ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-20785/18 от 19.03.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

26 марта 2019 г.

Дело № А75-20785/2018

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2019 г.

Полный текст решения изготовлен 26 марта 2019 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фролковой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска к Отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России
по г. Нефтеюганску об оспаривании предписания от 17.12.2018 № 141
,

заинтересованное лицо: отдел МВД России по г. Нефтеюганску,

без участия представителей,

установил:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (далее – заявитель, Департамент) обратился в суд с заявлением к Отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по г. Нефтеюганску
(далее – заинтересованное лицо, ОГИБДД ОМВД по г. Нефтеюганску) об оспаривании предписания от 17.12.2018 № 141.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен отдел МВД России по г. Нефтеюганску.

Лица, участвующие в деле, о времени и места судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Судебное заседание проводится в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (л. д. 78).

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, сотрудником ОГИБДД ОМВД по г.Нефтеюганску
в ходе обследования места дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 17.12.2018, было установлено, что на участке по адресу: ул. Проезд 5П от ул. Сургутская до ул. Транспортная г. Нефтеюганска, с краю обочины сформирован снежный вал.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, профилактики и предупреждения дорожно-транспортных происшествий для принятия срочных мер Департаменту выдано предписание от 17.12.2018 № 141, по которому предписано в срок до 27.12.2018 устранить нарушения требований пункт 8.6 ГОСТа Р50597-2017, а именно: ликвидировать снежный вал, сформированный на краю обочины ул. Проезд 5П от ул. Сургутская до ул. Транспортная г. Нефтеюганска (л. д. 15).

Не согласившись с данным предписанием Департамент обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

По мнению Департамента, ссылка заинтересованного лица на пункт 8.6 ГОСТа Р50597-2017 носит рекомендательный характер в части формирования снежных валов на обочинах дорог категорий IIIV и не является обязательным требованием. Данное предписание нарушает права и законные интересы заявителя. Муниципальным контрактом № Ф.2017.659939, заключенным с НГ МУП «Универсал Сервис», предусмотрена обязанность по формированию и уборке снежных валов с обочин на спорном участке. Заявитель не является лицом, ответственным за исполнение данного предписания. Предписание должном быть выдано тому лицо, которое обязано предпринять меры для устранения допущенных нарушений и предписание должно быть исполнимым и не может поставленным в зависимость от воли третьих лиц.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон № 3-ФЗ) на полицию возлагаются, в частности, обязанность осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение.

В силу пункта 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее Положение № 711), Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

В соответствии с подпунктами «а», «н», «т» пункта 11 Положения № 711 на Госавтоинспекцию возлагаются, в том числе, следующие обязанности: осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования: к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения (подпункта «а»), по изучению условий дорожного движения, принятию мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения (подпункта «н»); выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению (подпункта «т»).

Согласно подпункту «б» пункта 12 Положения № 711 Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

Порядок исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2015 № 380.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность
в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (пункт 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Пунктом 8.6 ГОСТ Р 50597-2017, утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст предусмотрено, что снежные валы на обочинах дорог категорий II - IV рекомендуется устраивать высотой не более 1,0 м. На улицах: снег с проезжей части для временного складирования убирают в лотковую часть, на разделительную полосу или обочину и формируют в виде валов шириной не более 1,5 м с разрывами длиной 2,0 - 2,5 м; устройство разрывов и очистку водосточных решеток осуществляют в течение 16 часов после окончания снегопада; в лотковой части снежный вал формируют на расстоянии 0,5 м от бортового камня или барьерного ограждения для пропуска талых вод; перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны при формировании вала не допускается; вывоз сформированных снежных валов с улиц групп А - Д осуществляют в течение
9 дней, групп Е - в течении 12 дней с момента окончания снегопада.

Вопреки доводам заявителя указанный ГОСТ является обязательным для исполнения.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Думы города Нефтеюганска от 31.01.2017 N 70-VI «О структуре администрации города Нефтеюганска», Думой города Нефтеюганска утверждено Положение о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска.

Согласно пункту 1.1 Положения Департамент является органом администрации города Нефтеюганска, обеспечивающим решение вопросов местного значения в области жилищного хозяйства, коммунального обслуживания населения, организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организации благоустройства территории городского округа, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории городского округа в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 2.1.4. Положения Департамент осуществляет, в том числе в рамках курируемых муниципальных программ, инвестиционных программ, организацию дорожной деятельности в части строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах и в соответствии с приведенными правовыми нормами суд пришел к выводу, что обжалуемое предписание правомерно адресовано Департаменту, который обязан обеспечивать решение вопросов местного значения,
в т.ч. касающихся содержания дорог.

Доводы заявителя о том, что предписание выдано ненадлежащему лицу, поскольку
с целью реализации функциональных обязанностей Департамент как муниципальный заказчик заключил муниципальный контракт № Ф.2017.659939 с НГ МУП «Универсал Сервис» на выполнение работ по содержанию городских дорог, не могут быть признаны обоснованными.

Заявитель в данном случае не учитывает, что обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения в городских округах в силу прямого указания закона возлагается на Администрацию города Нефтеюганска. При этом Департамент является органом администрации города Нефтеюганска, обеспечивающим решение вопросов местного значения. Следовательно, предписание обоснованно выдано заявителю. Способы реализации своих обязанностей в сфере содержания дорог Департамент вправе выбрать самостоятельно, однако заключение контракта с НГ МУП «Универсал Сервис» не освобождает Департамент от обеспечения надлежащей организации и контроля за исполнением работ.

Ссылка Департамента на то, что срок, установленный в оспариваемом предписании недостаточен для его исполнения, в связи с чем предписание является неисполнимым, признается несостоятельной.

В рассматриваемом случае Департаменту для реализации возложенных на него обязанностей с учетом общественной опасности правонарушения предоставлен максимально возможный срок для исполнения предписания, установленный названной нормой.

В случае недостаточности установленного предписанием срока для его исполнения организация была вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о продлении этого срока.

Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные
в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ суд приходит к выводу о том, что у уполномоченного органа имелись основания для выдачи Департаменту предписания от 17.12.2018 № 141, которое соответствует требованиям действующего законодательства, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

Законный ненормативный правовой акт уполномоченного органа не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления экономической деятельности.

Учитывая изложенное, заявление Департамента не подлежит удовлетворению как основанное на неверном толковании норм действующего законодательства.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении иска не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                                  О.Г. Чешкова