Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина, 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
06 сентября 2013 г. | Дело № А75-4017/2013 |
Резолютивная часть решения объявлена 04 сентября 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 06 сентября 2013 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем Зитляужевой Э.Б., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Многопрофильное производственное объединение «Талинка» к Службе жилищного и строительного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании предписания,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО1 и ФИО2
при участии представителей сторон:
от заявителя – не явились,
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 04.06.2013 № 17,
от третьих лиц - не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Многопрофильное производственное объединение «Талинка» (далее – заявитель, Общество, ООО «МПО «Талинка») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - ответчик, Служба, Жилстройнадзор) о признании недействительным предписания от 26.03.2013 № НГ-13-026/1.
О дате, времени и месте судебного разбирательства заявитель, и третьи лица извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотрение дела без участия заявителя и третьих лиц.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен по изложенным в отзыве мотивам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 06.03.2013 № 142 в отношении ООО «Многопрофильное производственное объединение «Талинка» проведена внеплановая документарная проверка с целью установления фактов, изложенных в обращении гражданина о нарушении прав потребителей при расчете размера платы за коммунальные услуги исходя из расчета фактически проживающих граждан.
В ходе проверки Службой установлено, что потребителям начисление оплаты за жилищно-коммунальные услуги производят ООО «МПО «Талинка» - за горячее водоснабжение и ООО «Талинское благоустройство» - за холодное водоснабжение, водоотведение, вывоз твердых бытовых отходов.
В жилом помещении № 34, расположенном в доме № 3, Центральный микрорайон зарегистрирован 1 человек - ФИО4, фактически проживает 2 человека - ФИО4 и ФИО5 До февраля 2013 года начисление за коммунальные услуги производилось исходя из количества проживающих - 1 человек, с февраля 2013 года - 2 человека. Факт проживания в жилом помещении ФИО2, не зарегистрированной по данному месту жительства, установлен ООО «Талинское благоустройство», являющейся управляющей организацией.
Между ООО «МПО «Талинка» и ООО «Талинское благоустройство» заключен договор от 01.07.2012 на поставку коммунальных ресурсов, согласно которому ООО «МПО «Талинка» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет поставку горячей воды.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26.03.2013 № НГ-13-026, ООО МПО «Талинка» и ООО «Талинское благоустройство» выданы 2 предписания.
Не согласившись с выданным в его адрес предписанием от 26.03.2013 № НГ-13-026/1, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежат доказыванию по данному делу, являются обстоятельства, указывающие на то, что оспариваемое требование: не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данные обстоятельства должны быть установлены арбитражным судом в совокупности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно оспариваемому предписанию ООО МПО «Талинка» необходимо в срок до 20.05.2013 провести перерасчет платы за горячее водоснабжение по жилому помещению № 34, дом № 3 Центральный микрорайон с февраля 2013 года. Перерасчет произвести исходя из количества проживающих/зарегистрированных - 1 человек.
В соответствии с пунктом 56 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) в редакции, действовавшей на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Пунктом 57 Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:
а) ввода в эксплуатацию индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета горячей воды, холодной воды и (или) электрической энергии, предназначенного для учета потребления такого (таких) коммунальных ресурсов в жилом помещении, которым пользуются временно проживающие потребители;
б) окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем.
При этом в силу пункта 58 Правил № 354 количество временно проживающих потребителей в жилом помещении определяется на основании заявления, указанного в подпункте «б» пункта 57 настоящих Правил, которое содержит фамилию, имя и отчество собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, о датах начала и окончания проживания таких потребителей в жилом помещении. Такое заявление направляется исполнителю собственником или постоянно проживающим потребителем в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей.
В подпункте «з» пункта 34 Правил № 354 установлена обязанность потребителя информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
Таким образом, Правила № 354 устанавливают особый критерий временно проживающего потребителя - проживание более пяти дней подряд. Если потребитель проживает в помещении не более пяти дней подряд, он не является временно проживающим и о нем не следует сообщать исполнителю. Если данное помещение является для гражданина местом жительства, он обязан зарегистрироваться в нем в течении семи дней, и тогда он относится к постоянно проживающим потребителям, в силу статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ», согласно которой граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (далее - Правила регистрации).
На основании пункта 3 Правил регистрации местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (пункт 4 Правил регистрации).
Руководствуясь названными нормами суд считает, что размер платы за коммунальные ресурсы должно производится исходя из количества граждан, зарегистрированных в установленном порядке по месту пребывания территориальными органами миграционной службы или сведения о прибытии которых представлены потребителем, постоянно проживающим в жилом помещении, а не исходя из количества фактически проживающего количества человек.
Доказательств направления ФИО1 в адрес Общества заявления, указанного в подпункте «б» пункта 57 Правил № 354, материалы дела не содержат. В свою очередь ФИО2 представлены документы, согласно которым она зарегистрирована и проживает на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Октябрьский район, п. Приобье и оплачивает коммунальные услуги в кассу МП «ЭГК» (т. 1 л. д. 30).
Представленные ООО МПО «Талинка» документы (акты о фактическом проживании, служебные записки, заявление ФИО2) не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими проживание ФИО2 в жилом помещении, предоставленном ФИО1 по договору социального найма, более пяти дней подряд.
Изменения и дополнения, внесенные в Правила № 354 Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344, вступили в силу с 01.01.2013.
Введенный в Правила № 354 п. 56(1) посвящен порядку составления исполнителем акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (право исполнителя составлять такой акт закреплено в пп. «е(1)» п. 32 Правил). В акте должны быть указаны дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю). Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Согласно новой редакции пункта 58 Правил № 354 с 01.06.2013 исполнитель вправе определять число временно проживающих потребителей не только на основании заявления собственника помещения, но и на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание вынесено уполномоченным органом, поскольку в компетенцию Службы входит осуществление государственного жилищного надзора (пункт 6.4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 № 216-п).
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает оспариваемое предписание вынесено законно, отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 16, 67, 68, 71, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью Многопрофильное производственное объединение «Талинка» отказать в полном объеме.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.Г. Чешкова