ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3273/2021 от 12.04.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

12 апреля 2021 г.

Дело № А75-3273/2021

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2021 г.

Решение в полном объеме изготовлено 12 апреля 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Нигматуллиной А.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в интересах публично-правового образования субъекта Российской Федерации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  (ИНН 8601001885, место нахождения: 628007, г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, 2), публичному акционерному обществу «Сургутнефтегаз» (ИНН 8602060555, место нахождения: 628415, г. Сургут,
ул. Кукуевицкого, д. 1, корп.1)  о признании недействительным договора в части,

с участием представителей сторон:

от истца -  Чуриков В.А. по доверенности от 09.01.2020 № 5,

от ответчиков – не явились,

установил:

заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в интересах публично-правового образования субъекта Российской Федерации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Природнадзор Югры) обратился в арбитражный суд
с исковым заявлением к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент недропользования), публичному акционерному обществу «Сургутнефтегаз» (далее - ПАО «Сургутнефтегаз») о признании недействительным в силу ничтожности подпункта «з» пункта 3.2. договора  аренды лесного участка от 24.09.2020 № 0488/20-06-ДА, заключенного между ответчиками.

Исковые требования мотивированы необходимостью защиты публичных интересов в связи с тем, что подпункт «з» пункта 3.2 договора в оспариваемой части содержит условия, явно противоречащие императивным правилам Гражданского кодекса Российской Федерации,  тем самым затрагиваются права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд не обеспечили.

Природнадзор Югры в заявлении поддержал требования, просил рассмотреть дело
в отсутствие представителей.

Департамент недропользования отзыв на исковое заявление не представил.

ПАО «Сургутнефтегаз» в отзыве на исковое заявление полагали, что требования являются обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Заслушав представителя истца и исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между Департаментом недропользования (арендодатель) и ПАО «Сургунефтегаз»(арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 24.09.2020 № 0488/20-06-ДА (далее – договор).

В соответствии с пунктом 1.1 договора арендодатель на основании решения
от 23.09.2020 № 1191-З «О предоставлении в границах земель, лесного фонда лесного участка в аренду (без проведения торгов) для строительства, реконструкции
и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры» предоставил,  а арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора.

Срок действия договора установлен с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 10 лет (пункт 6.1. договора).

В подпункте «з» пункта 3.2. договора указано, что арендодатель (первый ответчик) обязан в установленном порядке осуществлять федеральный государственный лесной надзор или муниципальный лесной контроль (лесную охрану).

Названные обстоятельства послужили основанием обращения заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки
в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.

Согласно статье 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации
под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная
на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии
с международными договорами Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации
и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер
по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу
и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства
при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями
и гражданами своей деятельности.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий РФ по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2017 № 394 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (далее - Положение).

Пунктом 3 Положения определено, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству лесного хозяйства, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пункт 4 Положения предусматривает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации,
в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83
Лесного кодекса Российской Федерации.

Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято постановление от 24.08.2012 № 299-п, которым утверждено Положение о Службе
по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира
и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Согласно пункту 5.3.3 Положения Природнадзор Югры осуществляет переданные полномочия Российской Федерации: федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 22.12.2016 № 157 утверждено Положение о Департаменте недропользования
и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с пунктом 1 Положения Департамент недропользования
является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, модернизации нефтегазового комплекса
и рационального использования углеводородного сырья, лесных и водных отношений, использования, воспроизводства, охраны объектов животного мира и среды их обитания, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Согласно пункту 6.4.1 Положения Департамент недропользования осуществляет следующие переданные полномочия Российской Федерации: предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные
в автономном округе, в пользование на основании договоров водопользования, решений
о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

Таким образом, в Ханты-Мансийском автономной округе - Югре органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда, является Природнадзор Югры.

В свою очередь, Департамент недропользования данными полномочиями не наделён и не обладает. Следовательно, возложение подпункта «з» пункта 3.2 договора
на арендодателя обязанности по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) противоречит требованиям действующего федерального
и регионального законодательства.

Кроме того, противоречит требованиям закона возложение подпункта «з» пункта 3.2 договора на Департамент недропользования обязанности по осуществлению муниципального лесного контроля в рамках заключенного договора.

Согласно статье 98 Лесного кодекса Российской Федерации на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации и с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При этом муниципальный лесной контроль осуществляется только в отношении лесов, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
и статьей 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.09.2014 №78-оз «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» осуществление муниципального лесного контроля отнесено
к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений.
При этом муниципальный лесной контроль также осуществляется только в отношении лесов, находящихся в муниципальной собственности.

Таким образом, подпункт «з» пункта 3.2 договора противоречит приведенным в иске императивным требованиям, закрепленным в Лесном кодексе Российской Федерации
и правовых актах, регламентирующих правоотношения в сфере лесопользования и, в силу положений части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, в указанной части договор является недействительным.

В настоящее время договор сторонами не расторгнут, является действующим.

Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Пунктом 1 статьи 422 названного Кодекса определено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая
на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

На основании изложенного,  исковые требования подлежат удовлетворению.

Департамент недропользования от уплаты государственной пошлины освобожден,
в связи с чем  государственная  пошлина в размере 50 процентов от подлежащей уплате
в бюджет суммы по иску - 3 000 рублей должна относиться на ПАО «Сургутнефтегаз» (второго ответчика).

Поскольку ПАО «Сургутнефтегаз» исковые требования признало, в соответствии
с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации
с ответчика подлежит взысканию 30 процентов от подлежащей уплате в бюджет государственной пошлины, что составило 900 рублей.

          Руководствуясь статьями 167-176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

исковое заявление удовлетворить.

          Признать недействительным в силу ничтожности подпункт «з» пункта 3.2 договора аренды лесного участка № 0488/20-06-ДА от 24.09.2020, заключенного между Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и публичным акционерным обществом «Сургутнефтегаз».

          Взыскать с публичного акционерного общества «Сургутнефтегаз» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 900 рублей.        

          Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.       

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

          Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                     Л.С. Истомина