АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
13 декабря 2021 года Дело № А76-10191/2021
Резолютивная часть решения принята 6 декабря 2021года
Решение в полном объеме изготовлено 13 декабря 2021года
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лушниковым Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «БТ Трейд», г. Бишкек (ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 20.02.2021, диплом от 28.05.2012, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Челябинской области) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «БТ Трейд» (далее – ОсОО «БТ Трейд») к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен с соблюдением требований статей 121-123, 253 АПК РФ.
При таких обстоятельствах на основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика.
Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление подлежащим отклонению по следующим мотивам.
В адрес Управления Роспотребнадзора по Челябинской области поступили материалы Челябинской таможни, согласно которым в период с 27.08.2020 по 29.08.2020 осуществлен таможенный досмотр транспортного 01KG657AG/01KG373PD (место досмотра: крытое «Логистик-Чел», <...>) наличиеобязательной маркировки товаров идентификационными знаками.
В результате проведения досмотровых операций установлено, что поставка обувной продукции осуществлялась на основании договора на оказание транспортно-экспедиционных услугу по перевозке грузов автотранспортом № 5497 от 20.07.2020, договора № 250420 от 25.04.2020 о поставке обувной продукции продавцом ОсОО «БТ Трейд».
При рассмотрении представленных таможенными органами документов, в том числе акта таможенного досмотра № 10504000/229/270820/А001932 установлено, что обувные товары с товарным знаком «Duole MODA», артикулы 92, 93, 159, 152, 151, 108, 101, 235, 302, 452, 667, 462, 458, 453, 301, 233, 97, 450, 420, 237, 236, 105), упакованные в общую транспортную упаковку, в индивидуальную упаковку, находились в обороте с нарушением обязательных требований технических регламентов к маркировке товаров и прохождения соответствия продукции обязательным требованиям.
Рассмотрев собранные при проверке материалы, начальник отдела защиты прав потребителей ФИО2, считая установленным в действиях ОсОО «БТ Трейд» факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, вынесен протокол от 16.02.2021 № 13/62 (л.д. 15-19).
Считая установленным наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, на основании статьи 23.1 КоАП РФ Управление Роспотребнадзора обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении ОсОО «БТ Трейд» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В соответствии с примечанием к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье 14.43 и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, не соответствующей таким требованиям.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции.
Субъектами правонарушения выступают, в том числе, индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве изготовителя, исполнителя, продавца продукции.
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ ), пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что им регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации,ратифицированным в порядке,установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (далее - ТР ТС 017/2011).
В соответствии со статьей 2 ТР ТС 017/2011 обращение продукции на рынке - движение продукции от изготовителя к пользователю (потребителю), охватывающее все процессы, которые проходит эта продукция после завершения ее производства.
В соответствии с ТР ТС 017/2011 товары, которые находятся в обращении на рынке должны быть промаркированы и подвергнуты процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия.
Техническим регламентом предусмотрены правила обращения продукции на рынке. Так, в соответствии со статьей 3 ТР ТС 017/2011 продукция легкой промышленности выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии ее соответствия настоящему Техническому регламенту, а также другим технически регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и при условии, что она прошла подтверждение соответствия согласно статье 11 настоящего Технического регламента, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Продукция легкой промышленности, соответствие которой требованиям настоящего Технического регламента не подтверждено, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке.
При размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности продукции.
Согласно части 3 статьи 9 ТР ТС 017/2011 маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 9 ТР ТС 017/2011 маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).
Для обуви маркировка должна содержать следующую дополнительную информацию: модель и (или) артикул изделия; вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви, инструкцию по уходу за обувью (при необходимости).
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
В нарушение пунктов 1, 2, 3 статьи 9 ТР ТС 017/2011 в обращении находилось обувь женская с Товарным знаком «Duole МОРА» в количестве 176 коробок в количестве 1056 пар, с нарушением обязательных требований к маркировке товара: на обуви отсутствует этикетка, прикрепляемая к изделию, или товарный ярлык, или листок-вкладыше к продукции со следующей информацией: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; состав сырья; дата изготовления; вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви. Указанная информация отсутствует на индивидуальной упаковке изделий и на упаковке группы изделий.
Пункт 1 статьи 10 ТР ТС 017/2011 определяет, что соответствие продукции легкой промышленности настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, либо выполнением требований стандартов, включенных в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Технического регламента. Выполнение на добровольной основе требований названных стандартов свидетельствует о презумпции соответствия требованиям безопасности настоящего Технического регламента.
Документом, подтверждающим ее безопасность, является декларация соответствия или сертификат (пункт 1 статьи 11 ТР ТС 017/2011).
В силу пункта 1 статьи 12 ТР ТС 017/2011 продукция легкой промышленности, соответствующая требованиям настоящего Технического регламента и прошедшая процедуру подтверждения соответствия должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон о техническом регулировании) установлено, что органы государственного контроля (надзора) вправе, в том числе, требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий либо регистрационный номер декларации о соответствии или сертификата соответствия, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом.
Согласно пункту 3.1 статьи 11 ТР ТС 017/2011 подтверждение соответствия обуви осуществляется в форме декларирования.
При этом в материалах таможенных органов имелась декларация о соответствии обуви женской с подошвой из пластмассы с верхом из искусственной кожи в ассортименте изготовитель КНР, дата регистрации 09.12.2019г.
Однако, сведения о данной декларации отсутствуют в едином реестре на сайте Росаккредитации, а также на ПОРТАЛЕ общих информационных ресурсов и открытых данных в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии ЕАЭ https://portal.eaeunion.org/sites/commonprocesses/ru ru/Pages/ConformityDocsRegistryDetails.aspx, что указывает на признаки угрозы причинения вреда здоровью последующих приобретателей обувной продукции.
Кроме этого идентифицировать находящуюся в обороте продукцию с указанной декларацией не представляется возможным так как на товаре отсутствует информация о наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридическом адресе изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; составе сырья; дате изготовления; виде материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви.
При рассмотрении материалов и фотоматериалов таможенных органов установлено, что на названной выше продукции (обувь женская) присутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (ЕАС), который подтверждает прохождение процедуры обязательного подтверждения соответствия требованиям Технического регламента.
На основании Решения Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 386 «О едином подходе к маркировке продукции» продукция, на которую выдан сертификат соответствия или оформлена декларация о соответствии по Единым формам, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 319 (далее - Единые формы), маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) государства - члена Таможенного союза, на территории которого выдан сертификат соответствия или зарегистрирована декларация о соответствии по Единым формам.
При этом в сопроводительных документах, подтверждающих приобретение (поступление) продукции, и (или) технических паспортах, и (или) инструкциях по эксплуатации, и (или) иной сопроводительной документации на партию продукции или прилагаемой к каждой единице по каждому наименованию продукции указывается регистрационный номер сертификата соответствия, срок его действия, наименование и адрес органа по сертификации, выдавшего сертификат или регистрационный номер декларации о соответствии, дата ее регистрации, наименование и адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя, принявшего декларацию о соответствии, если эти сведения не указаны на самой продукции или ее потребительской таре.
Вместе с тем, в нарушение Решения Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 386 «О едином подходе к маркировке продукции», продукция промаркирована знаком соответствия, при этом в сопроводительных документах, подтверждающих приобретение товара, в товарно-транспортной накладной № 5497 сведения о регистрационном номере декларации, отсутствуют.
ОсОО «БТ Трейд», являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником рынка и осуществляя реализацию товара к которой предъявляются требования технических регламентов, обязано обеспечить их выполнение.
Таким образом, поскольку идентифицировать продукцию по наименованию товара, по намениваю изготовителя и тождественности характеристик признакам продукции, указанным в представленных документах не представляется возможным, в связи с отсутствием полной и достоверной информации о товаре, его изготовителе, соответственно безопасность продукции не подтверждена в установленном законодательством порядке, в связи с чем реализация указанной выше продукции создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, что образует состав правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях (бездействии) ОсОО «БТ Трейд» имеются признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Однако, привлечение к административной ответственности не может состояться, так как заявителем пропущен срок для привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частью 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).
В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Датой совершения вменяемого ОсОО «БТ Трейд» административного правонарушения является 27.08.2020.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности истёк 26.08.2021.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ установленного статьёй 4.5 КоАП РФ является основанием для отказа в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности.
Проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, каждое в отдельности, а также в их совокупности, арбитражный суд считает, что требование Управления Роспотребнадзора по Челябинской области подлежит отклонению.
Санкция части 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает в качестве обязательного дополнительного наказания конфискацию предметов, административного правонарушения. Требование об обязательном применении конфискации предмета правонарушения обусловлено необходимостью изъятия его из оборота, в связи с чем изъятый в ходе проведенной проверки товар подлежит конфискации на основании абзаца 2 части 2 статьи 14.43 КоАП РФ и статьи 3.7 КоАП РФ.
Пунктом 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.
Одновременно с этим на основании пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Таким образом, изъятый у ОсОО «БТ Трейд», согласно протоколу от 31.08.2020, не подлежит возврату и должен быть уничтожен (л.д. 67-70).
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Предметы совершения правонарушения (согласно протоколу от 31.08.2021 №12) подлежат изъятию и уничтожению.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья О.Г. Наконечная