ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-7328/2021 от 12.08.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

18 августа 2021 г.

Дело № А75-7328/2021

Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 18 августа 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Чешковой О.Г. при ведении протокола заседания секретарём Штогрин В.В., рассмотрев
в судебном заседании дело по заявлению отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Нефтеюганску о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>)
к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без участия представителей,

установил:

отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Нефтеюганску
(далее - заявитель) обратился в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Азизова ГабилаХанкишиоглы (далее - предприниматель, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).

Судебное заседание проводится в отсутствие представителей сторон. Лицо,
в отношении которого возбуждено административное производство, надлежаще извещено о времени судебного разбирательства по всем имеющимся в деле адресам, как по месту регистрации, так и по адресу фактического проживания.

Отзыв не представлен, возражений относительно доводов административного органа не заявлено.

Судебное заседание проводится в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено административное производство, надлежащим образом извещенного
о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 25.11.2020 в 12 часов 42 минут ФИО3, являясь индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 24.11.2008), в магазине «Сибирь», расположенного по адресу: <...> строение № 34, осуществлял оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии, чем нарушил требования части 1статьи 11 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), а именно - хранение алкогольной продукции.

25.11.2020 сотрудником административного органа, в присутствии ФИО3, произведен осмотр магазина «Сибирь», расположенного по адресу: <...> строение № 34, в ходе которого была обнаружена и изъята алкогольная продукция: водка, коктейль, вино, виски различных наименований объёмом 21,3 литра
в количестве 45. Изъятая алкогольная продукция передана на хранение в ОТО тыла ОМВД России по г. Нефтеюганску по квитанции № 768 от 17.12.2020.

Результата осмотра отражены в протоколе осмотра помещения, территорий и находящихся там вещей и документов от 25.11.2020.

В связи с наличием в действиях предпринимателя признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, административным органом 25.11.2020 составлен протокол об административном правонарушении
29 НЕ N 028720.

На основании протокола по делу об административном правонарушении от 25.11.2020 административный орган обратился в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Азизова ГабилаХанкишиоглык административной ответственности, предусмотренной названной нормой КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Федеральный закон N
171-ФЗ, согласно пункту 16 статьи 2 которого под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.

Деятельность по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит лицензированию (часть 1 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ).

На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции; перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.

Запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии установлен пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.

Выдача индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление хранения алкогольной продукции действующим законодательством не предусмотрена.

Как указано в пункте 2 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, с 30.07.2017 за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Материалами дела подтверждено, что в нарушение указанных выше требований
в магазине
«Сибирь», расположенного по адресу: <...> строение № 34 «Наш двор», где осуществляет свою деятельность предприниматель ФИО1, незаконно осуществлялся оборот алкогольной продукции, выразившейся в хранении алкогольной продукции, предприниматель лицензии на хранение алкогольной продукции не имеет, в соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ ему осуществление такой деятельности запрещено.

Данный факт подтверждается совокупностью представленных доказательств: протоколом об административном правонарушении 29НЕ №028720, протоколом осмотра помещения, территорий и находящихся там вещей и документов от 25.11.2020, объяснениями предпринимателя, и не оспаривается по существу лицом, в отношении которого возбуждено административное производство согласно представленному объяснению.

При отобрании объяснения от 25.11.2020 у ФИО3, последний пояснил,
что хранил алкогольную продукцию для личных целей, что не исключает административную ответственность за незаконный оборот алкогольной продукции, поскольку хранение осуществлялось не дома у ФИО3, а на объекте торговли, где им осуществляется предпринимательская деятельность.

Как указано в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

Названные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

В частности, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого
к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что предпринимателю вменяется в вину розничная продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии, поскольку на момент совершения правонарушения у предпринимателя отсутствовало право её реализовывать.

Совершение предпринимателем вменяемого ему правонарушения подтверждено совокупностью представленных в материалы дела доказательств и не опровергается предпринимателем по существу.

Доказательств обратного лицо, привлекаемое к административной ответственности, будучи осведомленным о проводящихся в отношении него контрольных действиях и возбуждении административного производства, в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65 АПК РФ не представил, представитель в суд не явился, ходатайств и возражений относительно доводов административного органа не заявил.

В данном случае предприниматель имел возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не принял все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства.

При таких условиях административный орган пришел к обоснованному выводу
о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ судом не усматривается, поскольку выявленные нарушения посягают на установленный законодательными и нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере оборота алкогольной продукции, создают существенную угрозу жизни и здоровью граждан.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения предпринимателя
к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ составляет один год со дня совершения (выявления) административного правонарушения и на момент рассмотрения настоящего дела не истек.

Назначая наказание, суд принимает во внимание тяжесть допущенного нарушения и его последствия, степень вины привлекаемого к ответственности лица, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем, считает возможным определить размер административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.17. КоАП РФ - 500 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий.

Пунктом 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что изъятая или конфискованная алкогольная продукция подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027
«О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утверждены Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

В пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018, разъяснено, что указанный в пункте 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию, а не конфискации, с последующим уничтожением соответствующей продукции в установленном порядке.

Согласно пункту 2 указанного Обзора конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте.

В силу положений части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

С учетом изложенного, алкогольная продукция: водка, коктейль, вино, виски различных наименований объёмом 21,3 литра в количестве 45, изъятая при осмотре места происшествия в магазине «Сибирь» 25.11.2020 по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 4, строение 34, переданная на хранение в ОТО тыла ОМВД России по г. Нефтеюганску по квитанции № 768 от 17.12.2020 подлежит уничтожению.

Требования административного органа подлежат удовлетворению.

По делам о привлечении к административной ответственности уплата государственной пошлины не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 15, 167-170, 176, 177, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, дата присвоения 24.11.2008; ИНН: <***>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: с. Сарванлар, Анджабединского р-на Азербайджанской ССР; адрес: г. Нефтеюганск, мкр. 11А, дом 69, кв. 3) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

Алкогольная продукция: водка, коктейль, вино, виски различных наименований объёмом 21,3 литра в количестве 45, изъятая при осмотре места происшествия в магазине «Сибирь» 25.11.2020 по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 4, строение 34, переданная на хранение в ОТО тыла ОМВД России по г. Нефтеюганску по квитанции № 768
от 17.12.2020 подлежит уничтожению.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим платёжным   реквизитам: УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (ОМВД России по г. Нефтеюганску ХМАО-Югры), ИНН <***>, КПП 860101001, БИК 047162000, счет получателя платежа 03100643000000018700 в РКЦ Ханты-Мансийск,
КБК 188 11601331010000140, ОКТМО 71874000, УИН 18880486200290287208.

Квитанция об уплате должна быть представлена в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры не позднее 60 дней со дня  вступления настоящего решения в законную силу. Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет привлечение к ответственности по части 1 статьи  20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                                     О.Г. Чешкова