ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3228/09 от 05.05.2009 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

12 мая 2009 г.

Дело № А75-3228/2009

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2009 г., полный текст решения изготовлен 12 мая 2009 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Лысенко Г.П., при ведении протокола судебного заседания судьей Лысенко Г.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югры о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Технобур»,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 по доверенности от 25.09.2008 № 30,

от ответчика – не явились,

от третьих лиц- не явились,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Межрайонная инспекция ФНС № 3 по ХМАО – Югры, налоговая инспекция, истец) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Технобур» (далее – ООО «Технобур», общество, ответчик).

Определением суда от 03.04.2009 третьими лицами к участию в деле привлечены участники общества ФИО2 и ФИО3.

В качестве основания для удовлетворения исковых требований истец, ссылаясь на статьи 61, 90 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на статью 14 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», указывает, что ответчик имеет отрицательный размер чистых активов.

Определением арбитражного суда от 03.04.2009 по делу назначены предварительное судебное заседание и судебное разбирательство дела по существу на 05.05.2009.

О времени и месте судебного заседания стороны, третьи лица, извещены надлежащим образом (л.д.74 -80).

В судебное заседание явился представитель истца, который поддержал заявленные требования, на их удовлетворении настаивает.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в данном судебном заседании в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.

Поскольку стороны не выразили возражений против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании непосредственно после завершения предварительного судебного заседания, то суд, в силу части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным завершить предварительное судебное заседание и рассмотреть дело в данном судебном заседании по существу (пункт 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65).

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, ООО «Технобур» создано по решению участников общества – ФИО2 и ФИО3.

Согласно разделу 4 Устава, размер уставного капитала общества составляет 10500 рублей.

ООО «Технобур» зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры за основным государственным регистрационным номером 1028601496747, поставлено на налоговый учет в инспекции с присвоением ИНН <***>.

Межрайонной инспекцией ФНС № 3 по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югры проведен анализ бухгалтерской отчетности ООО «Технобур», результатом которого стало выявление тенденции к уменьшению уставного капитала и росту убытков, поскольку по состоянию на 2006 г.стоимость чистых активов имела отрицательное значение и составила - 222 000 руб., 2007г - 256 000 руб. т.е. меньше минимального размера уставного капитала, определенного законом на дату государственной регистрации общества, что не соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статье 14 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 02.1998 года, согласно которым, уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Налоговой инспекцией установлено, что общество работает не рентабельно, что, по мнению истца означает, что средств, полученных от продажи имущества общества, недостаточно для того, чтобы расплатиться со всеми кредиторами.

31.10.2008 года налоговой инспекцией в адрес ООО «Технобур» направлено информационное сообщение о стоимости чистых активов данного общества с предложением принять меры по улучшению финансового состояния общества, увеличению стоимости чистых активов, либо о принятии решения о добровольной ликвидации ООО «Технобур» (л.д.42).

Поскольку ООО «Технобур» в добровольном порядке не приняло решение о ликвидации, налоговый орган на основании пунктов 3, 5 статьи 20 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

Согласно части 4 статьи 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации), регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Неоднократное нарушение закона и иных нормативно-правовых актов по статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете», как правило, это несвоевременное и неполное представление организацией бухгалтерской и налоговой отчетности и нарушение законодательства о лицензировании.

В силу статьи 20 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества.

Пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Несоответствие размера чистой прибыли общества требованиям законодательства не носит неустранимого характера и может быть исправлено в ходе дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности. Помимо этого, следует отменить, что закон не налагает на суд обязанность принять решение о ликвидации в случае выявления допущенных обществом нарушений закона.

Данная санкция не может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Неоднократные нарушения законодательства и вызванные ими последствия должны быть столь существенны, что ее ликвидация будет единственной мерой, необходимой для защиты прав и интересов других лиц.

Кроме того, конструкция части 4 статьи 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" не предполагает незамедлительной ликвидации общества в случае, если размер его чистых активов становится меньше установленного законом минимального размера уставного капитала, поскольку допускает возможность осуществления обществом деятельности при таких условиях в течение нескольких отчетных финансовых лет.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд считает, что истец не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что нарушения законодательства и вызванные ими последствия являются существенными и носят неустранимый характер.

В то же время статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлена административная процедура исключения юридического лица из государственного реестра юридических лиц, если юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим).

По основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.

Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.

В данном случае одни лишь сведения уполномоченного органа о представлении ООО «Технобур» деклараций по налогам и балансов, с неизменяющимися показателями, не могут являться основаниями для безусловной ликвидации общества.

Таким образом, представленные истцом доказательства свидетельствуют о том, что ООО «Технобур» прекратила финансово-хозяйственную деятельность и является недействующей.

Доказательств невозможности проведения процедуры исключения ООО «Технобур» из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке истцом не представлено.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска.

  На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

решил:

в удовлетворении искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Г.П. Лысенко