ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-1005/15 от 25.05.2015 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск                                                                   Дело №А76-1005/2015

01 июня 2015 г.                                                           

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2015 г.

Полный текст решения изготовлен 01 июня 2015 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Е.А. Михайлова,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.А. Секлецовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Златоуст Челябинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, г.Челябинск

об отмене постановления

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности от 27.04.2015 №нк-76-01/1226-ДР, паспорт;

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1, г.Златоуст Челябинской области (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился  в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области (далее – Челябинскстат, ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.12.2014 о назначении административного наказания по делу №01-62/326-2014 за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 3 000 руб. (л.д. 3-5).

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен о времени и  месте судебного разбирательства с соблюдением требований ст.ст.121-123 АПК РФ (л.д. 136).

Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 24-29).

В определении арбитражного суда от 26.01.2015 содержатся указания о том, что  получить информацию о движении дела возможно на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет по веб-адресу: www.chelarbitr.ru (л.д. 1-2).

Неявка или уклонение стороны от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.

В силу статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Дело подлежит рассмотрению в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ИП ФИО1 на выборочной основе вошла в списки индивидуальных предпринимателей, обязанных предоставлять статистическую отчетность по форме федерального статистического наблюдения №1-ИП (торговля) «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле» и обязана была представить отчетность в срок до 17.10.2014 (л.д.76).

В связи с непредставлением в установленные сроки статистической отчетности формы №1-ИП (торговля), 10.12.2014 и.о.прокурора города Златоуста вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.19 КоАП РФ (л.д. 66-68).

15.12.2014 административным органом вынесено постановление №01-62/326-2014 о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 13.19 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 3000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав его нарушающим права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав доводы ответчика, исследовав материалы дела, и оценив, в порядке ст.71 АПК РФ в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя в силу следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 названной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 13.19 КоАП РФ, нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 руб. до 5000 руб.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении порядка представления информации, необходимой для проведения статистических наблюдений, либо в представлении недостоверной, т.е. искаженной статистической информации. При этом имеется в виду представление только той информации, которая предусмотрена законодательством.

Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.

Согласно оспариваемому постановлению ИП ФИО1 вменяется совершение правонарушения, выразившегося в непредставлении сведений о деятельности индивидуального предпринимателя по установленной формы №1-ИП.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 4 статьи 210 названного Кодекса по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Суд приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие в бездействии ИП ФИО1 состава вмененного правонарушения, поскольку надлежащих доказательств, подтверждающих факт совершения рассматриваемого правонарушения административным органом не представлено.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», респонденты - граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности и необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие коммерческую тайну.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Постановления №620, представление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением следующих условии: формирование субъектами официального статистического учета на основе первичных статистических данных и административных данных официальной статистической информации; наличие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных в установленном порядке, и указаний по их заполнению; доведение субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов; наличие письменного запроса субъекта официального статистического учета о предоставлении административных данных или соглашения об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные.

Пунктом 4 Постановления №620 установлено, что субъекты официального статистического учета размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на своих официальных сайтах в сети Интернет.

Субъекты официального статистического учета доводят до респондентов безвозмездно бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению.

Пунктом 14 Положения предусмотрено, что непредставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Приказом Росстата от 12.05.2010 №185 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей» утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле» №1-ИП и сроки её предоставления.

Приказом Росстата от 26.06.2013 №232 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий" утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя» №1-ИП

Из приложений №6 к Приказу следует, что указанная отчетность необходима для получения сводной статистической информации и заполняется индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию и получившим статус предпринимателя без образования юридического лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность; индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и ремонтом бытовых изделий и предметов личного пользования (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, их деталями и моторным топливом).

Указанным Приказом обязанность по представлению статистической отчетности по форме №1-ИП в территориальные органы государственной статистики отчетов возложена на предпринимателей на выборочной основе, которая формируется с помощью программных средств в автоматическом режиме.

При этом бланк формы статической отчетности №1-ИП с указаниями порядка его заполнения и даты представления должен быть направлен предпринимателю, попавшему в выборку респондентов.

Таким образом, суд пполагает, что предприниматель несет ответственность за непредставление или несвоевременное представление статистических данных по форме №1-ИП только в том случае, если бланки форм статистической отчетности с указаниями по его заполнению были доведены до него, как респондента, органами Росстата (пункт 8 статьи 8 Федерального закона №282-ФЗ и пунктов 2 и 4 Постановления №620).

Между тем, административный орган не представил суду надлежащих доказательств отправки и получения адресатом - ИП ФИО1 информационного письма с приложением бланка статистической отчетности и указанием обязанности представления отчетности по форме №1-ИП до 17.10.2014.

Представленное административным органом письмо от 19.08.2014 №ОЛ-76-03/3316-ДР (с приложением бланка отчетности), в котором указывалось, что ИП ФИО1 вошла в список обследуемых субъектов и обязана предоставить за сентябрь 2014 г. в срок до 17.10.2014 заполненную форму федерального статистического наблюдения №1-ИП (л.д. 76), судом в качестве доказательства извещения заявителя об обязанности представления отчетности не принимается, поскольку доказательства фактического направления и вручения данного письма предпринимателю отсутствуют, что не спаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

При этом телефонограмма не является достоверным доказательством его фактического получения ИП ФИО1 (л.д. 75) и оспаривается предпринимателем.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что предприниматель был извещен о необходимости представления отчетности в срок до 17.10.2014, в материалы дела не представлено.

Довод ответчика о том, что сроки представления бланков по форме №1-ИП и информация о предпринимателях, обязанных представлять данную отчетность, опубликована на официальном сайте Челябинскстата, в связи с чем предприниматель имел возможность с ней ознакомиться и представить отчетность в установленные сроки, судом во внимание не принимается, поскольку у предпринимателя отсутствует обязанность по осуществлению мониторинга информации, размещенной на сайте органов статистики.

При этом доводы об ознакомлении предпринимателя с указанной информацией носят предположительный характер и не могут достоверно подтверждать факт того, что предприниматель знал о необходимости представления отчетности по форме №1-ИП.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административный орган не доказал, что предприниматель знал о необходимости представления отчетности в органы статистики, однако в нарушение требований законодательства свою обязанность не исполнил.

Таким образом, учитывая, что с субъективной стороны административное правонарушение по статье 13.19 КоАП РФ характеризуется умышленной формой вины, соответственно, при отсутствии доказательств извещения предпринимателя о дате представления отчетности, у административного органа не было оснований для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоПА РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В силу изложенного, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления административного органа, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

 Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Златоуст Челябинской области,  удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановлениеот 15.12.2014 о назначении административного наказания по делу №01-62/326-2014, вынесенное в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный  апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                      Е.А. Михайлова

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.