ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-9028/15 от 14.10.2015 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

21 октября 2015 г.

Дело № А75-9028/2015

Резолютивная часть решения оглашена 14 октября 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  в составе
судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания помощником судьи
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества
с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 15.07.2015 № 218-09-2015
,

при участии представителей сторон:

от заявителя – ФИО2, доверенность от 01.04.2015 № 336/15,

от административного органа – не явился,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 15.07.2015 № 218-09-2015.

Административный орган в отзыве ссылается на законность оспариваемого постановления.

Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежащим образом извещенного административного органа в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, с 01.06.2015 по 25.06.2015 на основании распоряжения Северо-Уральского управления Ростехнадзора от 25.05.2015 № 57/3257 административным органом проведена плановая проверка объекта капитального строительства: «Газопровод ДНС-4 (узел №1)-узел №24а», входящего в состав проекта «ДНС-5 с УПСВ Малобалыкского месторождения нефти» шифр 198610/0056Д, расположенного по адресу Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, Нефтеюганский район, Малобалыкское месторождение.

В ходе проверки выявлено, что строительство объекта осуществляется без разрешения на строительство.

По факту выявленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении от 07.07.2015 № 218-09-2015 (л.д. 13-16).

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом принято постановление от 15.07.2015
№ 218-09-2015 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 750 000 рублей (л.д. 17-20).

Заявитель, не согласившись с принятым постановлением, обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты, строительство которых не завершено, относятся к объектам капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

На основании части 3 и части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства может являться застройщик или заказчик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.

Частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.

Таким образом, правом на обращение в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство обладает застройщик.

Застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (пункт 16 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).

Объективная сторона правонарушения, установленного диспозицией части 1 статьи 9.5. КоАП РФ,. состоит в совершении действий по строительству объекта при отсутствии разрешения на строительство.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской  Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Согласно проектной документации сооружение «Газопровод ДНС-4 (узел №1)-узел №24а» входит в объект капитального строительства «ДНС-5 с УПСВ
Малобалыкского месторождения нефти» 1 пусковой комплекс – ДНС, линейная часть (л.д. 41-47).

Административный орган ссылается на производство Обществом строительных работ на  вышеуказанном сооружении (газопровод) в период с 10.07.2014 по 16.07.2014 без разрешения на строительство.

Однако  на момент производства работ по сооружению «Газопровод ДНС-4 (узел № 1)-узел № 24а, входящего в состав проекта шифр 1980610/0056Д «ДНС-5 с УПСВ Малобалыкского месторождения»,  у общества имелось разрешение на строительство  № ХМН-3010386-УВС/С от 26.03.2014 выданное Управлением по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре сроком действия до 31.12.2015 (л.д. 40).

Исходя из проектной документации и сведений, указанных в обоих разрешениях на строительство, строительство вышеуказанного газопровода является 1 этапом строительства. Разрешение на строительство выдано на весь объект «ДНС-5 с УПСВ Малобалыкского месторождения нефти», все этапы строительства указаны
в разрешении.

Исходя их этих обстоятельств, а также положений статьи 51  Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающих получение разрешения
на строительство объекта в целом, а не на этапы строительства объекта,
в рассматриваемом случае суд разрешение на строительство объекта капитального строительства имелось.

На основании Соглашения между Федеральным агентством по недропользованию и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о передаче Правительству округа  осуществления отдельных полномочий в сфере недропользования от 25.11.2014 Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры переданы:

- полномочия по выдаче, продлению срока действия, внесению изменений, прекращению действия, отказу в выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).

В соответствии с положением о Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденным Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, жилищной сфере в части обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, содействия развитию рынка недвижимости, в том числе развитию системы ипотечного кредитования.

Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи с исправленными техническими ошибками взамен разрешения № ХМН-3010386-УВС/С от 26.03.2014 выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства «ДНС-5 С УПСВ Мало-Балыкского месторождения нефти», шифр 1980610/0056Д, № ХМН-3010386-УВС/С от 08.07.2015 сроком действия до 31.12.2015. Исправление технической ошибки в разрешении на строительство отдельных этапов строительства № ХМН-3010386-УВС/С от 26.03.2014 заключалось в более полном указании в разрешении на строительство отдельных этапов строительства, в том числе сооружения «Газопровод ДНС-4 (узел № 1)-узел №24а» (л.д. 39).

 Ссылка административного органа на то, что на момент производства работ  объекта капитального строительства ««Газопровод ДНС-4 (узел № 1)-узел №24а» велось без полученного в установленном порядке разрешения  документально не подтверждена.

Судом установлено, что разрешение на строительство обществом получено и на момент проверки имелось.

В нарушение части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  административный орган не доказал наличие оснований для вынесения спорного постановления, что с учетом положений статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При указанных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявление общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
от 15.07.2015 № 218-09-2015.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                                  О.В. Зубакина