Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
17 августа 2020 года
Дело № А75-6138/2020
Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2020 года
Полный текст решения изготовлен 17 августа 2020 года
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Цанько Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А75-6138/2020 по заявлениюфинансового управляющего индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признать незаконными действий по снятия с кадастрового учета объекта недвижимости, при участии заинтересованных лиц - ФИО1, кадастрового инженера ФИО3,
при участии представителей:
от заявителя, кадастрового инженера ФИО3 – не явились,
от ответчика – ФИО4, доверенность №2 от 09.01.2020,
от ФИО1 – ФИО5, доверенность от 13.07.2020,
установил:
финансовый управляющий индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО2 (далее – заявитель, финансовый управляющий ФИО2) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
с заявлением к межмуниципальному отделу по городу Нижневартовску и Мегиону Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – отдел Управления)
и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Управление) о признании незаконными действий по снятию с кадастрового учета объекта недвижимости: нежилое помещение, площадью 18 445,90 кв.м., кадастровый номер 86:11:0301001:2787, расположенное по адресу: г. Нижневартовск, Западный промышленный узел, панель 16, ул. Индустриальная, д.36 корп. 4. пом. 1001, а также об обязании восстановить кадастровый учет указанного объекта недвижимости.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО1 (далее – ФИО1), кадастровый инженер ФИО3 (далее – кадастровый инженер ФИО3).
Определением суда от 16.07.2020 судебное заседание отложено на 11.08.2020.
Определением от 16.07.2020 суд произвел замену ненадлежащего ответчика (межмуниципальный отдел по городу Нижневартовску и Мегиону Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре) на надлежащего ответчика (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре).
Управление в отзыве на заявление в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
От кадастрового инженера ФИО3 поступил отзыв на заявление.
От ФИО1 отзыв на заявление не поступил.
До судебного заседания от заявителя поступили письменные пояснения,
В судебном заседании от ФИО1 поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей заявителя и кадастрового инженера ФИО3
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.11.2017 года по делу № А75-4920/2015 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 отменен план реструктуризации долгов, должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации долгов сроком на 5 месяцев.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 22.12.2017 года по делу № А75-4920/2015 финансовым управляющим индивидуального предпринимателя ФИО1 утверждена ФИО2
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного - Югры
от 04.03.2020 года по делу № А75-4920/2015 срок реализации имущества гражданина
в отношении ФИО1 продлен на 4 месяца, то есть до 24.06.2020.
Согласно пункту 8 статьи 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ финансовый управляющий обязан принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества.
Как указывает заявитель в результате признания недействительной совершенной индивидуальным предпринимателем ФИО1 сделки по отчуждению имущества в конкурсную массу было возвращено нежилое помещение, площадью 18 445,90 кв.м, кадастровый номер 86:11:0301001:2787, расположенное по адресу: г. Нижневартовск, Западный промышленный узел, панель 16, ул. Индустриальная, д.36 корп. 4. Пом. 1001 (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.09.2018 года по делу № 33-6260/2018).
08.05.2019 финансовым управляющим ФИО2 была произведена государственная регистрация прав на названный объект недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08.05.2019 (л.д. 36-37).
Финансовым управляющим ФИО2 составлен акт описи № 7 от 15.10.2018, которым в конкурсную массу должника был включен упомянутый объект недвижимости (л.д. 38-39).
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.08.2019 по делу № А75-4920/2015 судом утверждено положение о порядке и условиях реализации имущества ФИО1 в редакции, предложенной финансовым управляющим ФИО2, в том числе о продаже названного объекта недвижимости, стоимостью 1 200 000 рублей (л.д. 40-41).
В период с 17.08.2019 по 25.09.2019 заявителем проведены первые торги по продаже нежилого помещения с кадастровым номером 86:11:0301001:2787 (сообщение в ЕФРСБ №4070726 от 16.08.2019). По результатам проведенных торгов был выявлен победитель торгов, предложившей наилучшую цену за лот - 12 474 000 руб. (сообщение в ЕФРСБ
№ 4262246 от 11.10.2019).
В последующем победитель торгов отказался от заключения договора, в связи с чем проведены повторные торги по продаже нежилого помещения с кадастровым номером 86:11:0301001:2787 в период с 08.02.2020 по 23.03.2020 (сообщение в ЕФРСБ № 4670762 от 06.02.2020)
По результатам проведенных торгов был выявлен победитель, предложивший наилучшую цену за лот - 4 195 800 руб. (сообщение в ЕФРСБ № 4857741 от 25.03.2020).
Как указывает заявитель, 16.03.2020 от одного из участников торгов поступили сведения в форме выписки из ЕГРН, из которой финансовому управляющему ФИО2 стало известно о снятии 22.11.2019 упомянутого объекта недвижимости с кадастровым номером 86:11:0301001:2787 с кадастрового учета.
20.03.2020 финансовым управляющим ФИО2 получена выписка их ЕГРН
о содержании правоустанавливающих документов, исходя из которого снятие названного объекта с кадастрового учета было произведено на основании следующих документов:
- решение о сносе объекта недвижимости от 15.10.2019 № б/н;
- акта обследования от 22.10.2019;
- заявления ФИО1 о снятии с государственного учета объекта недвижимости (л.д. 55).
20.03.2020 заявитель направил запрос кадастровому инженеру ФИО3, проводившему кадастровые работы по установлению факта существования объекта недвижимости с кадастровым номером 86:11:0301001:2787 (л.д. 56).
В ответ на названный запрос 25.03.2020 кадастровый инженер представил копию решения ФИО1 о сносе объекта недвижимости, копию согласия на обработку персональных данных, копию акта обследования (л.д.57-59).
Заявитель пришел к выводу о том, что ФИО1 в период процедуры банкротства гражданина без уведомления финансового управляющего и суда, рассматривающего дело о банкротстве, принял решение о сносе включенного в конкурсную массу имущества
и подал заявление о снятии его с кадастрового учета.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО2 в суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Управления Росреестра по снятию с кадастрового учета объекта недвижимости (нежилого помещения площадью 18 445,90 кв.м, кадастровый номер 86:11:030100:2787, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, Западный промышленный узел, панель 16, ул. Индустриальная, д.36 корп. 4. пом. 1001). Также заявитель просит устранить допущенное нарушение прав и обязать ответчика восстановить кадастровый учет указанного объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия
у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также с ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Законом № 218-ФЗ установлен заявительный порядок государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 1 статьи 3 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Пункт 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.
В силу подпункта 7 пункта 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 1 статьи 23 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машиноместа или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машиноместа в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машиноместо было расположено.
Согласно пункту 7 статьи 40 Закона № 218-ФЗ при снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машиноместа в таких здании, сооружении.
Глава 6.4 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) регулирует снос объектов капитального строительства и предусматривает уведомительный порядок для сноса объектов капитального строительства.
Согласно части 9 статьи 55.31. ГрК РФ, в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 11 статьи 55.31 ГрК РФ, орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит проверку наличия документов, указанных в части 10 ст. 55.31 ГрК РФ, обеспечивает размещение этих уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора.
Из указанных норм права следует, что основанием для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости, у которого имеется собственник, является заявление такого собственника с приложением акта обследования, составленного кадастровым инженером, а также документов, представленных уполномоченным органом местного самоуправления, подтверждающих уведомление органа местного самоуправления о планируемом сносе объекта недвижимости.
Материалами дела подтверждается, что в межмуниципальный отдел Управления Росреестра 08.11.2019 поступило обращение ФИО1 об осуществлении снятия с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности в отношении помещения с кадастровым номером 86:11:0301001:2787, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>.
В качестве документа – основания для совершения указанных действий заявителем как собственником объекта недвижимости представлен акт обследования от 22.10.2019 , составленный по результатам выполнения кадастровых работ в целях представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с государственного кадастрового учета в отношении помещения с кадастровым номером 86:11:0301001:2787, подготовленный кадастровым инженером ФИО3
Дополнительным заявлением от 12.11.2019 ФИО1 предоставил уведомление
о планируемом сносе объекта капитального строительства от 15.10.2019 и уведомление
о завершении сноса объекта капитального строительства от 22.10.2019, направленное начальнику Управления архитектуры и градостроительства г. Нижневартовска.
Таким образом, в соответствии со статьей 14 Закона № 218-ФЗ заявителем ФИО1 предоставлены в Управление все необходимые документы для осуществления снятия с кадастрового учета упомянутого объекта недвижимости, из представленных ФИО1 документов усматривается, что уведомительный порядок для сноса объекта капитального строительства, предусмотренный главой 6.4 ГрК, им соблюден.
Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.11.2015 № 861 (далее - Требования).
Согласно пункта 2 Требований в соответствии с Закона № 218-ФЗ акт представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино- место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено.
Соответственно, кадастровый инженер ФИО3 в результате осмотра места нахождения помещения кадастровым номером 86:11:0301001:2787, подтвердил прекращение существование вышеуказанного помещения, составив акт обследования от 22.10.2019. Акт обследования подтверждает прекращение существования конкретного объекта недвижимости, имеющего неповторяющийся кадастровый номер, подготавливается в целях представления в орган регистрации и заявления о снятии данного объекта с государственного кадастрового учета.
Оснований для сомнений в подлинности сведений, содержащихся в акте обследования, у ответчика не имелось.
Акт обследования от 22.10.2019 составлен на нежилое помещение с кадастровым номером 86:11:0301001:2787, которое согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, расположено в нежилом здании с кадастровым номером 86:11:0301001:524 - главный производственный корпус №1, с 7 пролётом, ремонтно-механическим цехом, бетоносмесительным цехом, складом эмульсола и овощехранилищем по адресу: Ханты- Мансийский автономный округ - Югра, <...> д 36, стр. 4.
В Едином государственном реестре недвижимости актуальная запись о праве собственности на здание с кадастровым номером 86:11:0301001:524 отсутствует.
Помещение с кадастровым номером 86:11:0301001:2787, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости имело следующие технические характеристики: общая площадь – 20990,5 кв.м, наименование - части помещения № 1001 (на поэтажном плане №1-46, 49-52, 55-62, 64, 66-68, 73-84 и 96-107), помещений № 1002, 1004, 1005, 1014, 1015, 1016, 1017, 1018, 1019, 1021, части помещения № 1022 (на поэтажном плане №1-4) и помещений №1023,1024,1025,1026 и 1027.
В Едином государственном реестре недвижимости имелась запись о том, что помещение с кадастровым номером 86:11:0301001:2787 расположено в здании
с кадастровым номером 86:11:0301001:524. В соответствии с техническими характеристиками помещение с кадастровым номером 86:11:0301001:2787 представляет собой часть здания с ограждающими конструкциями, не влияющие на иные помещения, расположенные в здании с кадастровым номером 86:11:0301001:524.
Снос помещения с кадастровым номером 86:11:0301001:2787, как части здания с кадастровым номером 86:11:0301001:524, не повлиял на иные помещения, расположенные в здании кадастровым номером 86:11:0301001:524.
Следовательно, осуществляя действия по снятию с кадастрового учета объекта
с кадастровым номером 86:11:0301001:2787, должностные лица Управления Росреестра действовали в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ и ГрК РФ, что исключает удовлетворение требований заявителя.
Одним из принципов ведения Единого государственного реестра недвижимости (состоящего, в том числе из реестра объектов недвижимости - кадастра недвижимости и реестра границ) является достоверность содержащихся в нем сведений.
Следовательно в случае фактического сноса объекта недвижимости сведения о нем должны быть исключены из кадастрового учета как не соответствующие действительности.
Заявителем при рассмотрении настоящего дела не представлено относимых
и допустимых доказательств того, что на момент совершения должностными лицами Управления Росреестра оспариваемых действий объект недвижимости с кадастровым номером 86:11:0301001:2787 физически существовал.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В рассматриваемом случае суд приходит к выводу о недоказанности заявителем факта нарушения ответчиком требований закона или иного нормативного правового акта при снятии с кадастрового учета объекта с кадастровым номером 86:11:0301001:2787,
в связи с чем в удовлетворении требований надлежит отказать.
Судебные расходы на оплату государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 148, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Е.А. Голубева