ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-5030/14 от 14.08.2014 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

20 августа 2014 г.

                    Дело № А75-5030/2014

Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2014 г.

Полный текст решения изготовлен 20 августа 2014 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  в составе судьи Фёдорова А.Е., при ведении протокола секретарём Каримовой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «ЖилДорСтрой» к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту о признании незаконным решения,

при участии представителей:

от заявителя – не явились,

от заинтересованного лица – Кузнецова Н.С. по доверенности от 17.03.2014
№ 05-11/03363, Крючинина Л.И. по доверенности от 17.04.2012.

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «ЖилДорСтрой» (далее - ООО «СК «ЖилДорСтрой» общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к  Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 28.04.2014 и обязании инспекцию внести изменения в сведения  о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

В ходе судебного разбирательства от заявителя поступило ходатайство о привлечении к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Образцова В.Г.

Ходатайство судом рассмотрено и отклонено, о чем вынес соответствующее определение.

Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Дополнительно представил возражения на отзыв.

Судебное заседание проводится в отсутствие заявителя в соответствии
со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители инспекции возражали относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (т.1 л.д. 21-23). 

Выслушав представителей заинтересованного лица и исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, 21.04.2014 общество обратилось с заявлением об изменении сведений, вносимых в учредительные документы по ф. 13001 – смена места нахождения юридического лица ООО «СК «ЖилДорСтрой» на адрес: Алтайский край,                 г. Бийск, пер. Телеграфный, д. 32.

28.04.2014 принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, в соответствии с подпунктом р) пункта 1 статьи 23 Федерального закона                           от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (т. 1 л.д. 10).

Не согласившись с данным решением об отказе, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией изменений в учредительные документы юридического лица, регулирует федеральный закон                         «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»  № 129-ФЗ от 08.08.2001 (далее - Закон о регистрации).

При этом закон исходит из принципа официальности, достоверности и актуальности сведений, включенных в реестр, имеющих общедоступный характер (статьи 4,12 Закона о регистрации, статьи 3, 13 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации № 149-ФЗ от 27.07.2006 (далее – Закон об информации).

Глава 6 Закона о регистрации регулирует порядок регистрации юридических лиц при внесении изменений в учредительные документы.

На основании частей 2,4 статьи 18 Закона о регистрации представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) снесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного закона.

В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Положения статьи 17 Закона о регистрации устанавливают перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического  лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

К таким документам относятся: заявление о государственной регистрации, установленной формы, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица в новой редакции, документ об уплате государственной пошлины.

Указанный перечень документов является исчерпывающим, и в силу пункта 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, в том числе, подтверждающих сведения об адресе юридического лица.

Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении достоверны.

Основания для отказа в государственной регистрации приведены в статье 23 Закона о регистрации.

В силу положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В круг обстоятельств, подлежащих выяснению и доказыванию, по настоящему делу входит установление факта представления всех необходимых документов уполномоченным лицом в надлежащий регистрирующий орган.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4, пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ
«Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах с ограниченной ответственностью) место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4, подпунктом в пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица включаются в ЕГРЮЛ, являющийся федеральным информационным ресурсом.

Формирование записей государственного реестра о месте нахождения юридического лица осуществляется, в том числе в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации, в частности, на основании соответствующего заявления о государственной регистрации, в котором наряду с иными сведениями указывается адрес юридического лица.

Нормы Закона о регистрации предусматривают, что лицо, подающее заявление о государственной регистрации, своей подписью подтверждает достоверность приведенной им информации (подпункт «а» пункта 1 статьи 17).

Таким образом, из смысла указанных положений следует, что представленные для регистрации документы об адресе юридического лица должны содержать достоверную информацию.

Все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ (статья 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,суд пришёл к выводу о том, что сведения о месте нахождения (адресе) юридического лица, содержащиеся в заявлении, представленном регистрирующему органу, не являются достоверными.

Из материалов дела следует, что формально поданное обществом заявление и представленные документы соответствуют требованиям статей 9, 17 Закона о регистрации.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №61) при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.).

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Отказ в государственной регистрации по причине недостоверности сведений об адресе юридического лица должен быть мотивирован (пункт 3 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61). Необходимо указать не только норму права, в соответствии с которой было отказано в государственной регистрации, но и все конкретные обстоятельства, которые, по мнению регистрирующего органа, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Из отзыва инспекции на заявление, а также дополнительных пояснений  следует, что вывод налогового органа о недостоверности сведений о новом адресе общества основан на информации, полученной от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю, согласно которой, по адресу: Алтайский край, г. Бийск,
пер. Телеграфный, д. 32 общество не располагается. По данному адресу находится жилой дом, производственные, складские и административные помещения отсутствуют, вывески с реквизитами общества нет, представителей общества также нет. В ходе осмотра установлено отсутствие действующего исполнительного органа юридического лица по заявленному адресу. Месторасположение общества по указанному адресу не установлено.

Указанные факты подтверждаются протоколом осмотра от 23.04.2014,  составленным главным государственным налоговым инспектором Кречетовым П.Е., специалистом 1 разряда Пермяковым С.Н. (т. 1 л.д.41-42). Протокол составлен при участии понятых, к протоколу приложены фотоснимки места осмотра.

Из заключения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю и отзыва заинтересованного лица следует, что одним из собственников жилого дома по данному адресу является Образцов В.Г..

Заявитель подтверждает, что собственником дома является Образцов В.Г., с которым общество заключило договор аренды нежилого помещения.

 Согласно положения пункта 4 Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие, согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации раскрывает понятие места жительства. Это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

На момент подачи заявления об изменении сведений, вносимых в учредительные документы по ф. 13001 – смена места нахождения юридического лица ООО                          «СК «ЖилДорСтрой»  на адрес: Алтайский край, г. Бийск, пер. Телеграфный, д. 32,                    по указанному адресу учредители (участники) или лица, имеющего право действовать                 от имени общества без доверенности не проживали.

Доказательств обратного ООО «СК «ЖилДорСтрой» в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного суд полагает, что указанные выше обстоятельства в совокупности, исходя из приведенных положений законодательства и разъяснений порядка их применения, свидетельствуют о том, что инспекция правомерно отказала заявителю в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы юридического лица.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного                 округа – Югры

Р Е Ш И Л:

обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «ЖилДорСтрой»                в удовлетворении заявления отказать полностью.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                             А.Е. Фёдоров