ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-451/15 от 17.02.2015 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

20 февраля 2015 г.

Дело № А75-451/2015

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2015 г.

Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2015 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Чешковой О.Г. при ведении протокола заседания секретарём Каксиной Д.В., рассмотрев
в судебном заседании дело по заявлению Отдела Министерства внутренних дел России по г. Пыть-Яху Управления МВД России по Ханты-Мансийскому автономному
округу – Югре к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без участия представителей сторон,

установил:

Отдел Министерства внутренних дел России по г. Пыть-Яху Управления МВД России
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре
(далее – заявитель, Отдел МВД, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель, ИП ФИО2 о) к административной ответственности в соответствии
с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление мотивировано реализацией и хранением алкогольной продукции
в отсутствие лицензии на данный вид деятельности.

Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в суд не явились.

Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон в соответствии
со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
по материалам, предоставленным заявителем.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 28.10.2014 старшим лейтенантом полиции Отдела МВД выявлен факт реализации алкогольной продукции в магазине «Общепит», расположенном на ул. Первопроходцев в 1 мкр., г. Пыть-Ях, без специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности, которая выразилась в продаже гражданину ФИО3 водки «Океан».

Алкогольная продукция, а именно водка «Океан» ёмкостью 0,5 литра в количестве            6 единиц изъята протоколом от 28.10.2014 (л. д. 11).

30.11.2014 в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 5428 (л. д. 9).

На основании статьи 23.1 КоАП РФ и части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган обратился 
в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом,                           в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена                      ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения                и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица,                     в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность
за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи                     14.1 Кодекса, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ                           «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом                                         или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной                              и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной                                         и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий,                            их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ                         «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее по тексту - Закон № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей                      и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.

Пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.

При этом пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ определено, что розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляется только организациями.

Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» судам необходимо учитывать, что действия, выражающиеся в осуществлении розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии, могут быть квалифицированы
по части 2 статьи 14.1 Кодекса.

Факт реализации алкогольной продукции без лицензии судом установлен
и подтверждается представленными доказательствами: рапортом сотрудника милиции, протоколом об административном правонарушении, объяснениями продавца,
гр. ФИО3, предпринимателя, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений территорий и находящихся там вещей и документов.

Предприниматель пояснил, что в магазине «Общепит» действительно была осуществлена реализация алкогольной продукции продавцом, которая временно подменяла постоянно работающего работника (л. д. 14).

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его  вина.

Вина предпринимателя в совершении вменяемого административного правонарушений, выразилась в ненадлежащем контроле за осуществлением торговой деятельности на принадлежащем ему объекте, что повлекло реализацию алкогольной продукции без лицензии.

Всоответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание                      за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьёй 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Суд, учитывая положения статьи 4.1 КоАП РФ, не установив обстоятельств,                      как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность, считает возможным назначить наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности
(статья 4.5 КоАП РФ) не истек, нарушений при возбуждении производства по делу об административном правонарушении и проведении процедуры оформления выявленного факта административного правонарушения суд не выявил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995
№ 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в
целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат:

1) этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются:

без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок переработки или уничтожения изъятых из незаконного оборота                            и об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции установлены Постановлением Правительства российской Федерации                            от 22.05.2013 № 430.

При таких обстоятельствах изъятая из незаконного оборота продукция – водка «Океан» емкостью 0,5 литра в количестве 6 бутылок, указанная в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 28.10.2014,
в соответствии со статьей 3.7 КоАП  РФ подлежит конфискации и уничтожению.

В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности  государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1
(ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрирован в качестве предпринимателя 23.06.2004, место регистрации: г. Пыть-Ях, мкр. 4 д. 8 кв. 50,
дата рождения 02.03.1962, место рождения: респ. Азербайджан, Физулинский р-н,
с. Кюрдмахмудлу
) к административной ответственности, предусмотренной
частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ему административное наказание в виде административного штрафа в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Изъятую протоколом осмотра места принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений территорий и находящихся там вещей                 и документов от 28.10.2014 алкогольную продукцию конфисковать.

Штраф подлежит перечислению по реквизитам: получатель – Управление федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре                (УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре), расчетный счет <***> в РКЦ Ханты-Мансийска, г. Ханты-Мансийск, БИК 047162000, ИНН <***>, КПП 860101001, КБК 18811690040046000140, ОКТМО 71885000.

Квитанция об уплате должна быть представлена в Арбитражный суд                        Ханты - Мансийского автономного округа - Югры не позднее 60 дней со дня  вступления настоящего решения в законную силу. Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет привлечение к ответственности по части 1 статьи  20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                                            О.Г. Чешкова