ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-20410/20 от 16.02.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

24 февраля 2021 г.

Дело № А75-20410/2020

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола заседания секретарем Фархутдиновой А.Т, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации Советского района
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании решения от 24.11.2020 № 086/06/64-2125/2020 недействительным,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требования относительно предмета спора: - общество с ограниченной ответственностью «Корпус»(адрес: 630073, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г.Новосибирск, мкр. Горский, д.1, оф.8);
- общество с ограниченной ответственностью «МихА» (672042, Забайкальский край,
<...>); - общество с ограниченной ответственностью «НПТЭКтест-32» (241050, <...>); - общество
с ограниченной ответственностью «Объединение энергоменеджмента» (197227, <...>, лит.А, оф. 407А, 407А); - общество с ограниченной ответственностью «Сибпрофконсалт» (625000 <...>); - общество с ограниченной ответственностью Инжиниринговая компания «ВИД-энерго» (144010, <...>),

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.12.2020,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 09.01.2020 № 4,

от третьих лиц – не явились,

у с т а н о в и л :

администрация Советского района (далее – заявитель, администрация, заказчик) обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС) о признании решения от 24.11.2020 № 086/06/64-2125/2020 недействительным.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Корпус», общество с ограниченной ответственностью «МихА», общество с ограниченной ответственностью «НПТЭКтест-32», общество с ограниченной ответственностью «Объединение энергоменеджмента», общество с ограниченной ответственностью «Сибпрофконсалт», общество с ограниченной ответственностью Инжиниринговая компания «ВИДэнерго».

Определением суда от 28.12.2020 предварительное судебное заседание назначено
на 16.02.2021 в 11 часов 00 минут, судебное заседание назначено на 16.02.2021 в 11 часов 05 минут.

Сторонам предложено сообщить о наличии возражений, относительно рассмотрения дела в судебном заседании непосредственно после окончания предварительного судебного заседания и окончания подготовки по делу.

Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, третьи лица явку своих представителей в суд не обеспечили, отзыв на заявление не представили.

В связи с отсутствием возражений относительно перехода к рассмотрению дела
в судебном заседании непосредственно после окончания предварительного судебного заседания, арбитражный суд на основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», завершил подготовку по делу и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.

Судебное заседание проводится в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные
в заявлении, полагает, что антимонопольный орган безосновательно сделал вывод
о необходимости требования к участникам закупки наличия лицензии для работы
с государственной тайной, поскольку работы не связаны с использованием соответствующих сведений.

Представитель заинтересованного органа с заявленными требованиями не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на заявление и в тексте оспариваемого решения.

Общество с ограниченной ответственностью «Сибпрофконсалт» представило в суд отзыв, в котором поддержало позицию администрации.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, администрация 12.11.2020 опубликовала извещение № 0187300004620000132 о проведении электронного аукциона предметом которого является: «Оказание услуг по разработке схем теплоснабжения, актуализации схем водоснабжения и водоотведения поселений Советского района, разработке программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселений Советского района».

В антимонопольный орган поступила жалоба ООО «Корпус» на действия администрации, при проведении открытого конкурса в электронной форме (извещение
№ 0187300004620000132), основная на отсутствие в конкурсной документации требования к участникам о предоставлении в составе заявки копии собственной действующей лицензии на проведение работ
с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную УФСБ РФ неправомерно, т.к. нарушает действующее законодательство.

По результатам рассмотрения жалобы 24.11.2020 антимонопольный орган принял решение по делу № 086/06/64-2125/2020 (изготовлено в полном объеме 27.11.2020), которым признал жалобу ООО «Корпус» на действия администрации – обоснованной; признал в действиях администрации нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что заказчик неправомерно
не установил в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью
2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, действий и решений этих органов или должностных лиц незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа
или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Правоотношения сторон регламентируются законодательством о закупках.

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон № 44-ФЗ) информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с пунктами 1-2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении
о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа; к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнения работы, оказания услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы
и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения: (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный, номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона; документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки); копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных, документов, если в соответствии
с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром; решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской, Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого - аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие, в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой; документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-­аппаратных средств электронной площадки.

В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Техническим заданием документации об электронном аукционе (2 этап) предусмотрена Актуализация схем водоснабжения и водоотведения поселений Советского района.

Согласно пункту 4.1 Технического задания (2 этап) предусмотрено, что Сбор исходной информации осуществляется Исполнителем.

Актуализация схем водоснабжения и водоотведения выполняется на основании:
1). материалов схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлениями администрации Советского района от 02.12.2016 № 2286, от 15.11.2018 № 2444, постановлениями администрации городского поселения Малиновский от 23.04.2014 №№ 95, 96; постановлением администрации городского поселения Пионерский от 11.03.2014 № 110, постановлением администрации городского поселения Советский от 10.11.2016
№ 1278; 2). генеральных планов поселений Советского района; 3). актов технического обследования систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения; 5). данных, полученных в ответ на запросы, сформированные Исполнителем
в соответствующие организации; 6). иных материалов, предусмотренных правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».

Как верно указывает заявитель, на Исполнителе лежит обязанность определить необходимый и достаточный объем исходных данных для надлежащего исполнения работ, что в то же время не исключает его ответственности за достоверность используемой информации и обеспечение надлежащего качества результата работ.

В противном случае, исполнение работ будет носить формальный характер и не будет отвечать целям эффективного расходования бюджетных средств, в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Однако в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 1 Закона о лицензировании положения настоящегоФедерального закона не применяются к отношениям, связанным
с осуществлением лицензирования деятельности, связанной с защитой государственной тайны.

Деятельность, связанная с защитой государственной тайны, регулируется положениями Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о государственной тайне) и Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» (далее - Постановление № 333).

«В силу статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также
с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Государственная тайна это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (статья 2 Закона о государственной тайне).

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждает Президент Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Закона о государственной тайне).

Указом Президента Российской Федерации № 1203 от 30.11.1995 утвержден «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» (далее - Перечень № 1203). Согласно пункту 42.1 указанного Перечня, к таким сведениям отнесены сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тысяч человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.

При этом в силу пункта 6 Примечаний к Перечню № 1203 при перечислении сведений через запятую или союз «или» к государственной тайне относится каждое сведение в отдельности, следовательно, сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тысяч человек, являются секретными в полном объеме, за исключением определенного перечня общих сведений о схеме водоснабжения, тогда как схемы водоснабжения города с численностью населения менее 200 тысяч являются открытыми и публичными, за исключением сведений о расположении головных сооружений водопровода или водовода их питающих, при этом «их питающих» относится не к городам с населением более 200 тысяч человек, а к водоводам, питающих головные сооружения.

Согласно письму Минэкономразвития от 29.06.2015 № Д23и-3004 «О перечне сведений, подлежащих засекречиванию», топографические карты, топографические планы, фотокарты, фотопланы, ортофотокарты, ортофотопланы в графической (аналоговой), цифровой (электронной) или иных формах представления информации
о местности, а также другие виды картографической продукции подлежат засекречиванию в случае, если указанные карты и планы, в том числе топографические карты масштаба
1:50000 и крупнее, содержат сведения, подпадающие под действие пунктов раздела
3.4 «Геопространственные сведения по территории Земли» Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17.03.2008 № 01,
в его действующей редакции, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 25.07.2014 № 456-дсп.

На основании пункта 7 Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 № 782
«О схемах водоснабжения и водоотведения» при разработке схем водоснабжения
и водоотведения используются документы территориального планирования, опорные и адресные планы, кадастровые карты территорий муниципальных образований, схемы, чертежи, а также сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются в том числе генеральные планы поселений.

Генеральный план поселения содержит, согласно пункта 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положение о территориальном планировании, карту размещения объектов местного значения, параметры функциональных зон, объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, а также месторасположение существующих объектов местного значения. В Техническом задании так же указывается на то, что исходными данными для изготовления схемы является генеральный план поселения.

На схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории генплана показываются существующие головные сооружения и магистральные сети инженерной, инфраструктуры - водопровод, канализация и т.д.

Головными сооружениями признаются сооружения, являющиеся источником энергообеспечения застройки, которые служат для забора воды из водоемов, подземных источников и стоят в «голове» - начале водопроводной сети. Любой водопровод обязательно содержит в себе головное сооружение и сеть.

Таким образом, вопреки доводам заявителя, графические материалы генеральных планов поселений, а именно топографические карты, топографические планы, фотокарты, фотопланы, ортофотокарты, ортофотопланы в графической (аналоговой), цифровой (электронной) или иных формах представления информации о местности, не являются общедоступными и работа с ними требует наличия специальной лицензии.

На основании статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии
у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ
с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан соответствующего допуска.

На основании статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется, путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Пунктом 1 Постановления № 333 установлено, что настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление, на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также
в учреждениях Российской, Федерации, находящихся за границей.

В силу пункта 2 Постановления № 333 органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, по допуску предприятий к проведению работ, связанных
с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом).

Из изложенного следует, что актуализация схем водоснабжения и водоотведения, которая проводится с использованием сведений о головном сооружении водопровода и водовода, графических материалов генерального плата поселения, подлежащих засекречиванию, должно производится с соблюдением требований о сохранении государственной тайны.

Вместе с тем, из анализа аукционной документации следует, что в составе второй части заявок заказчик не требует от участников конкурса предоставить копию вышеуказанной лицензии.

Более того, из аукционной документации не следует, что к участникам закупки установлены требования о наличии у последних лицензии ФСБ России на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Доводы заявителя о том, что установление требования о наличии лицензии
у участников закупки ограничит конкуренцию, являются несостоятельными, поскольку целью осуществления закупочной деятельности является не столько расширение круга участников, сколько эффективное использованию средств бюджета.

Кроме того, как было указано судом ранее, допуск к участию лица, не имеющего возможности получить для выполнения работ необходимые исходные данные, приведет
к ненадлежащему исполнению заказа и недостоверности полученного результата.

При таких обстоятельствах, выводы антимонопольного органа, изложенные
в оспариваемом решении, являются законными и обоснованными, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные расходы по её уплате не распределяются.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья О. Г. Чешкова