ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-6990/12 от 25.04.2013 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

07 мая 2013 года

Дело № А75-6990/2012

Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2013 г.

Решение изготовлено в полном объёме 07 мая 2013 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бацуновой Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 09.08.2012 № 02-455/2012

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 06.03.2013 № 333,

от административного органа – ФИО2 по доверенности от 01.04.2013,

установил:

открытое акционерное общество «Славнефть-Мегионнефтегаз» (далее – заявитель, общество, ОАО «СН-МНГ») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – административный орган, Служба, Природнадзор Югры) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

Представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, считает, что земельный участок относится к землям промышленности, разливов нефтесодержащей жидкости обществом не допускалось.

Представитель заинтересованного лица, возражая против заявленных требований, утверждал, что материалами дела об административном правонарушении полностью доказано совершение правонарушения обществом, нефтесодержащая жидкость разлилась в месте нахождения нефтепровода, в особый пожароопасный период создавалась реальная угроза возгоранию леса.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства по делу.

Распоряжением от 02.07.2012 № 02-540 государственному инспектору ФИО3 поручено с привлечением специалистов ЦЛАТИ по УФО по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре провести обследование территории лесного фонда Октябрьского участкового лесничества Территориального отдела «Мегионское лесничество» (в границах Аганского и Южно-Аганского месторождений) на предмет соблюдения природоохранного законодательства, в рамках осуществления полномочий Природнадзора Югры, в том числе, по федеральному пожарному надзору в лесах (т.1 л.д.63-64).

О проведении рейдового патрулирования уведомлено общество письмом от 25.07.2012 (т.1 л.д.65).

В ходе патрулирования инспектором выявлен разлив нефтесодержащей жидкости в районе автодороги на куст № 17 Южно-Аганского месторождения прямоугольной формы, расположенный вдоль оси трубопровода, обозначенного репером как «нефтесбор диаметром 168 мм.». Площадь разлива составила 750 кв.м., при обследовании производился отбор проб, применена фотография. Обследование данного участка произведено в присутствии представителя ОАО «СН-МНГ», который отрицал причастность общества к нефтеразливу. По результатам обследования составлен акт обследования (осмотра) от 27.07.2012 № 02-540 (т.1 л.д.66-70).

По результатам исследования проб, полученных из места разлива нефтесодержащей жидкости, Нижневартовским отделом ЦЛАТИ по УФО по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре дано заключение от 07.08.2012 № 336, согласно которому концентрация нефтепродуктов в почве в контрольной пробе превысила содержание нефтепродуктов (загрязняющего вещества) значения фоновой пробы в 285,6 раза (т.1 л.д.85-88).

31.07.2012 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При составлении протокола присутствовал представитель общества (т.1 л.д.72-75).

Постановлением от 09.08.2012 ОАО «СН-МНГ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Представитель заявителя при рассмотрении материалов дела не участвовал, общество о времени и месте рассмотрения материалов уведомлено надлежащим образом (т.1 л.д.76-81).

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи между собой представленные доказательства, арбитражный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого постановления административного органа, учитывая при этом следующие обстоятельства.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Согласно пункту 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее – Правила).

Пунктом 33 предусмотрены требования пожарной безопасности при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона, в частности:

содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов (подпункт «а»);

не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.) (подпункт «в»).

Пунктом 34 определены требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов: полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

Пожароопасный сезон определен приказом от 20.04.2012 № 199-П Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 25.04.2012.

Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.05.2012 № 304-рп на территории автономного округа введен особый противопожарный режим.

Нефтезагрязненный участок обнаружен в период действия особого противопожарного режима – в июле 2012 г.

Наличие нефтепродуктов в обнаруженной разлитой жидкости доказано результатами химических анализов.

Пятно нефтеразлива прямоугольной формы, расположено вдоль оси трубопровода. Прохождение загрязненного участка вдоль оси трубопровода (проложен под землей) не оспаривается заявителем и подтверждено актом обследования и представленным паспортом трубопровода. Отсутствие записей в паспорте трубопровода о нефтеразливах (происшествиях, связанных с нефтеразливами) не является безусловным основанием для освобождения общества от административной ответственности.

Из материалов административного дела усматривается, и не оспаривается заявителем, участок местности, на котором находится нефтезагрязненный участок, относится к Южно-Аганскому лицензионному участку (Южно-Аганское месторождение), находящемуся в пользовании ОАО «СН-МНГ», деятельность геологическому изучению недр и разработке полезных ископаемых осуществляется именно обществом.

Приведенные обстоятельства в совокупности позволяют считать вывод административного органа о совершении правонарушения именно ОАО «СН-МНГ» обоснованным и доказанным материалами дела.

Заявитель считает, что участок, на котором расположено загрязнение, относится к землям промышленности, как предоставленный для эксплуатации трубопровода, а потому Природнадзор Югры является не полномочным органом по привлечению общества к административной ответственности.

Арбитражный суд считает довод заявителя необоснованным и отклоняет по следующим основаниям.

Как следует из акта обследования (осмотра), место загрязнения расположено на почве на участке, заросшем лесными насаждениями и травянисто-кустарниковой растительностью.

Согласно выписке из государственного лесного реестра Ханты-Мансийского автономного округа – Югры выдел 63 квартала 338 Октябрьского участкового лесничества представляет собой эксплуатационные леса (т.1 л.д.82-83).

Учитывая нахождение участка загрязнения среди лесных насаждений, создается реальная угроза уничтожения лесных насаждений в случае возникновения пожара, который распространяется вне зависимости от отнесения земельных участков к той или иной категории.

Пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды, Закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Виды государственного экологического надзора перечислены в пункте 2 данной статьи, к числу которых отнесен федеральный государственный лесной надзор.

Согласно пункту 3 статьи 65 Закона № 7-ФЗ государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 65 Закона об охране окружающей среды).

В силу пункта 1 статьи 66 Закона № 7-ФЗ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах,   за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;

Пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено:

- установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- установление порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах, мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения или в границах лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса.

Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394, установлено, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства на землях обороны и безопасности, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2010 г. № 595, пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению пожарного надзора согласно их компетенции в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы пожарный надзор в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и (или) в случаях, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 4 названного Положения).

Пунктом 1 Положения о Природнадзоре Югры, утвержденного постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2010 № 177, (действовавшего в проверяемый период) определено, что служба по контролю и надзору является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору   (в области   охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охотничьего надзора, лесного надзора, пожарного надзора в лесах  ), в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Пунктом 5.3.3 названного Положения предусмотрено, что Служба осуществляет переданные полномочия Российской Федерации: федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), а также федеральный государственный пожар в лесах. Аналогичная норма сохранена и в действующем в настоящее время Положении о Природнадзоре Югры (постановление от 24.08.2012 № 299-п).

Статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В силу статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Следовательно, Природнадзор Югры в пределах предоставленных полномочий осуществляет федеральный лесной надзор на землях лесного фонда, в том числе и в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, а также пожарный надзор в лесах,   не зависимо от того на землях какой категории они располагаются.

В рассматриваемом деле Службой проверялась территория лесного фонда на предмет выявления и предупреждения нарушений правил пожарной безопасности, нарушение, установленное при обследовании, обнаружено среди лесных насаждений и травянисто-кустарниковой растительности, что создаёт угрозу лесу как объекту охраны окружающей среды. Соответственно, административным органом полномочия при привлечении общества к административной ответственности не превышены.

Обществом не представлено доказательств невозможности предотвращения совершения правонарушения, принятия необходимых и достаточны мер к этому.

Учитывая приведенные выше обстоятельства, арбитражный суд считает заявление ОАО «СН-МНГ» не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 9, 16, 67, 68, 71, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» отказать в полном объеме.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья А.Н. Дроздов