Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
30 мая 2016 г. | Дело № А75-2416/2016 |
Резолютивная часть решения принята 23 мая 2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено 30 мая 2016 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания помощником судьи
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Ростовской таможни к Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий» об обращении взыскания на транспортное средство в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей в размере 1 384 242,16 руб.,
без участия представителей сторон,
установил:
Ростовская таможня (далее – истец, таможня) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ответчик, учреждение) об обращения взыскания на транспортное средство«ToyotaLandCruiser 105» 2000 г.в., VIN: <***>, находящееся по адресу: 628100, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>, в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей в размере 1 384 242,16 руб.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Таможня ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик отзыв на заявление не представил.
Судебное разбирательство проводится в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, исследовав материалы дела, находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как указывает заявитель, Ростовская транспортная прокуратура в 2002 году обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании таможенных платежей в размере 468 768,51 руб. и пени 23 828,11 руб. в связи с приобретением в республике Беларусь транспортного средства «ToyotaLandCruiser 105» 2000 г.в., VIN: <***> и его выпуском в свободное обращение без осуществления таможенного оформления и уплаты причитающихся таможенных платежей.
Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16.11.2007, оставленным в силе определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19.12.2007, Ростовской таможне отказано в иске о взыскании таможенных платежей и пени, ввиду того, что ответчик не имела намерений на приобретении данного транспортного средства и не перемещала его через таможенную границу Российской Федерации, поскольку договор купли-продажи транспортного средства, совершенный от имени ответчика, признан недействительным.
То есть, ФИО2 не является лицом, переместившим транспортное средство,
и правовые основания для взыскания платежей отсутствуют.
Из данных, содержащихся в электронных учетах ЦБД УГИБДД по Ростовской области, заявитель установил, что в настоящее время собственником транспортного средства является Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий».
Согласно расчету сумма неуплаченных таможенных платежей составляет
468 768,51 руб. Размер пени на 23.11.2015 составляет 915 473,65 руб. Всего 1 384 242,16 руб.
Как указывает заявитель, таможенные платежи, подлежащие уплате при оформлении транспортного средства, до настоящего времени не уплачены
Учитывая, что действующее законодательство не предусматривает возможности предъявления в суд иска к неустановленному лицу, Ростовская таможня указывает
в качестве ответчика Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий», поскольку таможенным органом установлено, что данное транспортное средство находится в собственности указанного лица.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно статье 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
В соответствии со статьей 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-Ф3 (далее – Закон № 311-Ф3) принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Как следует из положений статьи 157 Закона № 311-Ф3, в случаях, предусмотренных Законом, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать таможенные пошлины, налоги за счет товаров плательщика, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии со статьей 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:
1)уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
2)соблюдения запретов и ограничений;
3)представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, без направления требования об уплате таможенных платежей допускается в случаях, если предельные сроки хранения товаров, задержанных таможенными органами в соответствии с главой 21 Таможенного кодекса Таможенного союза, истекли либо если плательщик таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами.
Обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов производится на основании решения суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является физическое лицо либо плательщик таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами, или решения арбитражного суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, за исключением случаев, когда такие товары переданы таможенным органам в качестве предмета залога в соответствии со статьей 140 Закона № 311-ФЗ, а также когда обращается взыскание на товары, предельные сроки хранения которых при их задержании таможенными органами, установленные частью 7 статьи 189
Закона № 311-ФЗ, истекли.
Таким образом, таможенное законодательство предоставляет таможенным органам право производить взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов не только
с лиц, имеющих установленную законодательством обязанность по их уплате, но и за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с установленным порядком. В последнем случае производится взыскание не с добросовестных приобретателей, так как они не являются лицами, обязанными уплачивать таможенные пошлины, налоги, а именно, за счет стоимости товаров, находящихся на таможенной территории Таможенного союза в нарушение норм таможенного законодательства.
При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров Таможенного союза.
В соответствии с положениями части 2 статьи 157 Закона № 311-ФЗ обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, без направления требования об уплате таможенных платежей допускается в случаях, если предельные сроки хранения товаров, задержанных таможенными органами в соответствии с главой 21 Таможенного кодекса Таможенного союза, истекли либо если плательщик таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами.
В рамках данного судебного дела плательщик таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами в связи с чем, таможенный орган обращается с исковым заявлением о взыскании таможенных пошлин и пени именно за счёт транспортного средства.
Согласно пункту 5 статьи 81 ТК ТС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу таможенные пошлины, налоги подлежат уплате, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта, при ввозе товаров на таможенную территорию - в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день
В соответствии с частью 1 статьи 150 Закона № 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены
Согласно части 2 статьи 150 Закона № 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 150 Закона № 311-ФЗ до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей.
Согласно статье 152 Закона № 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
В силу части 1 статьи 151 Закона № 311-ФЗ пенями признаются установленные названной статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Аналогичная правовая дефиниция закреплена была и ранее в пункте 1 статьи 349 Таможенного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно (часть 2 статьи 151 Закона № 311-ФЗ).
Такое же правило было предусмотрено и в пункте 2 статьи 349 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Уплата пеней носит характер дополнительной обязанности наряду с уплатой таможенных платежей, является компенсационной мерой, а потому в случае принудительного взыскания пеней применению подлежат общие правила исчисления срока давности, предусмотренные таможенным законодательством для взыскания задолженности по таможенным платежам в бесспорном порядке. Исполнение обязанности по уплате пеней неразрывно связано с исполнением обязанности по уплате таможенных платежей, ввиду чего дополнительное обязательство нельзя рассматривать в отрыве от основного, а разграничение процедуры взыскания таможенных платежей и процедуры взыскания пеней является неправомерным.
По общему правилу, закрепленному в статьях 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, принудительное взыскание налога и пеней с налогоплательщика-организации осуществляется во внесудебном порядке.
Шестимесячный срок для обращения налогового (таможенного) органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для бесспорного взыскания соответствующих сумм. При этом пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Судом установлено, требование об уплате таможенных платежей № 19 выставлено 07.02.2002, срок исполнения требования об уплате таможенных платежей установлен таможенным органом не позднее 20.02.2002.
Исковое заявление о взыскании с ответчика таможенных платежей в размере 1 384 242,16 руб. путем обращения взыскания на транспортное средство, направлено в арбитражный суд 25.02.2016, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, т.е. по истечении установленного законом срока для обращения в суд.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании задолженности может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таможней подано в порядке статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство о восстановлении пропущенного на подачу заявления срока.
Положение о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока для обращения в суд было введено в действие пунктом 26 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее – Закон № 137-ФЗ) и согласно пункту 1 статьи 7 названного Закона вступило в силу с 01.01.2007.
В пункте 5 статьи 7 Закона № 137-ФЗ предусмотрено, что положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Следовательно, к правоотношениям по уплате задолженности, которая образовалась до 01.01.2007, подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2007, согласно которым срок для обращения с заявлением в суд являлся пресекательным и восстановлению не подлежал.
Таким образом, таможней пропущен срок, установленный налоговым законодательством для подачи в суд заявления.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.В. Зубакина