ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-2457/2010 от 21.04.2010 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

21 апреля 2010 г.

Дело № А75-2457/2010

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2010 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Шабановой Г.А., при ведении протокола заседания судьей Шабановой Г.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Жилищно-накопительного кооператива «Новострой» к Федеральной службе по финансовым рынкам об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 16.02.2010 № 62-10-79/ПН, вынесенного Региональным отделением в Уральском Федеральном округе,

с участием представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 26.01.2010 (до перерыва)., ФИО2 по доверенности от 15.04.2010

от ответчика – не явились,

установил:

Жилищно-накопительный кооператив «Новострой» (далее – ЖНК «Новострой», Кооператив, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам (далее – ФСФР, ответчик) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 16.02.2010 № 62-10-79/ПН, вынесенного Региональным отделением в Уральском Федеральном округе.

Заявленные требования мотивированы отсутствием в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представители ЖНК «Новострой» поддержал заявленные требования.

Ответчиком представлен отзыв, с заявленными требованиями не согласен по доводам, изложенным в нем.

Учитывая положения части 1 статьи 123, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля за соблюдением ЖНК «Новострой» требований действующего законодательства, ФСФР установлено, что Кооперативом в нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.12.2006 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», Порядка представления жилищными накопительными кооперативами ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости, утвержденной приказом ФСФР России от 17.02.2006 № 06-17/пз-н по состоянию на 03.11.2009 не представлена ежеквартальная отчетность о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости за 4 квартал 2007 года и за 4 квартал 2008 года.

06.11.2009 ответчиком в адрес ЖНК «Новострой» направлено предписание № 62-09-СФ-08/11446 об устранении данных нарушений путем представления ответчику ежеквартального отчета за 4 квартал 2007 года и 4 квартал 2008 года на бумажном и магнитном носителях, в соответствии с Порядком представления жилищными накопительными кооперативами ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости, утвержденной приказом ФС ФР России от 17.02.2006 № 06-17/пз-н (в ред.от 03.10.2006 №06-112/пз-н).

Данное предписание получено Кооперативом 18.11.2009 и подлежало исполнению в срок до 18.12.2009 г. включительно.

Во исполнение предписания 16.12.2009 ЖНК «Новострой» были направлены годовые отчеты Кооператива за 2007 и 2008 годы на бумажном и магнитном носителях, составленные в соответствии с Порядком представления жилищными накопительными кооперативами годовых отчетов, утвержденным приказом ФСФР России от 03.10.2006 № 06-113/пз-н, которые поступили в Региональное отделение ФСФР 23.12.2009.

При этом установлено, что ежеквартальная отчетность за 4 квартал 2007 года и 4 квартал 2008 года Кооперативом по состоянию 25.12.2009 (с учетом контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 № 160) Кооперативом не представлена.

По данному факту должностным лицом ответчика в отношении ЖНК «Новострой» 28.01.2010 составлен протокол об административном правонарушении № 62-10-72/пр-ап по признакам правонарушения ответственность за которое установлена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения протокола и иных материалов должностным лицом ответчика, в вынесено постановление от 16.02.2010 № 62-10-79/ПН о привлечении ЖНК «Новострой» к административной ответственности на основании части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 550 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ЖНК «Новострой», обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей заявителя, арбитражный суд считает, что оспариваемое постановление подлежит изменению.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (далее – Закон № 215-ФЗ) контроль за деятельностью кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, а также за соблюдением кооперативом требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и его территориальными органами.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 317, федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

Пунктом 5.3.7 данного Положения закреплено право ФСФР по выдаче предписаний и оговорён круг лиц, которым могут быть выданы предписания.

Из подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Закон № 215-ФЗ следует, что Кооператив обязан ежеквартально представлять отчетность о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности и иных требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков;

Приказом ФСФР России от 17.02.2006 № 06-17/пз-н (в ред. приказа ФС ФР России) от 03.10.2006 № 06-112/пз-н) утвержден Порядок представления жилищными накопительными кооперативами ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости (далее – Порядок)

Порядком установлены состав, сроки и процедура представления ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости жилищными накопительными кооперативами, а также иными организациями, привлекающими и использующими денежные

В соответствии с пунктом 2 Порядка ежеквартальный отчет представляется в соответствующий территориальный орган ФСФР России по месту нахождения Кооператива, по формам, прилагаемым к настоящему Порядку и состоящим из:

- формы 1 "Общие сведения о жилищном накопительном кооперативе" (приложение N 1 к настоящему Порядку);

- формы 2 "Сведения о членах жилищного накопительного кооператива" (приложение N 2 к настоящему Порядку);

- формы 3 "Сведения о финансовой устойчивости деятельности жилищного накопительного кооператива" (приложение N 3 к настоящему Порядку);

- формы 4 "Сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности жилищного накопительного кооператива" (приложение N 4 к настоящему Порядку).

Согласно пункту 3 Порядка к ежеквартальному отчету прилагаются:

- ежеквартальная бухгалтерская отчетность Кооператива, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, за исключением отчета за четвертый квартал. В состав ежеквартального отчета за четвертый квартал включается годовая бухгалтерская отчетность Кооператива, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- изменения в устав (устав в новой редакции), зарегистрированные в отчетном квартале;

- протокол общего собрания членов Кооператива, устанавливающий формы участия в деятельности Кооператива, утвержденные общим собранием членов Кооператива в отчетном квартале (прилагается вместе с решениями общего собрания членов Кооператива и правления Кооператива об их утверждении);

- решения общего собрания членов Кооператива о порядке определения очередности приобретения Кооперативом жилых помещений, принятые в отчетном периоде.

Ежеквартальная отчетность представляется начиная с квартала, в котором Кооператив был зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 6 Порядка).

Ежеквартальная отчетность представляется Кооперативом в соответствующий территориальный орган ФСФР России по месту нахождения Кооператива не позднее 45 дней после даты окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за четвертый квартал. Отчетность за четвертый квартал представляется Кооперативом в соответствующий территориальный орган ФСФР России по месту нахождения Кооператива не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Датой представления ежеквартальной отчетности считается дата поступления отчетности в соответствующий территориальный орган ФСФР России по месту нахождения Кооператива (пункт 7 Порядка)

Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится Кооперативом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала (пункт 8 Порядка).

Ежеквартальная отчетность представляется Кооперативом в соответствующий территориальный орган ФСФР России по месту нахождения Кооператива в форме электронного документа либо на бумажном носителе с одновременным направлением по электронной почте. Документы, входящие в состав ежеквартальной отчетности, представляемой в бумажном виде, нумеруются, сшиваются, подписываются лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа Кооператива или председателя коллегиального исполнительного органа Кооператива, а также лицом, ответственным за ее составление, скрепляются печатью Кооператива.

Одновременно с представлением ежеквартальной отчетности Кооператива на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган ФСФР России по месту нахождения Кооператива представляется по электронной почте с вложением соответствующего файла, содержащего текст ежеквартальной отчетности Кооператива в установленном ФСФР России формате, а также по шаблону электронного документа, раскрываемому в свободном доступе на сайте ФСФР России (www.fcsm.ru; www.fsfm.gov.ru).

Соответствие текста ежеквартальной отчетности Кооператива на магнитном носителе представляемой ежеквартальной отчетности Кооператива на бумажном носителе подтверждается письмом, подписанным лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа Кооператива или председателя коллегиального исполнительного органа Кооператива, а также лицом, ответственным за ее составление. (пункт 9 Порядка).

Таким образом, ЖНК «Новострой» обязано было представить ежеквартальный отчет за 4 квартал 2007 года в срок до 15.04.2008, за 4 квартал 2008 года – до 15.04.2009, однако данная обязанность не была исполнена.

Предписанием от 06.11.2009 № 62-09-СФ-08/11446 заявителю установлен дополнительный срок для представления ежеквартальных отчетов за 4 кварталы 2007 и 2008 годов – в течение 30 дней с момента получения предписания, т.е в рассматриваемом случае до 18.12.2009.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт непредставления в установленный срок ежеквартальных отчетов за 4 квартал 2007 года и 4 квартал 2008 года, подтверждается материалами административного дела: актом о неисполнении предписания от 25.12.2009 (л.д.68), протоколом об административном правонарушении от 28.01.2010, предписанием от 06.11.2009, а также письмами Кооператива от 16.02.2009 (л.д.22,23).

При этом суд отклоняет доводы заявителя относительно отсутствия в его действия состава вменяемого правонарушения в связи с тем, что предписание было исполнено путем направления отчетности 16.12.2009 почтой.

Как следует из представленных в материалы дела писем ЖНК «Новострой» от 16.12.2009 № 188 и № 189 им в соответствии с предписанием № 62-09-сф-08/11446 от 06.11.2009 в адрес ответчика были направлены годовые отчеты за 2007 и 2008 годы, составленные по форме в соответствии с Порядком представления жилищными накопительными кооперативами годовых отчетов, утвержденным приказом ФСФР России от 03.10.2006 № 06-113/пз-н

Однако учитывая обязанность Кооператива предоставлять как годовую, так и ежеквартальную отчетность, а также указание в предписании на необходимость представления именно квартальной отчетности за 4 кварталы 2007 и 2008 г.г., представление годовой отчетности вместо квартальной не может свидетельствовать об исполнении Кооперативом предписания.

Доказательств представления в срок до 18.12.2009 квартальной отчетности за 4 кварталы 2007 и 2008 годов, Кооперативом не представлено.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что административный орган, выявив нарушения законодательства со стороны ЖНК «Новострой» в части непредставления в установленные сроки ежеквартальной отчетности Кооператива, составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обозначило их в предписании и предоставило Кооперативу дополнительную возможность устранить данные нарушения посредством выполнения требований, изложенных в данном акте. При этом предписанием был установлен достаточный срок для устранения выявленных нарушений – в течение 30 дней с момента получения.

В предписании Регионального отделения ФСФР указаны точные и определенные действия, которые должны быть предприняты заявителем для исполнения предписания. Однако Кооператив не предпринял достаточных мер для исполнения предписания ответчика в установленный срок в полном объеме. Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих выполнению предписания в установленный срок, в материалы дела не представлено.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях ЖНК «ФИО3» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Доводы заявителя о малозначительности совершенного правонарушения в связи с нарушением им сроков, установленных в предписании, судом не принимаются

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом Пленум указал, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Согласно пункту 18.1 указанного Постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Из материалов дела следует, что Региональное отделение ФСФР, выявив нарушения законодательства со стороны Кооператива в части непредставления ежеквартальной отчетности (что образует самостоятельный состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.3 КоАП РФ), обозначило их в предписании и предоставило заявителю дополнительную возможность устранить данные нарушения посредством выполнения требований, изложенных в данном акте. Однако данной возможностью Кооператив не воспользовался.

Вмененное в настоящем случае Кооперативу административное правонарушение посягает на экономические интересы государства в области осуществления контроля над финансовыми рынками. В рассматриваемом случае, по мнению суда, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению возложенных на него действующим законодательством обязанностей.

На основании вышеизложенного, а также вид осуществляемой заявителем деятельности, арбитражный суд не находит оснований для квалификации допущенного ЖНК «Новострой» правонарушения в качестве малозначительного.

Ссылки Кооператива на рассмотрение дела в отсутствие его представителя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом отклоняются как противоречащие материалам дела (л.д.53-56).

Срок давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) соблюден, полномочия на составление протокола и рассмотрение дела не превышены.

Из постановления от 16.02.2010 по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания), что сумма штрафа определена в ответчиком в размере 550 000 руб. При этом в качестве отягчающего ответственность обстоятельства Региональным отделением ФСФР указано на повторное совершение Кооперативом однородного административного правонарушения со ссылкой на постановление о назначении административного наказания от 20.08.2009 № 62-09-246/пн.

Однако указанное постановление решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.10.2009 по делу № А75-9536/2009, оставленным в силе постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.04.2010 признано незаконным и отменено.

На основании вышеизложенного, а также учитывая представление заявителем в заседании на обозрение суда доказательств направления в адрес ответчика ежеквартальной отчетности за 4 кварталы 2007 и 2008 г.г., представление им во исполнение предписания годовой отчетности за 2007 и 2008 г.г., содержащей сведения, аналогичные указываемой в квартальной отчетности, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд считает необоснованным применение штрафа в размере 550 000 руб., и полагает возможным назначить штраф в минимальном размере.

Согласно п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 г. при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого решения в части назначения наказания.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

Признать незаконным и изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 16..02.2010 № 62-10-79/пн, вынесенное Региональным отделением в Уральском Федеральном округе Федеральной службы по финансовым рынкам, в части назначения наказания.

Назначить Жилищно-накопительному кооперативу «Новострой» административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Г.А. Шабанова