Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
26 апреля 2012 г.
Дело № А75-1963/2012
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Кущевой Т.П., при ведении протокола заседания секретарем Ощепковой И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Нягани к обществу с ограниченной ответственностью «Центральная городская аптека» о привлечении к административной ответственности,
при участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 28.12.2011,
от ответчика – не явились,
у с т а н о в и л:
прокурор города Нягани (далее – заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности общество с ограниченной ответственностью «Центральная городская аптека» (далее – ответчик, общество, ООО «Центральная городская аптека») за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявитель в судебном заседании полностью поддержал заявленные требования.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление, в котором пояснил, что заявление прокурора города Нягани не имеет нормативного обоснования вины ООО «Центральная городская аптека», что ведет к отсутствию состава административного правонарушения, а также является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая положения статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводится в отсутствие надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства ответчика.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд, считает заявленные требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Нягани проведена проверка по факту осуществления ООО «Центральная городская аптека» фармацевтической деятельности в аптечном пункте по адресу: <...>, пом. 131А.
В ходе проверки установлено, что 14 февраля 2012 года ООО «Центральная городская аптека» осуществлялась реализация лекарственных средств медицинского назначения в аптечном пункте, расположенном по адресу: <...>, пом. 131 А, на основании лицензии № ЛО-86-02-000046 от 22.09.2008,
выданной Службой по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры на осуществление
фармацевтической деятельности (подтверждение кассовые чеки,
подтверждающие реализацию лекарственных средств).
При этом на входной группе в аптечный пункт, расположенный по адресу: <...>, пом. 131 А, отсутствуют устройства обеспечивающиебеспрепятственный доступ маломобильных групп населения - пандусы, а также поручни на наружной лестнице, состоящей из 10 ступеней; входная группа не оборудована кнопкой вызова, что подтверждается актом обследования по вопросу создания условий инвалидам г. Нягани для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры от 14.02.2012, а также фототаблицей (л.д. 18, 72).
Помещение аптечного пункта, расположенного по адресу: <...>, пом. 131 А, используется ООО «Центральная городская аптека» на основе договора аренды нежилого помещения от 01.06.2007, заключенного с ФИО2 Кроме того, 1/2доли в праве собственности принадлежит ФИО3, являющейся генеральным директором ООО «Центральная городская аптека».
Опрошенная в прокуратуре города 17.02.2012 генеральный директор ООО «Центральная городская аптека» ФИО3 пояснила, что пандус имеется. При лицензировании Службой по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры по данным фактам претензии не предъявлялись (л.д. 14).
Данные обстоятельства расценены Прокуратурой как наличие в действиях общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в связи, с чем по результатам проверки 17.02.2012 года в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 10-13).
Часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии со статьей 4 вышеуказанного закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. То есть из смысла данной нормы закона следует, что к ним отнесены те виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом.
В соответствии с подпунктом 47 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьей 34 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению фармацевтической деятельности, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно подпункту «г» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Пунктом 5 Положения о лицензировании предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 4 Положения о лицензировании.
Согласно части 2 статьи 55 Федерального Закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее - Отраслевой стандарт), который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
В силу пункта 3.1 Отраслевого стандарта все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» параметрами элементов строительных конструкций, значения которых в проектной документации должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории в результате скольжения, падения или столкновения, являются: уклон лестниц и пандусов, ширина проступей и высота ступеней на лестницах, высота подъема по одному непрерывному лестничному маршу и пандусу. Недопустимо применение ступеней разной высоты в пределах одного лестничного марша. Перила и поручни на ограждениях лестниц, пандусов и лестничных площадок должны быть непрерывными.
Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных группнаселения", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73 (далее - СниП 35-01-2001).
В соответствии с пунктом 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами.
В силу пункта 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
В ходе проверки выявлено, что вход в аптеку, расположенную по адресу: <...>, пом. 131 А, не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - лестница не оборудована пандусами и поручнями, при этом, входная группа не оборудована кнопкой вызова.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в действиях ООО «Центральная городская аптека», осуществлявшая 14.02.2012 г. розничную торговлю лекарственными средствами медицинского назначения в аптеке с грубейшим нарушением лицензионных требований (отсутствие на входной группе поручней и пандусов), усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административных правонарушениях, наличие смягчающих, а также отягчающих ответственность обстоятельств не установлено, в связи, с чем судом налагается административный штраф в размере, соответствующем низшему пределу, предусмотренному частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственности госпошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 168, 169, 170, 176, 180, 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
РЕШИЛ:
заявление прокурора города Нягани удовлетворить.
Привлечь открытое акционерное общество «Центральная городская аптека» (зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре за основным государственным номером 1058600232470, расположено по адресу: <...>, помещение 131А) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 40000 рублей.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель Управление Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югры (прокуратура ХМАО – Югры), расчётный счёт № <***>,
Банк РКЦ Ханты-Мансийск, БИК 047162000; ИНН <***>; КПП 860101001;
КБК 41511690010016000140, ОКАТО 71131000000, назначение платежа – денежные взыскания (штрафы).
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Квитанция должна быть представлена в Арбитражный суд Ханты–Мансийского автономного округа - Югры не позднее 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
Судья Т.П. Кущева