ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-1775/2024 от 20.02.2024 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

22 февраля 2024 г.

Дело № А75-1775/2024

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2024 г.

Полный текст решения изготовлен 22 февраля 2024 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола заседания секретарем судебного заседания Штогрин В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации о привлечении акционерного общества «Группа страховых компаний «Югория» (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ханты-Мансийск город, Комсомольская улица, 61, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.09.2004, ИНН: <***>, КПП: 860101001) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола от 23.01.2024 № СЗ-59-ЮЛ-24-284,

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - ФИО1,

без участия представителей,

у с т а н о в и л :

Центральный банк Российской Федерации (далее - заявитель, Банк России, административный орган) обратился в суд с заявлением о привлечении акционерного общества «Группа страховых компаний «Югория» (далее - общество, АО «ГСК «Югория») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании протокола от 23.01.2024 № СЗ-59-ЮЛ-24-284.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен - ФИО1.

Лица, участвующие в деле, о назначении времени и места судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание
не обеспечили. Административный орган просил рассмотреть дело в его отсутствие по имеющимся материалам.

Определением суда от 05.02.2024 предварительное судебное заседание назначено
на 20 февраля 2024 в 15 часов 30 минут, судебное заседание назначено на 20 февраля 2024
в 15 часов 35 минут.

Сторонам предложено сообщить о наличии возражений, относительно рассмотрения дела в судебном заседании непосредственно после окончания предварительного судебного заседания и окончания подготовки по делу. Стороны возражений не заявили.

Учитывая, что от сторон не поступили возражения относительно перехода
к рассмотрению дела в судебном заседании непосредственно после окончания предварительного судебного заседания, арбитражный суд на основании части 4 статьи 137 АПК РФ, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», завершил подготовку по делу и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.

Судебное заседание проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, АО «ГСК «Югория» (страховщик) является организацией, осуществляющей деятельность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с лицензией от 26.08.2019 ОС № 3211-03, выданной Банком России.

В Банк России поступило обращения ФИО1 от 14.11.2023
№ ОЭ-197607, содержащее сведения о возможном нарушении страховщиком законодательства Российской Федерации.

В ходе проведения проверки сведений, изложенных в обращении ФИО1 административным органом установлено следующее.

Из представленных страховщиком сведений и документов следует, что в связи
с повреждением транспортного средства (далее - ТС) в результате произошедшего 04.11.2023 дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) страховщиком 08.11.2023 от ФИО2 получено заявление о прямом возмещении убытков
с приложением документов, предусмотренных Правилами ОСАГО, в рамках договора ОСАГО серии XXX № 0302828753.

В связи с тем, что при заключении договора ОСАГО серии XXX № 0302828753 собственником ТС «Mitsubishi Eclipse Cross», г.р.з. Н729НС799 некорректно был указан заявитель, то 29.11.2023 страховщиком от ФИО1 было получено заявление
о внесении изменений в указанный договор ОСАГО в части собственника ТС, а именно
об указании собственником ФИО2. Поскольку
в рассматриваемый договор ОСАГО внесены изменения страховщик 01.12.2023 осуществил ФИО2 выплату страхового возмещения в размере 195 142,00 руб.,
что подтверждается представленной копией платежного поручения от 01.12.2023
№ 123007.

Учитывая, что заявление о прямом возмещении убытков получено страховщиком 08.11.2023, то страховщику надлежало рассмотреть его, осуществить страховое возмещение или направить мотивированный отказ до 28.11.2023.

Таким образом, административным органом установлено, что страховщик
не исполнил обязанность по осуществлению страхового возмещения или направлению отказа в осуществлении страхового возмещения в срок, установленный пунктом 21 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ.

По данному факту уполномоченным должностным лицом Отделения Банка России
с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ составлен в отношении общества протокол об административном правонарушении от 23.01.2024 № СЗ-59-ЮЛ-24-284 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Банк России обратился
в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО «ГСК «Югория» к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела
о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения
к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол,
а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Статьей 3 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом,
в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1).

В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

На основании пункта 1 статьи 6 Закона № 4015-1 страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии
в установленном настоящим Законом порядке.

Как следует из материалов дела, АО «ГСК «Югория» имеет лицензию Банка России на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 26.08.2019 ОС №3211-03.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности
в качестве страхового брокера (далее - лицензия) представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

Подпунктом 14 пункта 2 статьи 32 Закона № 4015-1 определено, что для получения лицензии соискатель лицензии на осуществление страхования, перестрахования представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (в случаях, если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам).

Согласно пункту 1 статьи 32 Закона № 4015-1 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство (подпункт 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1).

В соответствии со статьей 3 Закона об ОСАГО одним из основополагающих принципов обязательного страхования является обеспечение гарантий возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных названным Законом.

Из совокупного толкования приведенных выше норм права следует, что соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1).

В силу статьи 30 Закона № 4015-1 Банк России осуществляет страховой надзор за соблюдением субъектами страхового дела, в том числе страховыми организациями, страхового законодательства Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 32 Закона № 4051-1 предусмотрено, что лицензия
на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4051-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.

В соответствии со статьей 1 Закона № 4051-1 составной частью страхового законодательства, помимо данного Закона, являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела,
а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

В соответствии со статьей 32.9 Закона № 4051-1 одним из видов страхования
в Российской Федерации является страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Частью 4 статьи 3 Закона № 4015-1 предусмотрено, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами
о конкретных видах обязательного страхования.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируются Законом
об ОСАГО.

В соответствии с пунктом 21 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшею о страховом возмещении или прямом возмещении убытков
и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательною страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства
с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.

Согласно пункту 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляем (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 настоящей статьи) в соответствия с пунктом 15.2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15.3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

Страховщик после осмотра поврежденною транспортного средства потерпевшего
и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденною транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

Согласно пункту 4.22 Положения Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Правила № 431-П) страховщик рассматривает заявление потерпевшего
о страховой выплате или прямом возмещении убытков и предусмотренные пунктами 3.10, 4.1, 4.2, 4.4 - 4.7 и 4.13 Правил № 431-П документы в течение 20 календарных дней,
за исключением нерабочих праздничных дней, с даты их получения.

Как следует из представленных страховщиком сведений и документов следует,
что в связи с повреждением транспортного средства (далее - ТС) в результате произошедшего 04.11.2023 дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) страховщиком 08.11.2023 от ФИО2 получено заявление
о прямом возмещении убытков с приложением документов, предусмотренных Правилами ОСАГО, в рамках договора ОСАГО серии XXX № 0302828753.

В связи с тем, что при заключении договора ОСАГО серии XXX № 0302828753 собственником ТС «Mitsubishi Eclipse Cross», г.р.з. Н729НС799 некорректно был указан заявитель, то 29.11.2023 страховщиком от ФИО1 было получено заявление
о внесении изменений в указанный договор ОСАГО в части собственника ТС, а именно об указании собственником ФИО2. Поскольку в рассматриваемый договор ОСАГО внесены изменения страховщик 01.12.2023 осуществил ФИО2 выплату страхового возмещения в размере 195 142,00 руб., что подтверждается представленной копией платежного поручения от 01.12.2023 № 123007.

Учитывая, что заявление о прямом возмещении убытков получено страховщиком 08.11.2023, то страховщику надлежало рассмотреть его, осуществить страховое возмещение или направить мотивированный отказ до 28.11.2023.

Тем самым общество нарушило предусмотренный действующим законодательством срок рассмотрения заявления ФИО1 о страховой выплате.

Предусмотренные законодательством условия, при наступлении которых возможно продление срока принятия решения о страховой выплате по договору ОСАГО,
в рассматриваемом случае отсутствовали.

Административный орган пришел к выводу о нарушении страховщиком страхового законодательства Российской Федерации, а именно пункта 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, пункта 4.22 Правил № 431-П.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным
в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Общество указывает на отсутствие своей вины в совершении правонарушения, ссылаясь на следующее.

27.03.2023 между Страхователем (ФИО1) и Страховщиком был заключен договор ОСАГО серии ХХХ № 0302828753 с использованием финансовой платформы Сравни.ру. При этом, при вводе данных для заключения договора ОСАГО, страхователем в качестве собственника транспортного средства была указана ФИО1. На этапе проверки данных и далее, на этапе их подтверждения перед оплатой страхового полиса на ресурсе Сравни.ру, данные были проверены и подтверждены страхователем. Таким образом, договор ОСАГО серии ХХХ № 0302828753 был заключен ФИО1 на основании данных, предоставленных Страхователем финансовой платформе Сравни.ру, при этом, собственником транспортного средства была указана ФИО1. Каких-либо документов, подтверждающих изменение данных о собственнике транспортного средства, Страхователем в адрес Страховщика не направлялось.

08.11.2023, в адрес Страховщика поступило заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по ОСАГО, где в качестве собственника транспортного средства указан ФИО2. В результате рассмотрения полученного Заявления, Страховщиком установлено расхождение данных о собственнике транспортного средства, указанных в договоре ОСАГО и Заявлении, в связи с чем, продолжение урегулирования убытка без внесения изменений в договор страхования не представлялось возможным. После внесения соответствующих изменений, заключения договора ОСАГО серии ТТТ № 7048898759 от 29.11.2023, Страховщиком принято решение о выплате страхового возмещения в сумме 195 142,00 руб., что подтверждается скан-копией платежного поручения №123007 от 01.12.2023.

Таким образом, на срок принятия решения по заявлению о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по ОСАГО повлияло то, что ФИО3 в заявлении
о заключении договора ОСАГО были предоставлены неверные сведения относительно собственника ТС, на устранение данной ошибки специалистам Страховщика понадобилось дополнительное время.

Административный орган и третье лицо не опровергают указанные данные и не представляют доказательства того, что ошибка в указании собственника транспортного средства была допущена по вине общества или могла быть им выявлена самостоятельно, без заявления получателя страхового возмещения.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает вины общества в совершении правонарушения.

Обществом приняты все зависящие от него меры по недопущению нарушения, после внесения корректных данных о собственнике ТС на основании заявления страхователя выплата была произведена незамедлительно, в течение двух дней (29.11.2023 внесены уточнения о собственнике, 01.12.2023 произведена выплата).

Отсутствие состава административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности и прекращения производства по административному делу.

С учетом изложенного, требования административного органа не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 204 АПК РФ заявление о привлечении
к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Р Е Ш И Л :

отказать в удовлетворении заявления о привлечении акционерного общества «Группа страховых компаний «Югория» (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ханты-Мансийск город, Комсомольская улица, 61, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.09.2004, ИНН: <***>, КПП: 860101001) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Судья О.Г. Чешкова