ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-5767/07 от 08.11.2007 АС Ханты-Мансийского АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул.Ленина 54/1, тел. 3-10-34

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Ханты-Мансийск

Дело № А75-5767/2007

«13» ноября 2007 года

Резолютивная часть решения оглашена 8 ноября 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2007 года.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

в составе: председательствующего судьи Кущевой Т.П., судей Мингазетдинова М.М., Загоруйко Н.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Манаковой К.Л.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Няганьская генерирующая компания»

к Главе города Нягани

об оспаривании нормативного акта в части определения нормативов на отопления

при участии

от истца: Патраков Е.В. – по доверенности от 12.03.2007 года, Деногинг С.В. – по доверенности от 07.11.2007 года

от ответчика: Манухин В.В. – по доверенности от 10.02.2007 года, Мачехина Р.Т. – по доверенности от 12.02.2007 года

при участии прокурора – Тарханов И.А. – удостоверение 150704

установил: ООО «Няганьская генерирующая компания» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим Постановление Мэра города Нягани от 19.12.2005 года № 2012 «Об установлении нормативов по жилищно-коммунальные услуги» в части определения нормативов на отопление, Постановление Главы города № 168 от 09.02.2006 года «О внесении изменений в постановление Мэра города Нягани от 19.12.2005 года № 2012».

Требования заявитель мотивировал тем, что в части определения нормативов на отопление не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потреблении коммунальных услуг», а также нарушает его право в сфере предпринимательской деятельности. Тарифы, предложенные ООО «Няганьская генерирующая компания» для утверждения, являются необоснованными, поскольку представленные расчеты указанных тарифов учитывают сверхнормативные производственные упущения заявителя, неэффективные и необоснованные затраты последнего, расчеты представлены без учета экономических интересов населения и других потребителей.

Ответчик с предъявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве. В судебном заседании представители ответчика пояснили, что указанные нормативы приняты в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленных Главе города как регулирующему органу полномочий.

Указанные нормативы были разработаны на основании Распоряжения Правительства автономного округа от 15 апреля 2002 года № 187-рп «Об утверждении Методики определения региональных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг».

Согласно пункта 2 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 192 АПК РФ Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2003 года № 2 определено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В силу пункта 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункта 3 Постановления Пленума высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.12.2002 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при применении статьи 29 Кодекса необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона Российской Федерации от 28.08.1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

По смыслу указанной статьи в системной связи со статьями 14,15,19 данного Федерального закона понятие «решения органов местного самоуправления» включает в себя как нормативные, так и индивидуальные правовые акты органов местного самоуправления.

Следовательно, Федеральный закон от 28.08.1995 года № 154- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо определяет арбитражный суд в качестве суда, компетентного рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если они затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Такой подход подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Информационном письме от 13.08.2004 года № 80.

На основании изложенного и в соответствии с частью 1 статьи 27, пунктом 1 статьи 29, частью 1 статьи 192 АПК РФ, статьей 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заявление ООО «Няганьская генерирующая компания» о признании недействующим нормативного акта органа местного самоуправления подведомственно арбитражному суду и подлежит рассмотрению по существу заявленных требований, учитывая субъектный состав спорного правоотношения и экономический характер спора.

Согласно статье 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Изучив материалы дела, и заслушав доводы представителей сторон, суд считает, что оспариваемое в части решение Главы города Нягани подлежит признанию несоответствующим и недействующим в оспариваемой части.

Как следует из материалов дела, все основные средства ООО «Няганьская генерирующая компания» находятся в аренде. Арендодателем является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования.

19 декабря 2005 года Мэром города Нягани принято постановление № 2012 «Об установлении нормативов на жилищно-коммунальные услуги» установленных с 1 февраля 006 года, которым регулирующий орган утвердил нормативы, в том числе на услуги отопления.

Указанные нормативы были установлены ответчиком для 9-этажных жилых домов, общежитий до 1-этажных домов, общежитий, домов коттеджного типа, инвентарного жилого фонда 8-этиважных жилых домов от 0,0217 Гкал/кв.м. до 0,0318Гкал/кв.м.

Постановлением Главы города № 1268 от 9 февраля 2006 года в указанное постановление внесены изменения нормативов на жилищно-коммунальные услуги, которые составили от 0,024 Гкал/кв.м. до 0,0333 Гкал/кв.м.

Не согласившись с установленными Постановлением Главы города Нягани с нормативами потребления коммунальных услуг, заявитель оспорил в части определения нормативов на отоплении и Постановление о внесении изменений в указанное постановление.

Судом отклоняется довод ответчика, что заявителем не указан нормативный акт, которому не соответствуют оспариваемые постановления.

Согласно Концепции ценовой и тарифной политики в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29 января 1999 года предусмотрено, что нормативы потребления услуг используются для определения:

- общего объема услуг, предоставляемых населению (отдельно по каждому виду услуг);

- экономически обоснованных тарифов;

- величины платежей за жилищно - коммунальные услуги;

- размера субсидий (компенсаций);

- общего объема финансирования жилищно - коммунального хозяйства;

- потребности в бюджетных средствах;

- стандартов предельной стоимости предоставляемых жилищно - коммунальных услуг.

Поскольку нормативы потребления на отопления связаны с тарифами, то суд рассматривает дело в рамках утверждения тарифов на отопление.

Частью 4 статьи 4 Устава Ханты-Мансийского автономного округа установлена территория Ханты-Мансийского автономного округа - Югры которая включает в себя территории городов окружного значения Белоярский, Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск, территории Белоярского, Березовского, Кондинского, Нефтеюганского, Нижневартовского, Октябрьского, Советского, Сургутского, Ханты-Мансийского районов.

Исходя из положений Устава муниципального образования - города Нягани, определяющего полномочия (собственную компетенцию) органов местного самоуправления, норм Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ которым определено, что органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи - осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, суд считает, что оспариваемое решение принято полномочным органом местного самоуправления в пределах его компетенции.

В соответствии с вступившим в законную силу с 01.01.2006 года Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в Российской Федерации установлены новые основы регулирования тарифов (тарифообразования) организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Статья 2 указанного Федерального закона определяет основные понятия.

При этом законодатель различает такие понятия, как тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) для потребителей, надбавку к цене (тарифу) для потребителей, надбавку к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии со статьей 1 Закона регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к указанным тарифам и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Согласно статье 2 Закона, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; цены (тарифы) для потребителей - ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Расчет потребителей за услуги, в том числе за отопление осуществляется, исходя из суммы, включающей сумму (тариф) для потребителей и надбавку по цене (тарифу) для потребителей (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ).

В соответствии со статьей 5 данного Федерального закона органы местного самоуправления осуществляют ряд полномочий в области регулирования тарифов и надбавок, в том числе определяют метод регулирования тарифов на товары и услуг организаций коммунального комплекса, осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей, устанавливают тарифы на товары и услуги, надбавки к товарам, на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленные органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

При этом в силу пункта 7 части 2 и части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ органы местного самоуправления при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса должны руководствоваться предельными индексами, определенными органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

Согласно пункта 2 статьи 18 указанного Закона установление предельных индексов, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2006 год, осуществляется применительно к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующим (действовавшим) на конец 2005 года, без учета требований, указанных в пункте 1 части 2 и части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Помимо указанного при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса орган местного самоуправления должен был применять правила установленные нормами статей 3, 8, 9, 13 Федерального закона № 220-ФЗ.

В статье 8 Закона определяются общие принципы регулирования тарифов и надбавок, в статье 8 – метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В силу пункта 12 части 2 статьи 5 и части 2 статьи 8 Закона определение метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, регулирование различных сочетаний методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса находится в компетенции регулирующего органа местного самоуправления.

Согласно статьи 8 Закона, методами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, которые используются в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, являются:

1) установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;

2) установление предельных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса;

3) индексация установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).

Статья 9 Федерального закона № 210-ФЗ определяет процедуру регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и порядок согласования производственной программы организаций коммунального комплекса. При этом в соответствии с частями 4 и 5 данной статьи в случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий; в случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.

Статьи 13 и 14 Федерального закона определяют период действия тарифов и надбавок и основания досрочного пересмотра последних.

Так, согласно статьи 13 указанного Федерального закона период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.

Указанные нормативы были приняты на основании распоряжения Правительства автономного округа от 15 апреля 2002 года № 187-рн «Об утверждении Методики определения региональных нормативов потребления жилищно - коммунальных услуг», которое распоряжением № 241-рп от 1 июня 2005 года отменено.

Следовательно, оспаривание решение в части определения нормативов на отопление не соответствуют пункту 18 Федерального закона № 210-ФЗ.

Кроме того, при утверждении спорных нормативов ответчиком были нарушены общие принципы регулирования тарифов и надбавок, установленные статьей 3 Закона, а именно принцип достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организацией коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса, а также принцип полного возмещения затрат организацией коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.

Мнение же заявителя об экономической необоснованности утвержденных решением Мэра города нормативов принимаются судом во внимание, поскольку материалы дела не содержат никаких доказательств того, что ответчиком при принятии оспариваемого положения был применен какой-либо из методов, определенных нормой статьи 8 Федерального закона № 210-ФЗ, либо их сочетание.

При таких обстоятельствах постановление Мэра г. Нягани № 2012 от 19.12.2005 года и постановление Главы города Нягани № 168 от 09.02.2006 года в части определении нормативов на отопление не соответствует нормам Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», следовательно, требование заявителя о признании недействующим в части определения нормативов на отопление является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 168-175, 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Постановление Мэра города Нягани « 2012 от 19 декабря 2005 года «Об установлении нормативов на жилищно-коммунальные услуги» и Постановление Главы города Нягани № 168 от 09.02.2006 года «О внесении изменений в постановление Мэра города от 19.12.2005 года № 2012 «Об установлении нормативов на жилищно-коммунальные услуги в части определения нормативов на отопление признать недействующими, как несоответствующие Федеральному закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 года № 210-ФЗ.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение одного месяца в кассационную инстанцию Западно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ханты-мансийского автономного округа.

Председательствующий Т.П. Кущева

Судьи М.М. Мингазетдинов

Н.Б. Загоруйко