Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
30 августа 2012 г.
Дело № А75-6235/2012
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Кущевой Т.П. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ощепковой И.Л. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Сургутского района к обществу с ограниченной ответственностью «Агабалаев» о привлечении к административной ответственности,
с участием представителей:
от заявителя – не явились,
от ответчика – не явились,
установил:
Администрация Сургутского района (далее – заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Агабалаев» (далее – ответчик, ООО «Агабалаев», Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается, на то, что ответчик осуществляет деятельность розничной продажи алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в судебное заседание не явились, ответчик отзыв не представил.
Согласно статье 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика, других заинтересованных лиц, которые могут быть привлечены к участию в деле, заседание проводится в их отсутствие.
Сторонами ходатайств, направленных на сбор дополнительных доказательств, привлечение третьих лиц и иных ходатайств не заявлено.
На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65, суд завершил предварительную подготовку по делу и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.
Учитывая положения статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводится в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства сторон.
Арбитражный суд исследовав материалы дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа комитета экономического развития администрации Сургутского района от 19.07.2012 № 107 «О проведении внеплановой выездной проверки лицензиата» была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Агабалаев» по адресу: д. Сайгатина, магазин «Сайгон», Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область.
В ходе проверки было установлено нарушение Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а именно отсутствие сертификатов соответствия на алкогольную продукцию.
По факту выявленных нарушений Администрацией составлен протокол об административном правонарушении от 23.07.2012 № 8 (л.д. 9), ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
Указанный протокол вместе с материалами дела об административном правонарушении на основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлен в арбитражный суд на рассмотрение.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктом 3 статьи 11, пунктом 2 статьи 16, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии.
Розничная продажа алкогольной продукции при отсутствии указанных документов непосредственно в торговой точке влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
По результатам проверки главным специалистом отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей комитета экономического развития администрации Сургутского района ФИО1 составлен акт проверки от 23 июля 2012 года № 43 и выдано предписание от 23 июля 2012 года № 2449 о совершении ООО «Агабалаев» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 19, 22-23).
Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации. Действие настоящего Закона распространено на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункты 1 и 2 статьи 1 Закона).
Согласно статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации), уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции), заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии этих сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте. Форма справки, прилагаемой к таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 16Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Материалами дела подтвержден факт осуществления обществом деятельности с нарушением условий и требований, установленных указанными выше законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для данного вида деятельности (акт проверки, протокол об административном правонарушении).
Нарушений требований закона при проведении проверки и составлении протокола не установлено.
Пунктом 2 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьями 2, 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.07.2010 № 112-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в ред. от 16.12.2011) (далее по тексту - Закон от 10.07.2010 №112-оз) органы местного самоуправления муниципального образования Сургутский район наделены следующими государственными полномочиями:
1) выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;
2) осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;
3) прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением.
В соответствии со статьей 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.10.2010 № 159-оз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ханты - Мансийского автономного округа по вопросам законодательства об административных правонарушениях» должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3, 4 статьи 14.1 и частью 2, 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наделении органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по осуществлению государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с распоряжением администрации Сургутского района от 26.08.2010 №256р «Об определении уполномоченного органа по исполнению отдельных государственных полномочий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области оборота этилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции», распоряжением администрации Сургутского района от 01.02.2011 №24р «О внесении изменений в распоряжение администрации Сургутского района от 26.08.2010 №256р», распоряжением администрации Сургутского района от 11.02.2011 №36р «Об утверждении Положения о комитете экономического развития администрации Сургутского района», распоряжения администрации Сургутского района от 15.02.2012 №47р «О внесении изменений в распоряжение администрации Сургутского района от 11.02.2011 №36р», положением об отделе потребительского рынка и защиты прав потребителей комитета экономического развития от 17.02.2012 №47р, с 01 января 2012 комитет экономического развития осуществляет лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции.
Приказом департамента внутренней политики Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры 30.12.2011 № 9-нп «Об утверждения перечня
должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных
образований Ханты-Мансийского автономного округа Югры, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 14.1 и частями 2, 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» утвержден перечень должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3,4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, ООО «»Агабалаев» совершено административное
правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, учитывая личность лица, привлекаемого к административной ответственности впервые, арбитражный суд полагает возможным назначить наименее строгий размер административного штрафа, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственности госпошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 171, 176, 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
заявление Администрации Сургутского района удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Агабалаев» (ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: расчетный счет <***> УФК по ХМАО-Югре (администрация Сургутского района л/с <***>), ИНН <***>, КПП 860201001, ОКАТО 71126000000, КБК 04011608000010000140.
В силу статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу. Копию документа, подтверждающего уплату штрафа, необходимо направить в арбитражный суд, принявший решение.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Т.П. Кущева