ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-9505/18 от 24.07.2018 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

31 июля 2018 г.

Дело № А75-9505/2018

Резолютивная часть решения оглашена 24 июля 2018 г.

Решение изготовлено в полном объеме 31 июля 2018 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания помощником судьи
Тляушевой Э.Ш., рассмотрев дело по заявлениюОбь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении открытого акционерного общества «Приобьтрубопроводстрой» (ОГРН 1028601581062, ИНН 8613000942, место нахождения: 628146, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Березовский район, пгт. Игрим,
ул. Энтузиастов, дом 14) к административной ответственности по части 15 статьи
19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
за невыполнение в установленный срок предписания от 28.07.2017 № 3000001,

без участия представителей,

установил:

Обь-Иртышское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, Управление Ространснадзора, административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Приобьтрубопроводстрой» (далее - общество,
ОАО «Приобьтрубопроводстрой»)
к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее - КоАП РФ)
.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, общество своего представителя для участия в судебном заседании не направило, отзыв на заявленные требования не представило.

Заявление мотивировано невыполнением Обществом в установленный срок предписания от 24.11.2017 № 3002002.

Представитель конкурсного управляющего направил в суд возражения относительно перехода в судебное заседание и рассмотрения дела по существу непосредственно после завершения подготовки дела к судебному разбирательству.

При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд обязан соблюдать установленные законом процессуальные сроки, в том числе установленный статьёй 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности.

Определение суда о принятии заявления к производству с указанием даты и времени предварительного и судебного заседания получено конкурсным управляющим 09.07.2018, обществом 20.07.2018 (л. д. 70, 71).

На назначение предварительного судебного заседания и судебного заседания указано в определении суда от 29.06.2018.

В ходатайстве, поданном 23.07.2018 в 23:10 МСК, зарегистрированном судом 24.07.2018, представитель конкурсного управляющего не сообщил о своём намерении представить доказательства и письменные объяснения относительно заявленных требований.

Поскольку мотивированного обоснования возражений против перехода в судебное заседание заявитель ходатайства не привел, суд с учетом положения части 2 статьи 9, статей 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным завершить подготовку дела к судебном у разбирательству и по окончании предварительного судебного заседания перейти в судебное заседание.

Право суда на переход в основное судебное заседание после предварительного
с учетом уведомления об этом сторон в определении о принятии заявления к производству, при отсутствии мотивированного возражения стороны,
также изложено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2018 по делу № А40-70923/2017.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В период с 03.07.2017 по 28.07.2017 на основании распоряжения от 26.06.2017 № 31 была проведена плановая, выездная проверка в отношении
ОАО «Приобьтрубопроводстрой». При проведении проверки было установлено, что общество, являясь эксплуатантом причалов, не выполняет требования законодательства Российской Федерации по безопасному содержанию, эксплуатации и декларированию портовых гидротехнических сооружений, а именно, требований Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623
(далее - Технический регламент, Постановление Правительства РФ № 623).

Так, проверкой выявлены нарушения:

1. На причалах, в нарушение требований п.п. 455, 518, 520 Технического регламента, отсутствуют декларация соответствия причалов требованиям Технического регламента;

2. В технических паспортах причалов, в нарушение требований п. 447 Технического регламента, отсутствуют сведения о нормах эксплуатационных нагрузок,
а так же отсутствуют схемы эксплуатационных нагрузок, указанные на плакатах
и установленные на видных местах в границах причалов;

3. ОАО «Приобьтрубопроводстрой», как организацией, эксплуатирующей причалы, в нарушение требований п. 451 Технического регламента не разработан справочник допускаемых нагрузок;

4. ОАО «Приобьтрубопроводстрой», как организацией, эксплуатирующей причалы, в нарушение требований п.п. 481, 482, 485 Технического регламента не проводит наблюдения за режимом эксплуатации и техническим состоянием причалов,
а так же не вносит результаты обследований в пополняемую часть паспортов причалов.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.07.2017 (л. д. 36-44).

Обществу Управлением Ространснадзора выдано обязательное для исполнения предписание от 28.07.2017 № 3000001 с требованием об устранении нарушений в срок до 28.10.2017 (л. д. 25-26), которое получено представителем по доверенности
Зверьковым А.Н.

В ходе проверки ОАО «Приобьтрубопроводстрой» предоставило письмо от 07.11.2017 № 13/1297, в котором сообщило о невыполнении предписания от 28.07.2017 № 3000001 в установленные сроки.

По итогам проверки составлен акт от 24.11.2017 № 3002002, протокол об административном правонарушении от 24.11.2017 № 36002019 и выдано предписание от 24.11.2017 № 3002002 со сроком исполнения до 01.02.2018. (л.д. 45-46).

На основании распоряжения от 31.05.2018 № 3 ВН в отношении общества 31.05.2018 проведена внеплановая, документарная проверка исполнения предписания от 24.11.2017.

В результате проверки установлено, что предписание от 24.11.2017 в установленный срок до 01.02.2018 не исполнено. Итоги проверки отражены в акте от 20.06.2018 № 3002001.

В связи с выявленным фактом неисполнения предписания от 24.11.2017 № 3002002 об устранении нарушений Технического регламента, административным органом в отношении общества составлен протокол от 20.06.2018 № 3002003 (л. д. 11-13) об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы проверки, протокол
и заявление о привлечении ОАО «Приобьтрубопроводстрой» к ответственности по
части 15 статьи 19.5 КоАП РФ направлены административным органом в арбитражный суд.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом,
в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена
ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения
и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица,
в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром)
в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, в виде административного штрафа для юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения заключается
в неисполнении им законного предписания органа Ространснадзора об устранении нарушений Технических регламентов в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений (причалов).

Общество 05.09.2012 уведомило Управление Ространснадзора о начале предпринимательской деятельности (перевозка грузов внутренним водным транспортом (за исключением опасных грузов).

У Общества имеются в собственности суда, предназначенные для перевозки, обслуживания пассажиров и судоходства по внутренним водным путям, что отражено в акте проверки. Для осуществления деятельности Общество использует два причала.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» (далее – Постановление № 623) к объектам регулирования утвержденного Технического регламента относятся (пункт 5):

а) объекты внутреннего водного транспорта, включающие: суда, подлежащие государственной регистрации, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов; паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях; материалы и изделия для судов;

б) процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта;

в) объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие: судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом; средства навигационного оборудования; перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные гидротехнические сооружения портов; причалы и портовые причальные сооружения;

г) процессы проектирования (включая изыскания), строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации и ликвидации, связанные с объектами инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

В соответствии с Техническим регламентом «эксплуатант» - юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов регулирования и несущее ответственность за выполнение обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с настоящим техническим регламентом

Факты эксплуатации Обществом причалов, расположенных по адресам: Тюменская область, Октябрьский район, пгт. Приобье, ул. Береговая, строение 16/16 и Тюменская область, Березовский район, п. Игрим, ул. Водников, 18, подтверждаются материалами проверки, в том числе актами от 28.07.2017, от 20.06.2018.

Общество, как эксплуатант гидротехнического сооружения, обязано соблюдать требования предъявляемые к этим объектам Техническими регламентами и является надлежащим субъектом ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.

Техническим регламентом, утвержденным Постановлением Правительства РФ
№ 623, к эксплуатанту и деятельности по эксплуатации причалов предъявляются следующие требования.

В соответствии с пунктом 446 Технического регламента причал или причальное сооружение должны иметь паспорт (технический паспорт) сооружения. Причал или причальное сооружение могут использоваться только по назначению, указанному в паспорте (техническом паспорте) сооружения.

Согласно пункту 447 Технического регламента объекты регулирования, указанные
в
пункте 446 настоящего технического регламента, должны эксплуатироваться при строгом соблюдении установленных для них норм эксплуатационных нагрузок, которые указываются в паспорте (техническом паспорте). Увеличение нагрузок на объект регулирования сверх установленных норм запрещается. Схемы эксплуатационных нагрузок должны быть указаны на плакате, установленном на видном месте объекта регулирования.

Исходя из пункта 518 Технического регламента объекты регулирования, указанные в абзаце пятом подпункта «в» пункта 5 настоящего технического регламента, подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

При этом заявителем является собственник или эксплуатант объекта.

Составлению декларации о соответствии указанных объектов регулирования требованиям настоящего технического регламента предшествует подготовка собственных доказательных материалов (технической документации, результатов собственных испытаний и измерений, других документов, служащих мотивированным основанием для подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента) и проведение обследования объекта регулирования аккредитованной испытательной лабораторией (центром).

По результатам обследования, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром), и на основе собственных доказательств соответствия заявитель составляет декларацию о соответствии причала или причального сооружения требованиям настоящего технического регламента (пункт 520 Технического регламента).

Согласно пункту 451 Технического регламента для обеспечения безопасной эксплуатации объекта регулирования эксплуатирующая организация разрабатывает справочник допускаемых нагрузок. В справочнике допускаемых нагрузок для фактически перегружаемой номенклатуры грузов приводятся схемы загрузки, таблицы с высотой складирования различных грузов. В справочнике допускаемых нагрузок должна быть отражена основная номенклатура грузов. При появлении дополнительной номенклатуры грузов, до корректировки справочника допускаемых нагрузок высота складирования грузов отражается в рабочих технологических документах. Эксплуатация объекта регулирования с превышением допускаемых нагрузок запрещается.

В соответствии с пунктом 455 Технического регламента очередное обследование объекта регулирования производится для выявления фактического технического состояния, выявления его дефектов, определения расчетного физического износа отдельных элементов и объекта регулирования в целом, установления режима эксплуатации и необходимости выполнения ремонтных работ. Очередное обследование производится перед составлением декларации соответствия. Результаты обследования являются доказательной базой декларации соответствия.

Исходя из положений пункта 481 Технического регламента наблюдения за режимом эксплуатации и внешними воздействиями на причальные сооружения должны включать: а) проверку соответствия фактических нагрузок и режима работы средств портовой механизации и транспорта паспортным данным; б) наблюдения за состоянием кранового основания, включающего подкрановые пути; в) наблюдения за уровнем грунтовых вод и агрессивностью окружающей и водогрунтовой среды; г) проверку наличия в прикордонной полосе блуждающих токов и токов утечки.

Наблюдения за техническим состоянием гидротехнических (пункт 482 Технического регламента) сооружений должны включать для причальных сооружений: визуальное обследование конструкций; промеры глубин в прикордонной полосе акваторий; наблюдения за смещениями сооружений в плане; наблюдения за высотными смещениями сооружений; наблюдения за креном сооружений; наблюдения за состоянием материалов элементов конструкций причальных сооружений; контроль изменения плотности грунта засыпки; контроль состояния подкрановых путей.

В соответствии с пунктом 485 Технического регламента все конечные результаты обследований, включая оценку запасов прочности, устойчивости и остаточного ресурса конструкции, должны быть внесены в пополняемую часть паспорта причала и причального сооружения.

Из содержания приведенных пунктов, нарушение которых Обществом отражено
в актах проверки и предписании от 24.11.2017, все эти требования направлены
на обеспечение безопасной эксплуатации причалов и портовых причальных сооружений, то есть не носят формального характера.

Факты нарушения подтверждены актами проверок, отражены в предписаниях и не опровергаются по существу.

Законность предписания, выданного 24.11.2017 Обществом не оспаривалась, доводов о неисполнимости и нереальности сроков для устранения правонарушения не заявлялись.

Полномочия должностных лиц Управления Ространснадзора по проведению проверки соблюдения Технических регламентов Обществом при эксплуатации причалов определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 № 1108 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений», а так же статьями 4, 4.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Таким образом, факт неисполнения в установленный срок Обществом законного предписания органа, осуществляющего государственный транспортный надзор, выданного в связи с нарушением эксплуатантом Технических регламентов, подтверждается материалами дела.

Указанное противоправное бездействие образует событие правонарушения, квалифицирующегося по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным
в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Общество не представило суду доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, а также отсутствия объективной возможности для их соблюдения.

В эксплуатации Общества причалы находятся длительное время (ввод в эксплуатацию причала в пгт. Приобье в 1975 году), однако общество не представило доказательств принятия необходимых мер по обеспечению безопасной эксплуатации объектов.

При таких обстоятельствах вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, судом установлена.

Материалами административного дела доказывается, что бездействие Общества образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.

Нарушений административным органом процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влияющих на полноту и объективность рассмотрения дела, судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности
(статья 4.5 КоАП Российская Федерация) составляет один год, к моменту рассмотрения дела судом не истек.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На основании части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание
за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с
КоАП РФ.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии, по настоящему делу, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения судом не установлены.

Положения статьи 4.1.1 КоАП РФ к нарушениям, ответственность за которые предусмотрена статьёй 19.5 КоАП РФ не применяются.

Согласно части 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ 3.2. при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания суд учитывает нахождение общества в процедуре банкротства конкурсное производство.

Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ срок.

При этом однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершение правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.01.2018 по делу № А75-20260/2017 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Решение вступило в законную силу 10.02.2018.

С даты вступления в силу решения о привлечении общества к административной ответственности до даты совершения повторного правонарушения не истек год.

То есть, Общество совершило аналогичное правонарушение повторно в течение одного календарного года.

Данное обстоятельство суд признаёт отягчающим в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ. Наличие отягчающего ответственность обстоятельства с учетом цели назначения наказания позволяет назначить административное наказание в виде штрафа в повышенном размере.

С учетом нахождения общества в стадии конкурсного производства, имущественного положения юридического лица, одновременно учитывая наличие отягчающего ответственность обстоятельство, суд полагает возможным в данном случае назначить обществу административный штраф в размере 200 000 руб.

В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственности госпошлиной пошлиной не оплачиваются.

Руководствуясь статьями 168-170, 180-181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры,

РЕШИЛ:

привлечь открытое акционерное общество «Приобьтрубопроводстрой»
(ОГРН 1028601581062, ИНН 8613000942, место нахождения: 628146, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, пгт. Игрим, ул. Энтузиастов, 14, зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 05.12.2002) к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам:
УФК по Омской области (Об-Иртышское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, л/сч. 04521809420), Банк получателя Отделение по Омской области Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, г. Омск, р/сч. 40101810900000010001, ИНН/КПП 5501084709/550401001; КБК 10611627000016000140, БИК: 045209001; ОКТМО: 52701000, назначение платежа – административный штраф.

Квитанция об уплате должна быть представлена в Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не позднее 60 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу. Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет привлечение к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья О.В. Зубакина