ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-9870/2021 от 31.08.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

7 сентября 2021 г.

Дело № А75-9870/2021

Резолютивная часть решения оглашена 31 августа 2021 г.

Решение изготовлено в полном объёме 7 сентября 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Цанько Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А75-9870/2021
по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югрык арбитражному управляющему ФИО1 о взыскании задолженности по требованию об уплате налога, пени и штрафа  от 01.10.2019 № 87327 в сумме 69 649 рублей 19 копеек,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО2., доверенность от 30.09.2020 (онлайн), ФИО3, доверенность от 12.01.2021 (онлайн),

от ответчика – не явились, извещены,

установил:

Судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направлено
по подведомственности в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры заявление инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры(далее – заявитель, Инспекция, налоговый орган) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик) о взыскании задолженности по требованию об уплате налога, пени и штрафа  от 01.10.2019 № 87327 в сумме 69 649 рублей 19 копеек.

Определением суда от 06.07.2021 предварительное судебное заседание назначено
на 31.08.2021 в 14 часов 00 минут, судебное заседание назначено на 31.08.2021 в 14 часов
05 минут.

Ответчик в отзыве на заявление просит в удовлетворении заявленных требований отказать,  ссылаясь на пропуск налоговым органом 6-ти месячного срока налоговым органом срока для обращения в суд,  а также ссылается на отсутствие доказательств направления налоговым органом требования от 01.10.2019 № 87327.

Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание).

На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 суд завершил предварительную подготовку по делу
и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.

Представители  налогового органа в судебном заседании поддержали  требования
в полном объеме, сославшись на то, что требование от 01.10.2019 № 87327 направлено в адрес ответчика и им получено через личный кабинет налогоплательщика.

Суд, заслушав представителей заявителя,  исследовав материалы дела, находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует  из материалов дела,в 2017 и 2018 годах ответчик являлся плательщиком страховых взносов как арбитражный управляющий.

За период с 01.01.2017 по 31.12.2017 сумма для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере составила 23 400 рублей, на обязательное медицинское страхование  - 4 590 рублей.

За период с 01.01.2018 по 31.12.2018 сумма для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере составила 26 545 рублей, на обязательное медицинское страхование - 5 840 рублей.

В соответствии с требованиями налогового законодательства уплата страховых взносов плательщиками осуществляется независимо от возраста, вида деятельности и факта получения от предпринимательской деятельности доходов в конкретном расчетном периоде. В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.  В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., уплата составляет
1 процент от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей
300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Как указывает заявитель, в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в связи с неисполнением обязанности в адрес ответчика направлялось требование об уплате налога, пени и штрафа от 01.10.2019 № 87327 путем выгрузки в «личный кабинет налогоплательщика», в котором предлагалось в установленный срок (до 19.11.2019) исполнить обязанность по уплате недоимки в общей сумме 79 410,69 руб. (т.1, л.д. 29-31).

Ответчиком произведена оплата частично: в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых
в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии,
за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2018 год по ставке 1 процент по налогу в размере 4 488,99 руб., по пени в размере 158,99 руб. в связи с предоставлением в Инспекцию уточненной налоговой декларации за 2018 год.

Инспекция пришла к выводу, что обязательства по уплате недоимки ответчиком
в полном объеме не исполнены, поскольку по состоянию на 12.05.2020 за ответчиком числится недоимка в размере 69 649,19 руб., в том числе, по требованию об уплате от 01.10.2019 № 87327:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2017 год в размере 23 400 руб.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января
2017 года) за 2018 год в размере 26 545 руб.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2018 год в размере 2 726,65 руб. (произведено уменьшение 25.11.2019 в сумме 4 488,99 руб. за 2018 год: 7 215,64 руб. - 4 488,99 руб. = 2 726,65 руб.);

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 2017 год в размере 4 590 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 2018 год в размере 5 840 руб.

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 5 438,56 руб., начисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса за период с 10.01.2018 по 30.09.2019;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 1 108,98 руб., начисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса за период с 10.01.2018 по 30.09.2019 года.

Неисполнение требования № 87327 в добровольном порядке послужило основанием для обращения налогового органа с заявлением о взыскании обязательных платежей в судебном порядке.

Порядок рассмотрения споров о взыскании обязательных платежей и санкций установлен главой 26 АПК РФ.

Частью 6 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 214 АПК РФ в заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке, что свидетельствует об обязательной досудебной процедуре урегулирования спора.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. По этой причине в обоснование заявления о взыскании страховых взносов налоговыми органами должны быть представлены в суд документы, подтверждающие основания возникновения обязательства у плательщика, наступление срока его исполнения, а также соблюдение процедуры его взыскания

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, адвокаты признаются плательщиками страховых взносов.

В соответствии со статьей 430 НК РФ индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, адвокаты уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Согласно части 1 статьи 432 ГК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее
31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45 НК РФ).

В соответствии с пунктами 1, 2, статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога (пени) признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Пунктом 4 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней.

Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

Таким образом, направление налоговым органом требования об уплате задолженности по налогам и сборам, является первым и обязательным этапом его принудительного взыскания.

Это также следует из положений пункта 1 статьи 48 НК РФ, предусматривающей право налогового органа обратиться в суд за принудительным взысканием налоговой задолженности лишь после направления требования и в пределах сумм, указанных в требовании

Указанная позиция также высказана Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 04.06.2009 № 1032-О-О, где отражено, что НК РФ предусматривает систему гарантий соблюдения прав налогоплательщиков при реализации установленной его статьей 47 процедуры принудительного исполнения налоговой обязанности. Так, данная процедура может применяться только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога (статья 69) с установлением в нем срока для добровольного погашения возникшей недоимки, при этом само выявление недоимки осуществляется в рамках строго регламентированных НК РФ процедур налогового контроля (статьи 88 и 89 НК РФ).

В качестве обоснования заявленных требований, Инспекция утверждает о направлении ответчику требования от 01.10.2019 № 87327 о необходимости уплаты недоимки по страховым взносам в срок до 19 ноября 2019 года. Как указывает заявитель, названное требование направлено ответчику посредством личного кабинета налогоплательщика, в подтверждение чего ссылается на скриншот интернет-страницы согласно которой требование с номером 87327 на сумму 74 297,17 руб. вручено ответчику 10.02.2020 (т.1, л.д.32).

Между тем ответчиком в материалы настоящего дела представлена хронологическая распечатка полученных и отправленных сообщений из личного кабинета налогоплательщика, в которой среди полученных сообщений от налогового органа за период с 2018 года по май 2020 года названное требование отсутствует (т.1, л.д. 49-69).

Следует учитывать, что в силу пункта 2 приказа Федеральной налоговой службы  России от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» формирование и ведение личного кабинета налогоплательщика, а также обеспечение доступа к нему осуществляется органами Федеральной налоговой службы  России. Налогоплательщик лишен возможности вносить какие-либо корректировки в личный кабинет.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами ответчика о торм, что в материалы настоящего дела не представлены надлежащие и безусловные доказательства того, что требование  № 87327 было подучено налогоплательщиком 10.02.2020.

Ссылки Инспекции на компьютерный сбой вышеуказанные выводы не опровергает, поскольку в силу пункта 4 приказа Федеральной налоговой службы  России от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика»бесперебойную работу личного кабинета налогоплательщика
с использованием программно-технических средств обеспечивает именно налоговая служба.

Кроме того,  по делу № А75-10106/2020  ФИО1 оспаривала № 87327 от 01.10.2019. Решением арбитражного суда от 28.01.2021 по указанному делу
в удовлетворении требований заявителя отказано со ссылкой на то, что недостоверность сведений, отраженных в требовании, а также  неправильное оформление самого требования судом не установлено.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 по делу № А75-10106/2020  решение арбитражного суда от 28.01.2021 оставлено без изменения. При этом в постановлении отражено, что налоговый орган не оспаривает ненаправление требования от 01.10.2019 № 87327 налогоплательщику, при этом отмечает, что согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 763-О-О в
соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют
право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в
том числе в письменной форме) о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
правах и обязанностях налогоплательщиков; налогоплательщик не лишен права при
неполучении документов о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов до даты
уплаты соответствующего платежа (налога, сбора, пени и штрафа) самостоятельно
обратиться в налоговый орган с просьбой (заявлением) о выдаче данного документа
непосредственно на руки.

Таким образом, поскольку Инспекция не представила достоверных и допустимых доказательств направления требования № 87327 от 01.10.2019 в адрес ответчика, суд соглашается с доводами ответчика о недоказанности заявителем соблюдения процедуры взыскания спорной задолженности, начало которой надлежит определять исходя из даты получения требования налогоплательщиком.

Поскольку заявителем по настоящему делу не доказано соблюдение установленной процедуры, предшествующей обращению в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам и сборам, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Инспекции.

 Ссылки заявителя на установленную законодательством обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислять и уплачивать налоги и сборы в рассматриваемом случае не означают, что при обращении в суд в порядке, установленном главой 26 АПК РФ, заявитель не должен с помощью относимых и допустимых доказательств подтвердить процедуру, предшествующую обращению в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам и сборам.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 148, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении искового заявленных требований   отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.  Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В  соответствии  с  частью  5  статьи  15  Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации  настоящий  судебный  акт  выполнен  в  форме  электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный  суд  Ханты-Мансийского  автономного  округа - Югры  разъясняет,  что  в соответствии  со  статьей  177  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации  решение,  выполненное  в  форме  электронного  документа,  направляется лицам,  участвующим  в  деле,  посредством  его  размещения  на  официальном  сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  Е.А. Голубева