ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-5493/2011 от 17.08.2011 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

23 августа 2011 г.

Дело № А75-5493/2011

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 23 августа 2011 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
 судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем судебного заседания Ярковой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора города Урая к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, адрес места нахождения – 628285, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>, кв. 207) о привлечении к административной ответственности,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО2, доверенность от 11.01.2011,

от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явился,

установил:

прокурор города Урая (далее – заявитель, прокурор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Заявленные требования мотивированы тем, что предприниматель своими действиями нарушил требования статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика, в соответствии со статьями 123, 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.

Суд, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы административного дела, находит заявление о привлечении к административной ответственности не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, прокуратурой осуществлена проверка соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации о лотереях, в ходе которой установлен факт не направления предпринимателем уведомления о проведении стимулирующей лотереи.

Проверкой установлено, что 29 мая 2011 года в 14 час. 00 мин перед торговым центром «Армада» г. Урай предпринимателем организован и проведен розыгрыш бытовой техники и путевки на двоих человек в Турцию. Таким образом, была проведена стимулирующая лотерея без направления в федеральный орган исполнительный власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления уведомления о проведении стимулирующей лотереи.

По факту выявленного нарушения принято постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 03.06.2011 (л.д. 10-14).

Учитывая подведомственность, закрепленную в статье 23.1 КоАП РФ, на основании статьи 28.8 Кодекса, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит требование заявителя не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось
 ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола
 об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения
 к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения данного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Следовательно, административный орган обязан доказать, что предприниматель проводил стимулирующую лотерею без полученного в установленном порядке разрешения или не направлял в установленном порядке уведомление.

Как следует из пункта 2 статьи 2 Закона № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон
 № 138-ФЗ) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закон № 138-ФЗ виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.

В силу пункта 3 названной статьи Закона № 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, а также на лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд, которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Пунктом 1 статьи 6 Закона № 138-ФЗ установлено, что разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Закона № 138-ФЗ положения статьи 6 настоящего Федерального закона не распространяются, в том числе на стимулирующие лотереи.

Пунктом 1 статьи 7 Закона № 138-ФЗ определено, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном данной статьей. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный пунктом 1 данной статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.

Объективной стороной рассматриваемого в данном деле правонарушения являются действия по проведению стимулирующей лотереи без направления в установленном порядке уведомления.

Согласно письмам от 02.06.2011 (л.д. 26) и от 31.05.2011 № 10-28/04859 (л.д.25) в адрес налогового органа и администрацию города Урай не поступали уведомления о проведении стимулирующей лотереи м заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи. В администрации города Урай не определен уполномоченный орган, осуществляющий контроль за организацией и проведением лотерей.

Проведением лотереи согласно пункту 8 статьи 2 Закона № 138-ФЗ признается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В качестве доказательств проведения предпринимателем стимулирующей лотереи административным органом представлена фототаблица с общим видом сцены и барабана, объяснение предпринимателя, визитные карточки такси «Матрица» и «Адмирал».

Согласно объяснениям предпринимателя 29.05.2011 проводилась акция награждения ценными подарками лиц, воспользовавшихся услугами такси и предъявивших визитную карточку такси с индивидуальным номером. Факт проведения стимулирующей лотереи предприниматель отрицает. Администрацией города Урай постановлением от 17.05.2011 № 1360 принято уведомление предпринимателя о проведении публичного мероприятия в форме собрания с использованием звукоусиливающих колонок с количеством участников до 1 000 человек (л.д. 30).

Суд в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал и оценил все представленные в материалах дела доказательства и пришел к выводу о том, что административный орган не доказал применительно к пункту 8 статьи 2 Закона № 138-ФЗ факт проведения предпринимателем стимулирующей лотереи.

В материалы административного дела не представлены доказательства вручения призов, а также факт приобретения призов (бытовой техники, туристической путевки) предпринимателем для проведения розыгрыша. Не опрошены лица, получившие выигрыш. Сам факт получения выигрыша также не доказан.

В статье 9 Закона № 138-ФЗ определены условия стимулирующей лотереи, а также то, что порядок лотереи утверждается организатором стимулирующей лотереи. Условия стимулирующей лотереи включают в себя: наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется; указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения; наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации; сроки проведения стимулирующей лотереи; права и обязанности участников стимулирующей лотереи; порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей  ; порядок и сроки получения выигрышей;   порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.

В материалы дела письмо о проведении акции городского такси «Матрица» ко дню защиты детей на площади «Планета звезд» 29.05.2011 в 14-00 (л.д. 27) в адрес главы города Урай, уведомление о проведении массового мероприятия (л.д. 29) постановление администрации города Урай от 17.05.2011 № 1360 (л.д. 30) о проведении публичного мероприятия организованного предпринимателем.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», уведомление о проведении публичного мероприятия – документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядке.

Представленные в материалы дела доказательства не подтверждают факт проведения предпринимателем стимулирующей лотереи.

Объяснения предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности, не является доказательством признания вины.

Поскольку административная ответственность в данном случае установлена за проведение лотереи без направления в установленном порядке уведомления, а доказательств проведения такой лотереи административным органом не представлено, у суда отсутствуют основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности.

В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственной госпошлиной не оплачиваются.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении требования прокурора города Урая о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Судья О.В. Зубакина