ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-5673/17 от 14.06.2017 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

21 июня 2017 года

Дело № А75-5673/2017

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2017 г.

Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2017 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Дроздова А.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Суриковой А.С., рассмотрев в судебном заседании заявление товарищества собственников жилья "Управдом" (ИНН <***>, место нахождения: 628405, <...>) к Службе жилищного и строительного надзора  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействия),

при участии:

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 03.07.2016,

от административного органа: ФИО2, по доверенности от 06.01.2016,

у с т а н о в и л:

в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры поступило заявление товарищества собственников жилья "Управдом" (далее - заявитель,ТСЖ)  к Службе жилищного и строительного надзора  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Служба, Жилнадзор Югры) о признании незаконными акта проверки от 07.03.2017 № ЖН-19/2017, предписания от 09.03.2017 № ЖН-208/2016/1, а также действий, выразившиеся в превышении полномочий при осуществлении контроля и проверки. Кроме того, заявитель просит отменить предписание,  акт проверки  и освободить заявителя от исполнения предписания, а также взыскать почтовые расходы.

Как полагает заявитель, собственники жилых помещений, принимавших участие в голосовании, на дату проведения общего собрания членов ТСЖ уже были приняты в члены ТСЖ "Управдом" и Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не предусматривает основания для исключения их из числа членов ТСЖ. Способ управления многоквартирным домом (далее - МКД) выбирается на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения, которое является обязательным для всех собственников помещений. Также заявитель отмечает, что собственники МКД вправе принять решение о способе управления МКД путем присоединения к уже существующему ТСЖ. Данные доводы поддержаны представителем в судебном заседании.

Административный орган представил отзыв и дополнения к отзыву, в котором указал о наличии возражений относительно заявленных требований. Как полагает Служба жилнадзора, членами ТСЖ могут являться собственники жилых помещений только одного МКД либо рядом расположенных домов в соответствии со статьёй 136 ЖК РФ. Следовательно, собственники МКД не могли принять решение о таком способе управления как управление ТСЖ, созданного собственниками иного МКД. При таких условиях правомочными членами ТСЖ являются лишь те собственники, которые проживают в МКД, первоначально избравших способ управления в форме ТСЖ, а потому лишь они вправе принимать решения, касающиеся органов управления и деятельности ТСЖ. В части оспаривания акта проверки указывает, что акт не отвечает признакам ненормативного правового акта, поскольку не содержит положений властно-распорядительного характера, в связи с чем,  не может быть предметом судебного разбирательства. В судебном заседании доводы отзыва поддержаны в полном объеме.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, установил следующее.

Из материалов дела следует, на основании обращения жителя дома № 3 по              ул. Югорская г. Сургута органом жилищного контроля в отношении заявителя проведена проверка с целью установления законности управления домом товариществом собственников жилья "Управдом", правомерности руководства товариществом действующим председателем правления.

Результаты проверки отражены в акте № ЖН-208/2016 от 07.10.2016 (том 1 л.д. 4749).

В ходе проверки должностным лицом органа жилищного контроля установлено, что ТСЖ "Управдом" зарегистрировано в инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району 15.02.2005. Согласно Уставу, ТСЖ создано собственниками жилья и нежилых помещений МКД по адресу: <...>. Предметом деятельности является совместное управление комплексом недвижимого имущества в МКД, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах, распоряжение общим имуществом в МКД (пункт 2.1. Устава).

В ходе проверки установлено, что ТСЖ осуществляет управление еще и другими домами в <...> Функции по управлению МКД переданы Окружным фондом развития жилищного строительства "Жилище" на основании актов приема-передачи:

ул. Югорская, 3 - акт приема-передачи от 15.01.2008;

пр. Комсомольский, 20 - акт приема-передачи от 03.03.3009;

ул. Генерала ФИО3, 3/2 - акт приема-передачи от 01.12.2009.

Жилнадзор Югры, ссылаясь на часть 2 статьи 161 ЖК РФ, действующий в период составления актов приема-передачи, пришел к выводу, что в домах по адресам: пр. Комсомольский, 20 и ул. Генерала ФИО3, 3/2 не выбран и не реализован способ управления. Кроме того, как полагает административный орган, управление домом по адресу: ул. Югорская, 3 осуществляется товариществом с января 2008 года без внесения в Устав сведений о вхождении указанного дома в товарищество.

В ходе проверки правомерности руководства товариществом действующим председателем правления Службой исследованы протоколы заседаний правления:

Протоколом от 18.06.2015 утвержден новый состав правления в связи с прекращением права собственности на объект недвижимости некоторых собственников.

Протоколом от 24.08.2015 из состава членов правления избран председатель ТСЖ ФИО4 сроком до 25.08.2015. Членами правления принято решение об изменении состава правления, а именно, участие в составе правления представителей дома по адресу: пр. Комсомольский. 20, при этом, сведения о данном доме отсутствуют в Уставе товарищества.

На заседании правления ТСЖ от 12.11.2015 полномочия действующего председателя правления были продлены до 12.11.2016, при этом документы, подтверждающие выбор ревизионной комиссии товарищества в период с 18.06.2015 на дату составления акта проверки в Службу не представлены.

По мнению Службы, решение по выбору председателя правления принято лицами, не уполномоченными на принятие указанного решения общим собранием членов товарищества.

В целях устранения выявленных нарушений товариществу выдано предписание
№ ЖН-208/2016 от 10.10.2016, которым предписано в срок до 30.01.2017 организовать проведение общего собрания членов ТСЖ "Управдом" по вопросу выбора правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества (пункт 1); провести общее собрание членов товарищества по вопросу выбора председателя правления из состава правления (пункт 2); сформировать реестр членов товарищества (пункт 3) (том 1 л.д.50-51).

В феврале-марте 2017 Службой проведена проверка исполнения предписания, которой установлено, что пункты 1 и 2 предписания не исполнены, результаты которой отражены в акте от 07.03.2017 № ЖН-19/2017, а товариществу выдано новое предписание от 09.03.2017 № ЖН-208/2016/1 (т.1 л.д.108-114).

Названное предписание и акт проверки оспорены обществом в судебном порядке.

По требованию о признании недействительным акта проверки.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны, в том числе, права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.

Акт проверки не является ненормативным правовым актом, т.к. не порождает каких-либо правовых последствий, не определяет права и обязанности лиц, не порождает права и обязанности сторон по отношению друг к другу или к третьим лицам. Акт проверки является средством фиксации обстоятельств, установленных в ходе проверки.

Таким образом, оспаривание акта проверки в силу статей 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законом не предусмотрено.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает требования в этой части подлежащим прекращению.

В части оспаривания предписания.

Как указано выше, выводы Службы основаны на заключении о том, что ТСЖ могло быть образовано и действовать только в рамках одного МКД. Никакие иные дома не могли быть переданы в управление МКД, а потому собственники жилых помещений таких домов не могли принимать какие-либо решения о деятельности ТСЖ, а также органах управления.

Согласно статье 136 ЖК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.2008) собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.

Согласно части 2 той же статьи товарищество собственников жилья может быть создано при объединении:

1) нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры;

2) нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.

На основании статьи 139 ЖК РФ в строящихся многоквартирных домах товарищество собственников жилья может быть создано лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в таких домах.

Решение о создании товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах принимается на общем собрании указанных в части 1 настоящей статьи лиц, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.

МКД по ул. Югорская, 3 передан Окружным фондом развития жилищного строительства "Жилище" в управление товарищества 15.01.2008, однако данный дом не соответствовал критериям, перечисленным в части 2 статьи 136 ЖК РФ.

Аналогичным образом в управление товарищества переданы жилые дома по адресам: пр. Комсомольский, 20 (03.03.3009) и ул. Генерала ФИО3, 3/2 (01.12.2009).

Согласно статье 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.

Если в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья, лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения.

Членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.

Положения статьей 136, 143 ЖК РФ свидетельствуют о том, что членами ТСЖ могут стать только те собственники жилых помещений, которые принимали решение о его создании.

В рассматриваемом деле членами товарищества могут быть признаны исключительно собственники жилых помещений в МКД по адресу <...>, поскольку собственниками именно данного дома принималось решение о создании ТСЖ «Управдом».

На основании статьи 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

В соответствии с частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества.

Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья (часть 1 статьи 147 ЖК РФ).

Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества (часть 3 статьи 147 ЖК РФ).

Приведенные нормы ЖК РФ позволяют сделать вывод о том, что решение общего собрания товарищества и правления товарищества не могут быть признаны легитимными в том случае, если в общем собрании товарищества (при принятии решения) принимали участие лица, не являющиеся собственниками жилых помещений в доме, собственники которого принимали решение о создании ТСЖ.

Как видно из представленных протоколов внеочередного общего собрания членов товарищества от 12.01.2017 № 1/2016-17 в очно-заочном голосовании по вопросам избрания правления товарищества, избрания членов ревизионной комиссии принимали участие собственники МКД, расположенных по адресам: ул. Югорская, 34; ул. Югорская, 3; пр. Комсомольский, 20; ул. Генерала ФИО3, 3/2.

Вместе с тем, как указано выше, в общем собрании членов товарищества могли участвовать исключительно собственники жилых помещений, расположенных в доме по ул. Югорской, 34, поскольку собственниками жилых помещений именно данного дома было создано ТСЖ.

При таких обстоятельствах вывод Жилнадзора Югры о неисполнении предписания № ЖН-208/2016 от 10.10.2016 является обоснованным.

Доводы представителя заявителя о том, что при рассмотрении дела необходимо руководствоваться частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой действие пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на товарищества собственников жилья, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а потому управление несколькими многоквартирными домами одним ТСЖ является соответствующим законодательству, подлежат отклонению.

Во-первых, пункт 1 части 2 статьи 136 ЖК РФ существовал и до принятия Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ.

Во-вторых, ТСЖ «Управдом» создано исключительно собственниками дома по ул. Югорской, 34 в 2005 году. Остальные же вышеперечисленные дома перешли в управление товарищества после его создания. В свою очередь пункт 1 части 2 статьи 136 ЖК РФ предусматривает ситуацию создания ТСЖ собственниками нескольких МКД, а потому не может быть применена в рассматриваемой ситуации.

Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

производство по делу в части оспаривания акта проверки от 07.03.2017 № ЖН-19/2017 прекратить.

В удовлетворении оставшейся части требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья                                                                                    А.Н. Дроздов