ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-8823/20 от 11.08.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира,  д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

18 августа 2020 г.

                    Дело № А75-8823/2020

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2020 г.

Полный текст решения изготовлен 18 августа 2020 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Цанько Ю.Н.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А75-8823/2020 по исковому заявлению департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН <***> от 22.11.2002, ИНН <***>, место нахождения: 628007, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) к акционерному обществу «Россети Тюмень» (ОГРН <***> от 14.10.2002, ИНН <***>, адрес: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>)
о взыскании неустойки  в размере 2 100 000 рублей 00 копеек
,

при участии представителей сторон:

от истца -   не явились,

от ответчика – ФИО1, доверенность № 86 АА2808954 от 20.07.2020,

установил:

департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – истец,  Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к акционерному обществу «Россети Тюмень» (далее – ответчик, Общество) о взыскании неустойки 
за нарушение сроков разработки и представления проекта освоения лесов для проведения государственной и муниципальной экспертизы по договору аренды лесного участка
№ 0370/17-06-ДА от 29.12.2017 за период  с 01.07.2018 по 30.08.2019 (за 14 месяцев) в размере 2 100 000 рублей 00 копеек
.

Требование мотивировано нарушением Обществом установленных договором сроков представления на государственную экспертизу проекта освоения лесов.

В отзыве на заявление Общество просит в удовлетворении заявленных  требований отказать, ссылаясь на то, что срок заключения спорного договора  надлежит исчислять
с 13.08.2019 с даты государственной регистрации дополнительного соглашения 
от 06.05.2019 к договору № 0370/17-06-ДА и оснований для взыскания с него штрафа
за нарушение срока разработки и представления истцу проекта освоения лесов
для прохождения государственной экспертизы отсутствуют.

Департаментом представлены возражения на отзыв Общества, из которых следует, что истец исчисляет срок заключения договора  с даты, указанной в акте приема-передачи лесного участка, то есть с 27.12.2019.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей истца, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал относительно заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве. В обоснование возражений пояснил о длительном составлении проекта освоения лесов в связи с изменением нового лесохозяйственного регламента Нефтеюганского лесничества, что потребовало внесение изменений в договор аренды. Кроме того представитель ответчика сослался на несоразмерность неустойки, предъявленной к взысканию.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 0370/17-06-ДА от 29.12.2017, по условиям которого  арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок с кадастровым номером 86:08:0030301:418/86/04/006/2017- 10/00520, находящийся в государственной собственности, площадью 0,0508 га, под объект: «Реконструкция ПС 110/10 кВ КС-6 (реконструкция ОРУ-110, КРУН-10, ОПУ» местоположение: Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, Нефтеюганский район, Нефтеюганское лесничество, Салымское участковое лесничество. Категория земель - земли лесного фонда (л.д. 17-25).

Согласно пункту 23 договора срок действия договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка сроком на 49 лет.

Государственная регистрация права аренды произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 03.05.2018 (л.д. 25).

Подпунктом «г» пункта 12 договора предусмотрена обязанность  арендатора
в течение  6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.

Раздел 4 договора содержит положения об ответственности сторон за нарушение условий договора.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 договора за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы, предусмотренного подпунктом «г» пункта 12 договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов, арендатор несет ответственность в виде неустойки в размере 50 000 руб. (для физического лица или предпринимателя)  или 150 тыс. руб. (для юридического лица) за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.

Как следует из заявленного иска, ответчик представил проект освоения лесов в адрес истца  29.08.2019 (л.д. 71-72).

Полагая, что ответчик нарушил срок представления проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы на 14 месяцев, истец направил в адрес ответчика претензионное письмо от 08.04.2020 № 683 с требованием об оплате неустойки в размере 2 100 000 рублей за допущенную просрочку в предоставлении проекта освоения лесов в адрес арендодателя в течение 14 месяцев (л.д.26-27). По мнению арендодателя, договор заключен  29.12.2017.

Письмом от 30.04.2020 ответчик представил возражения,  указывая,  что срок действия договора исчисляется с даты государственной регистрации договора. Кроме того,  ответчик указывает,  что в связи с разработкой и утверждением новых лесохозяйственных регламентов лесничеств в 2018 году возникла необходимость
во внесении изменений в вышеуказанный договор аренды лесного участка. До заключения соответствующего дополнительного соглашения к указанному выше договору аренды лесного участка согласование и представление проекта освоения лесов
на государственную экспертизу в Департамент не представлялось возможным в связи
с значительным изменением материалов лесоустройства по сравнению с теми, что были отражены при подписании договора аренды. Более того, таксационные характеристики, а также схема расположения лесного участка, переданного в аренду по договору аренды, требовали актуализации, что было невозможно без оформления акта натурного-технического обследования лесного участка от 01.10.2018, который содержал исходные данные для последующего заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка. Исходя из этого, между АО «Тюменьонерго» (в настоящее время - АО «Россети Тюмень») и Департаментом к договору аренды заключено дополнительное соглашение № 1 от 06.05.2019 о внесении необходимых изменений в приложения к договору аренды лесного участка, в том числе и акт приема-передачи лесного участка. Дополнительное соглашение 13.08.2019 (л.д. 60-70).

Ответчик полагает, что, договор в существующей редакции заключен только  13.08.2019, а проект освоения лесов разработан и представлен арендодателю для проведения экспертизы 29.08.2018,  принят на экспертизу 30.09.2019, соответственно подпункт «б» пункта 14 договора им не нарушен, основания для уплаты неустойки отсутствуют (л.д. 28).

В связи с неисполнением Обществом требований об уплате неустойки
в добровольном порядке, Департамент обратился в суд с иском.

На основании частей 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителя ответчика в судебном заседании, суд приходит к выводу о недоказанности истцом оснований для взыскания с ответчика неустойки в соответствии с подпунктом «б» пункта 14 договора.

  В силу статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

  В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

  Согласно пункту 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

  Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 ГК РФ). На основании статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации.

Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (пункт 2 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации).

Из пункта 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование
или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ
от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются,
за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно подпункту «г» пункта 12 вышеупомянутого договора арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.

Учитывая дату государственной регистрации договора аренды  03.05.2018 шестимесячный срок предоставления  проекта освоения лесов на экспертизу истекал 03.11.2018.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае суд установил, что при заключении договора аренды лесного участка в декабре 2017 года были указаны одни количественные и качественные характеристики объекта аренды, а в дополнительном соглашении от 06.05.2019 –иные.

Письмом № 276 от 02.03.2018 Нефтеюганский территориальный отдел - лесничество проинформировало Общество о том, что в границах лесничества произойдут изменения в части лесоустройства в связи с тем, что 31 декабря 2018 года заканчивается срок действия лесохозяйственного регламента (JIP) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и необходимо провести анализ действующего договора аренды лесного участка на предмет внесения изменений в договор аренды в части адресности лесного участка путем оформления соответствующего соглашения, а также использования лесов с последующей разработкой нового проекта освоения лесов и направления на государственную экспертизу.

Новый лесохозяйственный регламент уствержден приказом Департамента № 36-нп 05.07.2018 (л.д. 52-59).

Акт натурного технического обследования лесного участка, закрепляющий существенные изменения в лесоустройстве арендуемого ответчиком участка, составлен по состоянию на 01.10.2018 и согласован отделом лесничества в ноябре 2018 года (л.д. 43-51).

Таким образом, ответчику было предложено привести договор аренды лесного участка в соответствие с материалами действующего лесоустройства.

В соответствии с пунктом 28 состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства
от 29.02.2012 № 69, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки  предоставлены в аренду в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

              Пунктами 3, 7.1, 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов 
и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 № 496, предусмотрено, что ц
елью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

  Экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов
и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

  Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите
и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

  Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание
на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации,
а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

  Из приведенных положений следует, что проект освоения лесов оформляется
на основании договора аренды лесного участка и в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

  В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в лесоустройство арендуемого лесного участка внесены следующие изменения: поменялся номер выдела участка (был ранее 9, стал 44) - приложение № 2 к дополнительному соглашению № 1 и к договору; адресность лесного участка (был ранее по договору «Реконструкция ПС 110/ЮкВ КС -6 (реконструкция ОРУ-ПО, КРУН -10, ОПУ, стал «Трасса коммуникаций» приложение № 2 к дополнительному соглашению № 1 и к договору (раздел 2 «Характеристики насаждений»); а также схема участка (приложение № 1 к дополнительному соглашению № 1 и к договору).

В связи с указанными обстяотельствами между сторонами договора аренды  на основании приказа от 05.07.2018 № 36-нп «Об утверждении лесохозяйственного регламента Нефтеюганского лесничества и признании утратившими силу некоторых приказов Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», а также акта натурного технического обследования лесного участка 01.10.2018 заключено дополнительное соглашение № 1 от 06.05.2019 к договору аренды (л.д. 43-69). Соглашение прошло государственную регистрацию 13.08.2019 (л.д. 69).

  Дополнительным соглашением № 1 от 06.05.2019 вынесены изменения
в характеристики лесного участка в соответствии с утвержденной новой редакцией лесохозяйственного регламента Нефтеюганского лесничества.

  Таким образом, в шестимесячный период со дня заключения договора от 29.12.2017, существенным образом изменился лесохозяйственный регламент, в результате чего у Общества возникла необходимость внести изменения в договор, поскольку несоответствие проекта освоения лесов договору аренды и (или) лесохозяйственному регламенту является основанием для отрицательного заключения экспертизы.

  Проект освоения лесов разработан и представлен на государственную экспертизу 29.08.2019, то есть в срок, не превышающий месяца после регистрации дополнительного соглашения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

  В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо,
не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 указанной статьи).

  Должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора (пункт 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации).

  Учитывая, что изменение лесохозяйственного регламента произошло
по обстоятельствам, не зависящим от воли ответчика, и принимая во внимание, что проект освоения лесов направлен на государственную экспертизу в течение 6 месяцев после заключения дополнительного соглашения к договору, до внесения изменений в договор аренды и подписания данного соглашения ответчик был лишен возможности представить проект освоения лесов, соответствующий действующему законодательству, суд приходит
к убеждению, что действия Общества в сложившихся обстоятельствах соответствовали
общим началам и смыслу гражданского законодательства, в связи с чем являлись добросовестными.

  При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для применения
к ответчику договорной ответственности и взыскания неустойки.

Поскольку истцом, освобожденным от уплаты государственной пошлины в силу
п.п. 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина в бюджет не уплачивалась, судебные расходы судом не распределяются.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 148, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении искового заявления  отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.  Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры.

В  соответствии  с  частью  5  статьи  15  Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации  настоящий  судебный  акт  выполнен  в  форме  электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный  суд  Ханты-Мансийского  автономного  округа - Югры  разъясняет,  что  в соответствии  со  статьей  177  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации  решение,  выполненное  в  форме  электронного  документа,  направляется лицам,  участвующим  в  деле,  посредством  его  размещения  на  официальном  сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  Е.А. Голубева