ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-2885/2022 от 24.05.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

24 мая 2022 г.

Дело № А75-2885/2022

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Заболотина А. Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём Гуляевой О. В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и индивидуальному предпринимателю Карпенко Юрию Александровичу о признании недействительным (ничтожным) подпункта «ж» пункта 3.2 договора аренды лесного участка № 0128/20-07-Д от 06.07.2020, с участием в деле

Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,

с участием представителей сторон: от истца – Киргизов А. Н. по доверенности от 16.02.2022; от ответчиков и третьего лица - не явились,

установил:

заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - истец, прокуратура) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент) и индивидуальному предпринимателю Карпенко Юрию Александровичу о признании недействительным (ничтожным) подпункта «ж» пункта 3.2 договора аренды лесного участка № 0128/20-07-Д от 06.07.2020, заключенного между Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и индивидуальным предпринимателем Карпенко Юрием Александровичем (далее - предприниматель, ИП Карпенко Ю.А.).

Исковые требования мотивированы противоречием подпункта «ж» пункта 3.2 договора аренды лесного участка № 0128/20-07-Д от 06.07.2020 действующему федеральному и региональному законодательству.

Представитель истца в судебном заседании поддержал требования, изложенные в исковом заявлении.

Ответчики и третье лицо явку представителей для участия в судебном разбирательстве не обеспечили. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. О причинах неявки не уведомили.

На основании 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.

Выслушав представителя истца и исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании протокола о результатах аукциона от 23.06.2020 между департаментом и ИП Карпенко Ю.А. заключен договор аренды лесного участка от 06.07.2020 № 0128/20-07-ДА. По условиям договора арендодатель передал арендатору во временное пользование лесной участок площадью 4,9554 га., с кадастровым номером: 86:04:0000001:126480, 86/05/007/2019-08/00711, расположенный в границах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Нижневартовского лесничества, Излучинского участкового лесничества, Излучинского урочища, квартал 691 (32, 46, 52). Лесной участок передается Арендатору с целью осуществления рекреационной деятельности (п. 1.1., 1.2 договора).

Арендодатель в соответствии с условиями подп. «ж» п.3.2 договора обязался «в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществлять федеральный государственный лесной надзор или муниципальный лесной контроль (лесную охрану)». Названное условие послужило основанием обращения заместителя прокурора в арбитражный суд.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статьей 83 ЛК РФ закреплено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 ЛК РФ.

В соответствии со ст.96 ЛК РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, JIK РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках переданных полномочий РФ по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22.06.2017 № 394 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (далее - Положение).

Пунктом 3 Положения определено, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 JIK РФ, а также государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству лесного хозяйства, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, определенных в соответствии с ч. 2 ст. 83 ЛК РФ.

Пункт 4 Положения предусматривает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в пределах полномочий, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 JIK РФ.

Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято постановление от 24.08.2012 №299-п, которым утверждено Положение о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Положение).

Согласно п.5.3.3 Положения Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты- Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба) осуществляет переданные полномочия Российской Федерации: федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2016 № 157 утверждено Положение о Департаменте недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Положение).

В соответствии с п. 1 Положения Департамент является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, модернизации нефтегазового комплекса и рационального использования углеводородного сырья, лесных и водных отношений, использования, воспроизводства, охраны объектов животного мира и среды их обитания, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Согласно п.6.4.4 Положения Департамент предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; информацию в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, указанную в п.п. 1 - 6 и 9 ч. 9 ст. 50.6 JIK РФ.

Таким образом, в Ханты-Мансийском автономной округе - Югре органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда, является Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Департамент такими полномочиями не наделён и не обладает.

Следовательно, договорное условие о возложении на арендодателя обязанности по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) противоречит требованиям действующего федерального и регионального законодательства. Равным образом противоречит требованиям закона возложение на департамент обязанности по осуществлению муниципального лесного контроля в рамках заключенного договора.

Согласно ст.98 JIK РФ на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со ст. 84 ЛK РФ и с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При этом муниципальный лесной контроль осуществляется только в отношении лесов находящихся в муниципальной собственности.

Кроме того, в соответствии с п. 32 ч. 1 ст.14, п. 29 ч. 1 ст. 15, п. 38 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.09.2014 №78-оз «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» осуществление муниципального лесного контроля отнесено к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района и муниципальных, городских округов.

При этом муниципальный лесной контроль также осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления только в отношении лесов находящихся в муниципальной собственности.

Таким образом, подпункт «ж» пункта 3.2 договора противоречит приведенным в исковом заявлении императивным требованиям, закрепленным в ЛК РФ и правовых актах, регламентирующих правоотношения в сфере лесопользования и, в силу положений ч. 2 ст. 168 ГК РФ, в указанной части договор является недействительной (ничтожной) сделкой.

На основании ч. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

На основании изложенного, исковые требования о признании недействительным подпункта «ж» пункта 3.2 договора аренды лесного участка № 0128/20-07-Д от 06.07.2020, заключенного между Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ИП Карпенко Ю.А., подлежат удовлетворению.

Учитывая удовлетворение исковых требований и принимая во внимание, что Департамент освобожден от оплаты государственной пошлины, с ИП Карпенко Ю.А. подлежит взысканию 3 000 рублей государственной пошлины в порядке, Предусмотренном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

решил:

исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным подпункт «ж» пункта 3.2 договора аренды лесного участка № 0128/20-07-Д от 06.07.2020, заключенного между Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и индивидуальным предпринимателем Карпенко Юрием Александровичем.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Карпенко Юрия Александровича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья А. Н. Заболотин