ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-5130/13 от 07.08.2013 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

14 августа 2013 г.

Дело № А75-5130/2013

Резолютивная часть решения оглашена 07 августа 2013 г.

Решение изготовлено в полном объеме 14 августа 2013 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем Калугиной Т.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Ханты-Мансийский банк» (ОГРН 1028600001880, адрес места нахождения – 628012, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 38)
 к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (ОГРН 1036603498975, адрес места нахождения – 620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, д. 72) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 17.05.2013 № 62-13-135/ПН,

при участии представителей сторон:

от заявителя – не явился,

от административного органа – Белякова Е.А., доверенность от 09.01.2013,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Ханты-Мансийский банк» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - административный орган, РО ФСФР России в УрФО) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 17.05.2013 № 62-13-135/ПН.

Лица, участвующие в деле, извещены в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, административный орган в суд не явился.

В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.

Представитель административного органа в судебном заседании возражения, изложенные в отзыве, поддержал.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчика, находит требования не подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Общество является профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеет лицензию ФСФР России на осуществление:

брокерской деятельности от 13.12.2000 № 086-03781-100000 (срок действия -бессрочно), дилерской деятельности от 12.12.2000 № 086-03842-010000 (срок действия -бессрочно), деятельности по управлению ценными бумагами от 13.12.2000 № 086-03892-001000 (срок действия - бессрочно), депозитарной деятельности от 20.12.2000 № 086-04188-000100 (срок действия -бессрочно).

В соответствии с Приказами РО ФСФР России в УрФО от 30.10.2012 № 62-12-151/пз, от 01.11.2012 № 62-12-154/пз, от 26.11.2012 № 62-12-166/пз в период с 12.11.2012
 по 08.02.2013 административным органом проведена плановая выездная проверка общества на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулировании рынком, соблюдения требований нормативных правовых актов РФ и лицензионных требований к осуществлению деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг.

При осуществлении надзорных мероприятий, в частности выборочного анализа данных выписки из регистра внутреннего учета внебиржевых сделок с ценными бумагами общества, представленной согласно пункту 53 приложения к уведомлению о проведении проверки (от 01.11.2012 исх. № 62-12-СФ-05/15239) административным органом установлено, что 17.09.2012 обществом была совершения собственная внебиржевая сделка по приобретению 25 штук еврооблигаций Министерства финансов Российской Федерации (Еврооблигация XS0767473852 RUSSIAN FEDERATION 04/42) (номер сделки в регистре внутреннего учета сделок AN170912-02U).

Согласно данным архивных списков ценных бумаг, допущенных к торгам
 в ЗАО «ФБ ММВБ» на 17.09.2012, еврооблигации Министерства финансов Российской Федерации (Еврооблигация XS0767473852) были включены в котировальный список А первого уровня.

Указанная сделка была совершена обществом от своего имени и за свой счет, при этом предметом сделки являлись ценные бумаги эмитента, включенного в котировальный список биржи; исполнение по сделке предусматривало переход права собственности на ценные бумаги.

Требованием от 30.01.2013 № 13 у общества были запрошены, в том числе:

- договор купли-продажи № AN170912-02U от 17.09.2012, заключенный Обществом с контрагентом TRADITION (UK)LIMITED по сделке № AN170912-02U
 (с приложением анкеты контрагента по сделке).

- сообщение о внебиржевой сделке, направленное на одну из российских фондовых бирж в соответствии с Положением о предоставлении информации о заключении сделок, утвержденным Приказом ФСФР России от 22.06.2006 № 06-67/пз-н.

Требование получено Обществом 30.01.2013.

По данному требованию Общество предоставило договор купли-продажи
 № AN170912-02U от 17.09.2012, заключенный Обществом с контрагентом TRADITION (UK)LIMITED по сделке № AN170912-02U (с приложением анкеты контрагента) , справку-разъяснение № 13-27/738 от 01.02.2013 (с приложением сообщения по указанной сделке от 30.01.2013).

Согласно вышеуказанной справке, сообщение по сделке № AN170912-02U было направлено на биржу 30.01.2013. Сообщение направлено несвоевременно в связи с ошибкой работника. По данному факту проведены соответствующие организационные мероприятия.

По факту наличия в действиях общества признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) должностным лицом РО ФСФР в УрФО 28.03.2013 составлен протокол № 62-13-199/пр-ап.

Постановлением административного органа от 17.05.2013 № 62-13-135/ПН общество 20.01.2012 привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Полагая, что постановление административного органа нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.

В соответствии с частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ непредставление или нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В статье 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон № 39-ФЗ) определено, что под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Под предоставлением информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности определенному кругу лиц в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение этим кругом лиц. Предоставленной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее предоставлению определенному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 25 статьи 30 Закона № 39-ФЗ профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан раскрывать информацию, предусмотренную федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно пункту 26 данной статьи Закона № 39-ФЗ состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 образована Федеральная служба по финансовым рынкам, которой переданы функции упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, осуществляющей полномочия в сфере рынка ценных бумаг.

Приказом ФСФР РФ от 22.06.2006 № 06-67/пз-н утверждено Положение о предоставлении информации о заключении сделок (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения определено, что брокеры, дилеры, управляющие, акционерные инвестиционные фонды и управляющие компании представляют информацию по внебиржевым сделкам, заключенным ими от своего имени и за свой счет или от своего имени и за счет клиента в случае, если внебиржевая сделка отвечает одновременно следующим условиям: предметом сделки являются ценные бумаги, включенные в котировальный список хотя бы одной фондовой биржи, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - фондовая биржа); исполнение обязательств по сделке предусматривает переход права собственности на ценные бумаги.

Информация о внебиржевой сделке представляется брокером, дилером, управляющим, акционерным инвестиционным фондом или управляющей компанией по их выбору на любую фондовую биржу. Предоставление информации о внебиржевой сделке более чем на одну фондовую биржу не допускается (пункт 5 Положения).

Сведения, которые должны содержаться в составе информации о внебиржевой сделке, указаны в пункте 6 Положения.

В соответствии с пунктом 7 Положения информация о внебиржевой сделке должна быть представлена брокером, дилером, управляющим, акционерным инвестиционным фондом или управляющей компанией на фондовую биржу в следующие сроки:

- не позднее 15 минут с момента совершения внебиржевой сделки, если сделка совершена в период начиная с часа, предшествующего началу торгов текущего торгового дня, до 19 часов текущего торгового дня;

- не позднее чем за один час до начала торгов, если внебиржевая сделка заключена в период с 19 часов предыдущего торгового дня до часа, предшествующего началу торгов.

Судом установлено и имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что вывод административного органа о том, что у общества имеется обязанность представлять информацию о внебиржевой сделке, является обоснованным.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Сообщение о внебиржевой сделке купли-продажи № AN170912-02U было направлено на биржу 30.01.2013, после получения требования РО ФСФР России в УрФО от 30.01.2013 № 13. Таким образом, общество направило сообщение о внебиржевой сделке не в добровольном порядке.

Просрочка направления сообщения о внебиржевой сделке составила около 4 (четырех) месяцев, с учетом того, что информация о внебиржевой сделке должна быть представлена на фондовую биржу не позднее 15 минут с момента совершения внебиржевой сделки, указанная просрочка является значительной.

Вина выразилась в том, что Общество пренебрежительно отнеслось к предусмотренной законом обязанности и не представило в установленный законом срок уведомление о совершенной внебиржевой сделке. Доказательств того, что у Общества отсутствовала реальная возможность для соблюдения всех правил и норм, предусмотренных законодательством, равно как доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом всех зависящих от него мер, РО ФСФР России в УрФО не представлено.

Таким образом, Общество виновно в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ -нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг сроков предоставления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а именно, нарушение срока направления уведомления о внебиржевой сделке на одну из Российских фондовых бирж, установленного Положением о предоставлении информации о заключении сделок, утв. Приказом ФСФР России от 22.06.2006 № 06-67/пз-н.

В заявлении, поданном в суд, общество не оспаривает вменяемое ему событие административного правонарушения, а лишь указывает на возможность применения к нему положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Суд не находит оснований для применения к обществу положений о малозначительности, исходя из следующего.

Из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При разрешении вопроса о законности либо незаконности привлечения к ответственности необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

При этом вменяемое обществу административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, само по себе содержит угрозу интересам государства в сфере представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг и затрудняет контроль за соблюдением юридическими лицами порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в неисполнении заявителем своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных нормами публичного права, что посягает на установленный порядок в области соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг.

Арбитражный суд считает, что оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным не имеется, поскольку обстоятельства совершения обществом административного правонарушения не имеют свойства исключительности.

Административное наказание назначено в пределах санкции частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ в минимальном размере (500 000 руб.) с учетом всех обстоятельств дела.

Таким образом, оспариваемое постановление о назначении административного наказания является законным и обоснованным, оснований для его отмены суд не усматривает.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Судья О.В. Зубакина