ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-8330/2022 от 15.06.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

15 июня 2022 г.

Дело № А75-8330/2022

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нигматуллиной А.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела Министерства внутренних дел России по городу Нефтеюганску о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях,

без участия представителей сторон,

установил:

Отдел Министерства внутренних дел России по городу Нефтеюганску (далее - административный орган, ОМВД по г. Нефтеюганску) обратился в арбитражный суд
с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - лицо, привлекаемое к ответственности, ИП ФИО1, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью
3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении 86 № 158474
от 13.04.2022.

В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем опубликования определений суда
от 16.05.2022 в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».

Стороны явку представителей в предварительное судебное заседание не обеспечили.

При отсутствии возражений на основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 суд завершил предварительную подготовку по делу и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 23.12.2021 в магазине «Продукты», расположенном по адресу: <...>, в котором осуществляет свою деятельность
ИП ФИО1, допущен оборот (хранение) алкогольной продукции
без соответствующей лицензии и без сопроводительной документации (товаротранспортных накладных, справок приложений А и Б и деклараций сертификатов
о соответствии товара).

В ходе производства осмотра помещения магазина сотрудниками полиции
у предпринимателя изъята алкогольная продукция общим объемом 3,75 л., которая
в последующем помещена на склад ОМВД по г. Нефтеюганску.

Постановлением от 29.12.2021 в возбуждении уголовного дела в отношении предпринимателя отказано.

Усмотрев в действиях предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченные должностные лица административного органа составили в отношении ИП ФИО1 протокол
об административных правонарушениях 86 № 158474 от 13.04.2022.

В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях протокол об административных правонарушениях и другие материалы административного дела переданы
для рассмотрения в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

На основании части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось
ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена
ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица,
в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.

Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей
и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Федеральный закон
от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ), согласно пункту 16 статьи 2 которого под оборотом указанной продукции понимается закупка
(в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.

Деятельность по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит лицензированию (пункт 1 статьи 18 Закона № 171-ФЗ).

На основании пункта 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензии выдаются
на осуществление следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение
и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции; перевозки этилового спирта (в том числе денатурата)
и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более
25 процентов объема готовой продукции; производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.

Запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии установлен пунктом
1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона № 171-ФЗ производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.

Выдача индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление хранения вышеназванной алкогольной продукции действующим законодательством
не предусмотрена.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации
от 28.11.2019 № 2979-О по общему правилу индивидуальным предпринимателям
не может быть выдана лицензия на осуществление таких видов деятельности, как хранение алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции,
и, следовательно, им запрещено в рамках осуществления предпринимательской деятельности осуществлять указанные виды деятельности, и за нарушение данных запретов они несут установленную законом ответственность, в том числе административную.

В пункте 2 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, разъяснено, что с 30.07.2017 за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона № 171-ФЗ, суд пришел
к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В нарушение указанных требований 23.12.2021 ИП ФИО1 допущен оборот алкогольной продукции в магазине «Продукты» по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>.

Факт хранения алкогольной продукции подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении 86 № 158474 от 13.04.2022, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 от 29.12.2021, протоколом осмотра места происшествия от 23.12.2021, объяснениями ФИО1, продавца ФИО2

При этом приведенные предпринимателем доводы о том, что алкогольная продукция хранилась без ее ведома, не исключают административную ответственность
за незаконный оборот алкогольной продукции, поскольку хранение осуществлялось
на объекте торговли, где им осуществляется предпринимательская деятельность.

Таким образом, предпринимателем не были приняты все зависящие от нее меры
по соблюдению требований законодательства об обороте алкогольной продукции.

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что предприниматель принял все зависящие от него меры по предотвращению правонарушения, в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами Кодексом, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований
не установлено.

Оснований для квалификации совершенных правонарушений в качестве малозначительных и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса судом не установлено.

В рассматриваемом случае оснований для замены административного штрафа
на предупреждение не усматривается. Из материалов дела не следует наличие необходимых для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях условий, поскольку правонарушение, совершенное ИП ФИО1, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях, исходя из имущественного положения предпринимателя, имеющего статус субъекта малого предпринимательства, учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, принимая во внимание принципы справедливости и соразмерности наказания, а также отсутствие неблагоприятных последствий, суд считает возможным назначить ИП ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, в размере 250 000 рублей.

Согласно пункту 15.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

Изъятая алкогольная продукция в соответствии с абзацем первым подпункта
1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ находится в незаконном обороте и по правилам пункта 2 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, абзаца второго пункта 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ подлежит направлению на уничтожение.

Руководствуясь статьями 167-171, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: к/с Исмоил Ходжентского района Ленинабадской области, место регистрации: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
<...>, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 13.11.2006 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях. назначив ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (Двести пятьдесят тысяч) рублей.

Направить на уничтожение изъятую по протоколу осмотра места происшествия
от 23.12.2021 алкогольную продукцию.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его принятия
в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В случае, если по истечении десяти дней не будет подана апелляционная жалоба, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает
в законную силу.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней
со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам::

Получатель: Управление Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОМВД России по Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), ИНН <***>, КПП 860101001, номер счета получателя платежа 03100643000000018700 в РКЦ Ханты-Мансийска г. Ханты-Мансийск, счет 40102810245370000007, ОКТМО 71874000, КБК 18811601331010000140, БИК 047162163, УИН 18880486220861584748.

Лицу, привлеченному к административной ответственности, предлагается представить в арбитражный суд документ, свидетельствующий об оплате штрафа.

В случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения об уплате административного штрафа в добровольном порядке
не будут представлены в суд, настоящее решение на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа в принудительном порядке.
При этом, лицу, привлеченному к административной ответственности, разъясняется,
что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья Л.С. Истомина