефть», в дальнейшем перевыставляют их на иных лиц, задействованных в схеме поставки нефтепродуктов,
и так до конечных получателей груза, непосредственно осуществлявших выгрузку вагонов (в настоящем случае -
ООО «Запсибнефтепродукт»).

Во исполнение договорных условий с покупателем (ООО «PH-Аэро»),
ПАО «НК «Роснефть» направило экспедитору (ООО  «
PH-Транс») заявки на перевозку грузов, в которых указывается наименование и объемы перевозимого груза, наименование грузополучателя и его адрес, станция назначения/выгрузки, а также номера договоров/контрактов с покупателями, для исполнения которых выполняется заявка.

В период 2019-2020 на станцию Сургут были осуществлены поставки нефтепродуктов. Покупателем продукции, отгруженной в спорные вагоны, являлся истец- ООО «PH-Аэро».

В связи с тем, что прибывшие в адрес грузополучателя вагоны не были возвращены в установленный договорами транспортной экспедиции срок (2 суток) АО «PH-Транс»
в адрес ПАО «НК «Роснефть» заявлены претензии  о взыскании неустойки
за сверхнормативное использование вагонов.

Факт наличия простоя вагонов, заявленных в выше перечисленных претензиях
(в адрес ПАО «НК «Роснефть»), а позднее заявленных истцом к ответчику (при перевыставлении требований), подтверждается данными, полученными
из автоматизированной базы данных Главного вычислительного центра ОАО «РЖД».

Расчет исковых требований ООО «PH-Аэро» в целом соответствует данным, отраженным в претензионных расчетах, направленных АО «PH-Транс» в адрес
ПАО «НК «Роснефть».

Так, во исполнение принятых на себя обязательств ПАО «НК «Роснефть» поставило в адрес ООО «PH-Аэро» авиатопливо в 103-х железнодорожных вагонах-цистернах.

Во исполнении заключенных биржевых сделок на основании генерального соглашения № 5984618/0148С от 15.02.2018 авиатопливо в прибывших на станцию Сургут в период 2019-2020 годов вагонах-цистернах отгружено истцом в адрес ответчика -  общества с ограниченной ответственностью «Запсибнефтепродукт».

Грузополучателем при этом в документах числится иное юридическое лицо –
ООО «ЗСТК, адрес место нахождения: 628450, территория Южная промышленная, 7, территория 1 пгт. Барсово, Сургутский район, ХМАО –Югра.

Истцом получены претензии ПАО «НК «Роснефть» об оплате штрафных санкций
в части сверхнормативного простоя указанных вагонов-цистерн.

В связи с допущенными, по мнению истца, со стороны ответчика -
ООО
«Запсибнефтепродукт» нарушениями обязательств по своевременной разгрузке
и возврату порожних вагонов, истец направил в адрес ответчика претензии с расчетом суммы убытков и информацией о датах прибытия груженых вагонов на станцию назначения и отправления порожних вагонов, которые были оставлены ответчиком
без удовлетворения.

Поскольку в добровольном порядке ответчик предъявленные претензии
не исполнил,  истец, рассчитав  неустойку за сверхнормативный простой вагонов в сумме 501 000 рублей, обратился в суд с настоящим иском.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства
в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит основания для частичного удовлетворения требований истца
по следующим основаниям.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей являются основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя (пункт 1 статьи 509 ГК РФ).

Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях (пункт 1 статьи 510 ГК РФ).

Согласно статьи 516 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом, только исполнение обязательства, произведенное надлежащим образом, прекращает обязательство (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Из положений пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

В пунктах 1, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7
«О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (статья 15, пункт 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействий) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

В силу разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в пункте
5 постановления № 7 от 24.03.2016 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.

Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.

Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо (статья 403 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В то же время, пунктами 1, 2 статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению. Данные правила применяются и в случаях, когда должник в силу закона или договора несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства независимо от своей вины.

Из пункта 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что должник по обязательству не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

На основании статей 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылаются участники арбитражного процесса, подлежат доказыванию надлежащими с точки зрения закона и относимыми к спорным правоотношениям доказательствами.

По общим правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает как каждое доказательство в отдельности, так и достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

15.02.2018  между ООО «РН-Аэро» (Поставщик) и ООО «ЗСНП» (Покупатель) заключено Генеральное соглашение № 5984618/0148С (далее - Генеральное соглашение).

К упомянутому соглашению сторонами подписано соглашение (Порядок определе­ния и возмещения стоимости Услуг/расходов Поставщика при транспортировке Бир­жевого товара железнодорожным транспортом по договорам, заключенным на органи­зованных торгах в АО «СПбМТСБ») к Генеральному соглашению № 5984618/0148С
от 15.02.2018.

Исходя из пункта 1.1. генерального соглашения № 5984618/0148С, заключение последнего ООО «РН-Аэро» (поставщик) и ООО «ЗСНП» (покупатель) обусловлено целью обеспечения взаимодействия в соответствии с Правилами проведения организованных торгов в Секции «Нефтепродукты» Акционерного общества
«Санкт- Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (далее - Правила торгов).

Разделами 02-05 Правил торгов предусмотрены принципы определения существен­ных условий биржевых сделок по поставке нефтепродуктов. Как следует из раздела 06 Правил торгов, в соответствии с которыми сторонами определяются особенности поставки биржевого товара железнодорожным транспортом, так исходя из п. 06.11.

Поставщик осуществляет поставку товара в цистернах парка ОАО «Российские железные дороги», либо цистернах железнодорожных компаний государства, на территории которого произведен товар, либо в арендованных цистернах. Право выбора принадлежности цистерн, в которых будет поставлен товар, принадлежит поставщику.

Из пункта 06.11. Правил следует, что покупатель возвращает порожние цистерны
в срок, предусмотренный пунктом 06.18 Приложения № 01 к Правилам торгов,
в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на гружёный рейс, либо на иную станцию по усмотрению Поставщика.

Установлен следующий срок использования цистерн покупателем:

-срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя)
на станции назначения не должен превышать 2-х (двух) суток.

-срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) опре­деляется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календар­ному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе «Прибытие на станцию назначения» по дату передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику.

В соответствии с подпунктом 06.18.3 Общих условий договоров поставки покупатель обязуется обеспечить слив Товара и передать порожние цистерны перевозчику в срок, указанный в подпункте 06.18.1 Общих условий договоров поставки.

В соответствии с подпунктом 06.18.4 Общих условий договоров поставки отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днём прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до 24 часов 00 минут даты передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику. Время использования цистерн свыше установленного срока является сверхнормативным простоем цистерн и исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.

Для целей расчета срока нахождения (использования) цистерн у покупателя
(грузополучателя) поставщик использует данные Главного вычислительно центра (ГВЦ) - филиала ОАО «РЖД» (далее - ГВЦ) и (или) данные ЭТРАН, и (или) данные из иной автоматизированной базы данных ОАО «РЖД» в электронном формате, при этом дата прибытия цистерн определяется по сведениям о дате прибытия на станцию назначения (груженый рейс), а дата передачи порожней цистерны - по дате оформления порожней цистерны к перевозке (порожний рейс).

В соответствии с подпунктом 06.18.5 Общих условий договоров поставки при выявлении расхождений между датами прибытия на станцию назначения (груженый рейс), указанными Поставщиком в расчете, сформированном на основании данных ГВЦ и (или) согласно данным ЭТРАН, и (или) данным из иной автоматизированной базы данных ОАО «РЖД» в электронном формате, и датами прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе «Прибытие на станцию назначения», дата прибытия груза на станцию назначения определяется по дате календарного штемпеля на транспортной железнодорожной накладной в графе «Прибытие на станцию назначения» (груженый рейс).

При выявлении расхождений между датами оформления порожней цистерны к перевозке (порожний рейс), указанными Поставщиком в расчете, сформированном на основании данных ГВЦ и (или) согласно данным ЭТРАН, и (или) данным из иной автоматизированной базы данных ОАО «РЖД» в электронном формате, и датами передачи порожних цистерн с путей необщего пользования Покупателем (грузополучателем) перевозчику согласно отметкам в памятке приемосдатчика (Форма ГУ - 45) в графе «уборка» и в ведомости подачи и уборки вагонов (Форма ГУ - 46) в пункте «Время уборки», дата передачи порожних цистерн с путей необщего пользования Покупателем (грузополучателем) перевозчику определяется по дате (времени) отметок в памятке приемосдатчика (Форма ГУ - 45) в графе «уборка» и в ведомости подачи и уборки вагонов (Форма ГУ - 46) в пункте «Время уборки», и (или) в Акте общей формы (Форма ГУ-23).

Правилами предусмотрено, что в случае сверхнормативного простоя цистерн поставщик может руководствоваться по своему выбору данными ГВЦ и (или) данными ЭТРАН, и (или) данными из иной автоматизированной базы данных ОАО «РЖД»
в электронном формате, производя расчёт неустойки при направлении покупателю претензии. К претензии поставщик прилагает документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего претензию, и расчёт суммы неустойки. К претензии также прилагаются заверенные надлежащим образом поставщиком копии данных ГВЦ и (или) данных ЭТРАН, и (или) данных из иной автоматизированной базы данных ОАО «РЖД», подписанных уполномоченным представителем экспедитора/владельца железнодорожного подвижного состава/грузоотправителя.

Предусмотрены случаи, когда вина покупателя (грузополучателя)
в сверхнормативном простое цистерн отсутствует (06.18):

-ограничение погрузки грузов, их перевозок, перевозок порожних грузовых вагонов на железнодорожные станции в связи с необеспечением выгрузки грузополучателями, неприёмом порожних грузовых вагонов получателями (логистический контроль);

-временное прекращение погрузки и перевозки грузов, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях (конвенционное запрещение);

-отсутствие технической/технологической возможности станции назначения;

-  отсутствие в ЭТРАН заготовок перевозочных документов на отправку порожней цистерны, покупатель обязан в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения претензии предоставить поставщику в совокупности следующие заверенные надлежащим образом грузополучателем копии документов: Актов общей формы (Форма ГУ-23); памяток приемосдатчика (Форма ГУ - 45); ведомостей подачи и уборки вагонов (Форма ГУ - 46).

Размер ответственности за сверхнормативный срок использования цистерн установлен пунктом 18.05. Правил – в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку в размере
1500 (одна тысяча пятьсот) рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны; или возмещает документально подтвержденные расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми поставщиком заключены договоры
на организацию транспортировки товара покупателя.

Во исполнение заключенных сделок истцом (поставщиком) в течение 2019-2020 годов отгружено авиатопливо по товарным накладным в следующих
железнодорожных вагонах-цистернах: №№56900236, 50345255, 53967568, 57272593, 55668503, 50164854, 50633627, 57272528, 74975988, 55834600, 55666648, 51986396, 50653146, 74979105, 55666648, 73090045, 57250391, 51880953, 50619212, 54884291, 50653146, 55723118, 57943227, 74980376, 53967071, 51057263, 55667281, 74906611, 55723118, 51815066, 50343813, 54259502, 75096826, 53929907, 51567451, 55565089, 55628952, 51867828, 55563969, 75131938, 53967931, 55801070, 50118686, 50488535, 50101237, 55639165, 50014638, 50014638, 50669084, 54259825, 54759717, 50657063, 55980056, 54706874, 50633221, 50633221, 54259148, 50345552, 50345552, 50452879, 50452879, 50488568, 53967279, 54259825, 57905598, 57905598, 57000721, 57054728, 50014638, 50014638, 50668029, 73094187, 73094187, 73094187, 54081963, 54081963, 50692920, 50692920, 50692920, 57589798, 57589798, 57589798, 51815728, 50101237, 50101237, 50163666, 51908135, 51908135, 55633283, 57572869, 73093817, 57072068, 50646710, 54759717, 54759717, 55976617, 55980056, 50498104, 55987275, 51689776, 51689776, 57285660, 58147075.

Истцом заявлено, что ответчик обязательства по выгрузке и возврату указанных вагон-цистерн ис­полнил с нарушением установленных договором сроков, что послужило основанием для начисления штрафа, установленного пунктом 18.05 Правил, в размере (после уточнения) 484 500 руб.

Согласно представленным истцом данным спорные вагоны-цистерны находились
в простое на станции выгрузки Сургут сверх нормативного времени порядка 323 суток.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлен ряд претензий с требованием уплатить штраф, которые ответчиком не признаны со ссылкой на уведомления о завершении грузовой операции, исходя из которых общее время грузовой операции по указанным цистернам не превышает двух суток, за исключением 14 вагонов–цистерн, вина в простое которых ответчиком признается.

С учетом обстоятельств спора документами, подтверждающими время фактического пребывания ж.д. цистерн у покупателя, являются акты общей формы (Форма ГУ-23), памятки приемосдатчика (Форма ГУ-45), ведомости подачи и уборки вагонов (Форма ГУ-46), иные выписки из Автоматизированной базы данных ГВЦ ОАО «РЖД».

Документом, подтверждающим время фактического использования ответчиком вагонов-цистерн, является «ведомость подачи и уборки вагонов по станции «Сургут» (владелец железнодорожного пути необщего пользования - закрытое акционерное общество «Сургутпромжелдортранс»).

Определением суда от 25.01.2021 в Сургутском Центре организации работы железнодорожных станций Свердловской дирекции Управления движением истребованы указанные ведомственные формализованные документы ОАО «РЖД», отражающие время  прибытия и убытия спорных вагонов на пути общего и необщего пользования.

При исследовании документов, подтверждающим время фактического использования ответчиком спорных железнодорожных цистерн установлено следующее.

В соответствии с памятками приемосдатчика на подачу вагонов Формы
№ ГУ-45 ВЦ, ведомостями подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э  установлено время передачи ж.д. цистерн от станции Сургут на подъездные пути закрытого акционерного общества «Сургутпромжелдортранс»»; время подачи ж.д. вагонов-цистерн для совершения грузовых операций; время окончания выгрузки; время возврата вагонов-. цистерн от подъездных путей необщего пользования на станцию Сургут.

Согласно сведений ведомостей подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э  следует, что общее время выгрузки предоставленных в распоряжение ответчика в спорые периоды вагонов-цистерн №№ 56900236, 50345255, 53967568, 57272593, 55668503, 50164854, 50633627, 57272528, 74975988, 55834600, 55666648, 51986396, 74979105, 55666648, 73090045, 57250391, 57943227, 53967071, 55667281, 74906611, 51815066, 50343813, 54259502, 75096826, 53929907, 51567451, 55565089, 55628952, 51867828, 55563969, 75131938, 53967931, 55801070, 50118686, 50488535, 50101237, 55639165, 50014638, 50669084, 54259825, 54759717, 50657063, 55980056, 54706874, 50633221, 50633221, 54259148, 50452879, 50452879, 53967279, 54259825, 57905598, 57905598, 57000721, 57054728, 50014638, 50014638, 50668029, 73094187, 73094187, 73094187, 54081963, 54081963, 50692920, 50692920, 50692920, 57589798, 57589798, 57589798, 51815728, 50101237, 50101237, 50163666, 51908135, 51908135, 57572869, 73093817, 54759717, 54759717, 55976617, 55980056, 50498104, 55987275, 51689776, 51689776, 57285660, составила менее 48 часов, то есть ответчик своевременно осуществил выгрузку вагонов. Вина ответчика в нарушении срока возврата порожних вагонов-цистерн на пути общего пользования отсутствует. 

В части сроков выгрузки вагона-цистерны № 51880953 установлено, что вагон прибыл на станцию назначения Сургут  22.11.2019.

В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э время подачи вагона-цистерны для разгрузки (слива) и начала грузовых операций – 22.11.2019.

Согласно  этой же ведомости время окончания выгрузки ж.д. цистерны и обратной передачи - 26.11.2019.

Согласно сведениям памятки приемосдатчика на подачу вагонов Формы
№ ГУ-45 ВЦ время возврата вагона-цистерны от подъездных необщего пользования
на станцию Сургут - 26.11.2019.

Сверхнормативный простой вагона по вине ответчика составил 2 суток.

В части сроков выгрузки вагона-цистерны № 50619212 установлено, что вагон прибыл на станцию назначения Сургут  22.11.2019.

В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э время подачи вагона-цистерны для разгрузки (слива) и начала ООО «ЗСНП» грузовых операций – 22.11.2019.

Согласно  этой же ведомости время окончания выгрузки ж.д. цистерны и обратной ее передачи - 26.11.2019.

Согласно сведениям памятки приемосдатчика на подачу вагонов Формы
№ ГУ-45 ВЦ время возврата вагона-цистерны от подъездных необщего пользования 
на станцию Сургут - 26.11.2019.

Сверхнормативный простой вагона по вине ответчика составил 2 суток.

В части сроков выгрузки вагона-цистерны № 54884291 установлено, что вагон прибыл на станцию назначения Сургут  22.11.2019.

В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э время подачи вагона-цистерны для разгрузки (слива) и начала грузовых операций – 22.11.2019.

Согласно  этой же ведомости время окончания выгрузки ж.д. цистерны и обратной ее передачи - 26.11.2019.

Согласно сведениям памятки приемосдатчика на подачу вагонов Формы
№ ГУ-45 ВЦ время возврата вагона-цистерны от подъездных путей необщего пользования на станцию Сургут - 26.11.2019.

Сверхнормативный простой вагона по вине ответчика составил 2 суток.

В части сроков выгрузки вагона-цистерны № 50653146 установлено, что вагон прибыл на станцию назначения Сургут  22.11.2019.

В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э время подачи  вагона-цистерны для разгрузки (слива) и начала грузовых операций – 22.11.2019.

Согласно  этой же ведомости время окончания выгрузки ж.д. цистерны и обратной ее передачи - 26.11.2019.

Согласно сведениям памятки приемосдатчика на подачу вагонов Формы
№ ГУ-45 ВЦ время возврата вагона-цистерны от подъездных путей необщего пользования на станцию Сургут - 26.11.2019.

Сверхнормативный простой вагона по вине ответчика составил 2 суток.

В части сроков выгрузки вагона-цистерны № 55723118 установлено, что вагон прибыл на станцию назначения Сургут  18.11.2019.

В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э время подачи вагона-цистерны для разгрузки (слива) и начала грузовых операций – 19.11.2019.

Согласно  этой же ведомости время окончания выгрузки ж.д. цистерны и обратной ее передачи - 22.11.2019.

Согласно сведениям памятки приемосдатчика на подачу вагонов Формы
№ ГУ-45 ВЦ время возврата вагона-цистерны от подъездных путей необщего пользования на станцию Сургут - 26.11.2019.

Сверхнормативный простой вагона по вине ответчика составил 1 сутки.

В части сроков выгрузки вагона-цистерны № 74980376 установлено, что вагон прибыл на станцию назначения Сургут  12.02.2020.

В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э время подачи вагона-цистерны для разгрузки (слива) и начала грузовых операций – 13.02.2020.

Согласно  этой же ведомости время окончания выгрузки ж.д. цистерны и обратной ее передачи- 16.02.2020.

Согласно сведениям памятки приемосдатчика на подачу вагонов Формы
№ ГУ-45 ВЦ время возврата вагона-цистерны от подъездных путей необщего пользования
на станцию Сургут - 18.02.2020.

Сверхнормативный простой вагона по вине ответчика составил 1 сутки.

В части сроков выгрузки вагона-цистерны № 51057263 установлено, что вагон прибыл на станцию назначения Сургут  12.02.2020.

В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э время подачи вагона-цистерны для разгрузки (слива) и начала грузовых операций – 13.02.2020.

Согласно  этой же ведомости время окончания выгрузки ж.д. цистерны и обратной ее передачи - 16.02.2020.

Согласно сведениям памятки приемосдатчика на подачу вагонов Формы
№ ГУ-45 ВЦ время возврата вагона-цистерны от подъездных путей  необщего пользования на станцию Сургут - 18.02.2020.

Сверхнормативный простой вагона по вине ответчика составил 1 сутки.

В части сроков выгрузки вагона-цистерны № 50345552 установлено, что вагон прибыл на станцию назначения Сургут  10.05.2020.

В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э время подачи вагона-цистерны для разгрузки (слива) и начала грузовых операций – 11.05.2020.

Согласно  этой же ведомости время окончания выгрузки ж.д. цистерны и обратной ее передачи - 14.05.2020.

Согласно сведений памятки приемосдатчика на подачу вагонов Формы
№ ГУ-45 ВЦ время возврата вагона-цистерны от подъездных путей необщего пользования на станцию Сургут - 14.05.2020.

Сверхнормативный простой вагона по вине ответчика составил 1 сутки.

В части сроков выгрузки вагона-цистерны № 50488568 установлено, что вагон прибыл на станцию назначения Сургут  23.05.2020.

В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э время подачи вагона-цистерны для разгрузки (слива) и начала грузовых операций – 24.05.2020.

Согласно  этой же ведомости время окончания выгрузки ж.д. цистерны и обратной передачи - 27.05.2020.

Согласно сведениям памятки приемосдатчика на подачу вагонов Формы
№ ГУ-45 ВЦ время возврата вагона-цистерны от подъездных путей необщего пользования на станцию Сургут - 29.05.2020.

Сверхнормативный простой вагона по вине ответчика составил 1 сутки.

В части сроков выгрузки вагона-цистерны № 50014638 установлено, что вагон прибыл на станцию назначения Сургут 10.05.2020.

В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э время подачи вагона-цистерны для разгрузки (слива) и начала грузовых операций – 11.05.2020.

Согласно  этой же ведомости время окончания выгрузки ж.д. цистерны и обратной ее передачи - 15.05.2020.

Согласно сведениям памятки приемосдатчика на подачу вагонов Формы
№ ГУ-45 ВЦ время возврата вагона-цистерны от подъездных путей необщего пользования
на станцию Сургут - 17.05.2020.

Сверхнормативный простой вагона по вине ответчика составил 2 суток.

В части сроков выгрузки вагона-цистерны № 55633283 установлено, что вагон прибыл на станцию назначения Сургут 23.05.2020.

В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э время подачи вагона-цистерны для разгрузки (слива) и начала грузовых операций – 24.05.2020.

Согласно  этой же ведомости время окончания выгрузки ж.д. цистерны и обратной ее передачи - 27.05.2020.

Согласно сведениям памятки приемосдатчика на подачу вагонов Формы
№ ГУ-45 ВЦ время возврата вагона-цистерны от подъездных путей необщего пользования на станцию Сургут - 29.05.2020.

Сверхнормативный простой вагона по вине ответчика составил 1 сутки.

В части сроков выгрузки вагона-цистерны № 57072068 установлено, что вагон прибыл на станцию назначения Сургут 23.05.2020.

В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э время подачи вагона-цистерны для разгрузки (слива) и начала грузовых операций – 24.05.2020.

Согласно  этой же ведомости время окончания выгрузки ж.д. цистерны и обратной ее передачи - 27.05.2020.

Согласно сведениям памятки приемосдатчика на подачу вагонов Формы
№ ГУ-45 ВЦ время возврата вагона-цистерны от подъездных путей необщего пользования на станцию Сургут - 29.05.2020.

Сверхнормативный простой вагона по вине ответчика составил 1 сутки.

В части сроков выгрузки вагона-цистерны № 50646710 установлено, что вагон прибыл на станцию назначения Сургут 01.05.2020.

В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э время подачи вагона-цистерны для разгрузки (слива) и начала грузовых операций – 01.05.2020.

Согласно  этой же ведомости время окончания выгрузки ж.д. цистерны и обратной ее передачи - 04.05.2020.

Согласно сведениям памятки приемосдатчика на подачу вагонов Формы
№ ГУ-45 ВЦ время возврата вагона-цистерны от подъездных путей  необщего пользования на станцию Сургут - 04.05.2020.

Сверхнормативный простой вагона по вине ответчика составил 1 сутки.

В части сроков выгрузки вагона-цистерны № 58147075 установлено, что вагон прибыл на станцию назначения Сургут 23.05.2020.

В соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э время подачи вагона-цистерны для разгрузки (слива) и начала грузовых операций – 24.05.2020.

Согласно  этой же ведомости время окончания выгрузки ж.д. цистерны и обртаной ее передачи - 27.05.2020.

Согласно сведениям памятки приемосдатчика на подачу вагонов Формы
№ ГУ-45 ВЦ время возврата вагона-цистерны от подъездных путей необщего пользования
на станцию Сургут - 29.05.2020.

Сверхнормативный простой вагона по вине ответчика составил 1 сутки.

Действующее гражданско-правовое регулирование института ответственности
по общему правилу исходит из того, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства,
на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Предметом настоящего спора является материально-правовое требование истца к ответчику о выплате суммы штрафа (неустойки) в соответствии с пунктом 18.05 Правил торгов. Основанием иска является ненадлежащее исполнение ответчиком (покупателем) обязанности по возврату порожних цистерн, что повлекло их сверхнормативный простой на станции назначения.

В подтверждение факта нарушения ответчиком обязанности по своевременному возврату цистерн истцом представлена информация о датах прибытия груженых цистерн на станцию назначения и датах отправления порожних, сформированная АО «РН-Транс» со ссылкой на данные ГВЦ ОАО «РЖД».

В свою очередь ответчик, возражая против факта нарушения сроков нахождения вагонов - цистерн на станции выгрузки представил контррасчет исковых требований на основании сведений ведомостей подачи и уборки вагонов Формы № ГУ-46 ВЦ/Э.

Ответчик также указал, что не может выполнить обязательство по возврату цистерн, если владелец вагонов не наделит грузополучателя необходимыми полномочиями оформления перевозочных документов на возврат порожних цистерн или сам не оформит необходимые документы в АС ЭТРАН.

Ответчик не является стороной договора перевозки, ограничен в возможностях своего участия в перевозочном процессе.

В соответствии со статьей 64 Устава Железнодорожного транспорта взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

Порядок приема к перевозке железнодорожным транспортом грузов, а также порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, на местах общего и необщего пользования железнодорожных станций, открытых для грузовых операций регулируется Приказом МПС РФ от 07.12.2016 № 374
«Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом» (далее Правила № 374).

В пункте 50 Правил № 374 отправителем порожних вагонов является: владелец вагона-цистерны, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава (далее - владелец); грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополуча­телем и владельцем вагона.

Согласно пункту 51 Правил № 374 при предъявлении порожнего вагона к перевозке уполномоченным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации лицом перевозчик имеет право проверить его полномочие. Не требуется предъявление полномочий или иных указаний владельца вагона, если право на предъявление порожнего вагона к перевозке будет подтверждено данным владельцем вагона с помощью электронных средств связи в соответствии с договором между перевозчиком и владельцем вагона.

Пунктом 64 Правил № 374 предусмотрено, что порожний вагон предъявляется к перевозке, если перевозчиком согласован запрос, а отправителем представлена оформленная накладная (заполняются оставшиеся незаполненными после согласования запроса графы бланка накладной).

Накладная (оформленная в порядке, установленном правилами перевозок железнодорожным транспортом), а также выданная на основании накладной перевозчиком отправителю квитанция на порожний вагон (оформленная по форме квитанции о приеме груза к перевозке) подтверждают заключение договора перевозки (пункт 66 Правил № 374).

После выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов, накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов (пункт 68 Правил).

В материалы дела не представлены квитанции о приеме груза (железнодорожные накладные), которые подтверждают факт отправки истцом товара в спорных вагонах ответчику до станции назначения в заявленные даты.

Ответчик использовал сведения предоставленные в истребованных доказательствах от ОАО Сургутский центр станции Сургут - структурное подразделение Свердловской дирекции управления движением филиала «РЖД».

Как следует из ведомостей подачи и уборки вагонов, спорные цистерны не были своевременно поставлены под выгрузку, как и не документированы к возврату лицами, не состоящими с ответчиком в договорных отношениях.

Принимая во внимание данные, содержащиеся в вышеуказанных ведомостях подачи и уборки вагонов, предельные сроки нахождения вагонов на станции назначения под выгрузкой (для осуществления грузовых операций) покупателем частично соблюдены.

Обязанность покупателя обеспечить своевременный возврат порожних цистерн соблюдена по 89 из 103 заявленных истцом.

Вместе с тем, из условий биржевой сделки не следует, что покупателем самостоятельно должны предприниматься меры по составлению перевозочных документов на отправку порожних цистерн. Напротив, в силу прямого указания пункта 50 Правил № 374 отправителем порожних цистерн является владелец вагона, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава.

Ответчик (покупатель) не является отправителем порожних вагонов по смыслу Правил № 374, следовательно, на него не может быть возложена обязанность по оформлению перевозочных документов для организации процесса возврата вагонов после завершения операций по выгрузке грузов. Иное условие сторонами не согласовано.

Между тем, в отсутствие запроса-уведомления о направлении порожних вагонов (составленного оператором подвижного состава или заказчиком по договору оказания услуг по предоставлению подвижного состава) и железнодорожной накладной невозможно передать разгруженные цистерны для обратной перевозки. Из изложенного следует, что грузополучатель не может выполнить обязательство по возврату вагонов, если владелец вагонов не наделит грузополучателя необходимыми полномочиями оформлять перевозочные документы на возврат порожних вагонов или сам не оформит необходимые документы в АС ЭТРАН.

Ответчик (грузополучатель) не наделен полномочиями на предъявление порожних вагонов к перевозке.

Документы, предоставляющие ответчику полномочия на предъявление к перевозке спорных вагонов, суду не представлено.

Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств исполнения истцом обязательств по наделению ответчика полномочиями по оформлению необходимых документов для возврата вагонов, а также доказательств самостоятельного оформления истцом необходимых документов на возврат вагонов в АС ЭТРАН, очевидна фактическая невозможность исполнения ответчиком обязательства по возврату спорных цистерн
в установленный договором срок.

Данное обстоятельство делает невозможным исполнение покупателем условия пункта 06.18.1. Правил торгов о своевременном возврате порожних вагонов / цистерн.

Ответчик в договорных отношениях с владельцами инфраструктуры, владельцами путей необщего пользования на станциях приписки или иных станциях, на которые подлежали возвращению спорные порожние цистерны, не состоит.

Иные возможности, позволяющие влиять на работу станций и на наличие/ отсутствие у данных станций технической/технологической возможности приема порожних цистерн, у ответчика отсутствуют.

Действующее гражданско-правовое регулирование института ответственности по об­щему правилу исходит из того, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие документов, необходимых для возврата порожних цистерн, оформление которых возможно только истцом, не зависит от действий ответчика, в связи с чем, данные обстоятельства не могут вменяться в вину грузополучателю.

Простой вагонов, образовался по причинам, не связанным с виновным поведением ответчика.

Ответчик, удостоверяя каждый факт завершения разгрузки, проявил должную степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, в связи с чем, оснований привлечения ответчика
к гражданско-правовой ответственности за нарушение сроков возврата части спорных порожних цистерн, не имеется.

Довод истца о том, что ответчик не доказал факт отсутствия его вины, так как своевременно не представил Акты общей формы (Форма ГУ-23); памятки приемосдатчика (Форма ГУ - 45); ведомости подачи и уборки вагонов (Форма ГУ - 46), противоречит смыслу документооборота железнодорожной перевозки, частью которого являются все поименованные документы, призванного отразить хозяйственную операцию в разрезе участвующих в ней субъектов, которым ответчик не является, а следовательно, не может обладать ни одним из поименованных Правилами торгов подобных документов.

В данном случае истцом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции.  Судом полно и всесторонне проанализированы все документы в разрезе каждого вагона, проанализировано
и установлено время нахождения вагонов у ответчика, что подтверждается имеющимися
в материалах дела ведомостями подачи и уборки вагонов. По результатам проверки
и анализа указанных документов доводы истца признаны обоснованными частично.

Причины вызвавшие задержку отправки порожних железнодорожных цистерн, содержащиеся в Актах общей формы ГУ-23 ВЦ, с учетом установленного времени разгрузки вагонов-цистерн, не зависели от воли ответчика.

Вопрос установления причин, вызвавших простой ж.д. цистерн
после разгрузки и отправки ответчиком, при наличии надлежащих и достаточных доказательств отсутствия его вины в простое указанных вагонов, не могут повлиять
на существо принимаемого по делу решения. Обстоятельства простоя спорных вагонов, исходя из имеющихся материалов, в любом случае не могут быть признаны связанными
с причинами, зависящими от ответчика.

Ответчик  не несет ответственность по обязательствам истца перед ПАО Нефтяная компания «Роснефть» в рамках заключенных ими договоренностей и соглашений.

Копии договоров на подачу/уборку вагонов, договоров на эксплуатацию пути необщего пользования, заключенные ответчиком с грузополучателем либо владельцем путей необщего пользования, позволяющие вести речь о его ответственности как покупателя за соблюдение грузополучателем (владельцем путей необщего пользования) срока нахождения арендованных цистерн поставщика, суду не представлено.

При рассмотрении дела суд исходил из конкретных обстоятельствах дела, сопоставляя даты и время прибытия железнодорожных цистерн на станцию Сургут, время подачи железнодорожных цистернпод разгрузку на подъездные пути необщего пользования, время подачи и уборки вагонов для разгрузки (слива топлива); фактического времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, время отправки порожних цистерн.  Простой порожних цистерн вызван по независящим от ответчика причинам,
что исключает его ответственность. Обратное суду не доказано.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, установив отсутствие со стороны ответчика нарушений сроков возврата вагонов, отсутствие доказательств несвоевременного выполнения им обязанностей по завершению грузовых операций с вагонами и обеспечению готовности вагонов к уборке или о возврате на выставочный путь, отсутствие должных и достаточных доказательств, на которые ссылается истец в качестве оснований для удовлетворения исковых требований,  получив достаточные сведения о том, что ответчиком предприняты все необходимые меры
по своевременному возврату вагонов и достоверно установив отсутствие причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчика и задержкой отправки порожних железнодорожных цистерн, суд обоснованно исходит из отсутствия вины ответчика в нарушении взятых на себя обязательств по своевременному возврату порожних вагонов, за исключением 14-ти спорных вагонов согласно контрасчета ответчика.

Исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В  соответствии со статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу арбитражный суд разрешает вопросы о судебных расходах.

Статьей 101 Кодекса предусмотрено, что судебные расходы состоят
из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле,
в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В ходе судебного разбирательства истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  снижен размер исковых требований.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса.

При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина
в размере 13 020 руб., что подтверждается платежным поручением от 06.10.2020
№ 110283.

В порядке статей 106, 110 АПК РФ расходы истца по оплате государственной пошлины, подлежат отнесению на ответчика пропорционально удовлетворенным исковым требованиям (5,88%) в сумме 746 руб., которая подлежит взысканию с ответчика
в пользу истца.

Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 330 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167 ‑ 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования общества с ограниченной ответственностью «РН-Аэро» удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Запсибнефтепродукт»
(ОГРН <***> от 23.04.2009, ИНН <***>, место нахождения: 628454, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, с. Локосово,
ул. Комсомольская, д. 6, кв. 1) в пользу общества с ограниченной ответственностью
«РН-Аэро» (ОГРН <***> от 19.05.2008, ИНН <***>, место нахождения: 115093, <...>) 28 500 руб. неустойки
, а также
746 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «РН-Аэро» государственную пошлину в размере 330 руб., уплаченную по платежному поручению
от 06.10.2020 № 110283.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня
его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа ‑ Югры.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  Д.П. Лисянский