Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
«07» сентября 2009 года Дело № А76-10207/2009-51-172
Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2009 года
Решение в полном объеме изготовлено 07 сентября 2009 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Богатыревой С.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества «Зевс», г. Челябинск
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области;
о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 74:19:04 02 001:0014 площадью 880000 кв.м, расположенного по адресу: Челябинская область, ФИО8 район, 910 м по направлению на восток от ориентира п. Нагорный и утверждению кадастрового паспорта на данный объект, возложении обязанности аннулировать в Едином государственном реестре земель запись о земельном участке 0014 из земель сельскохозяйственного назначения
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора:
Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области
ФИО1, г. Москва
Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области
Общество с ограниченной ответственностью «Центр Гео-Технология», г. Челябинск
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 – представителя по доверенности от 25.06.09 (паспорт); ФИО3 – паспорт;Гусевой Н.С. – представителя по доверенности от 25.06.2009 (паспорт);
от ответчика: не явился, извещен (л.д. 142 т.2);
от третьих лиц:
Министерство промышленности по Челябинской области – ФИО4 – представителя по доверенности № 1/8 от 12.01.09 (удостоверение); ФИО5 – представителя по доверенности № 1/7 от 12.01.09 (удостоверение);
ФГУ ЗКП – ФИО6 – представителя по доверенности № 61 от 01.12.08 (паспорт);
ООО «Центр Гео-Технология» - не явился, извещен (л.д. 145 т.2);
ФИО1 – ФИО7 – представителя по доверенности от 13.02.09 (удостоверение);
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Зевс», г. Челябинск (далее – заявитель, ЗАО «Зевс») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнения) к Управлению федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее – УФАКОН), с требованиями о признании незаконными действий УФАКОН по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 74:19:04 02 001:0014 площадью 880000 кв.м, расположенного по адресу: Челябинская область, ФИО8 район, 910 м по направлению на восток от ориентира п. Нагорный (далее – участок 0014) и утверждению кадастрового паспорта на данный объект, возложении обязанности аннулировать в Едином государственном реестре земель запись о земельном участке 0014 из земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 3-4 т.1, 2-3 т.2).
В ходе судебного разбирательства представителем общества заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока (л.д.93 т.2).
Определением суда от 22.06.2009 (л.д. 16-19 т.1) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области (далее – ФГУ «ЗКП»), ФИО1, г. Москва (далее – ФИО1), Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее – Минпром), Общество с ограниченной ответственностью «Центр Гео-Технология», г. Челябинск (далее – ООО «Центр Гео-Технология»).
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, уточнениях к заявлению, дополнениях к заявлению (л.д. 3-4 т.1, 2-3 т.2. 129, 130 т.3). Пояснил, со ссылкой на ст. 7, 22 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», что ЗАО «Зевс» владеет земельным участком на основании договора аренды с 1995 года и ведет разработку месторождения песков. Проектом на разработку карьера предусмотрено улучшение существовавшей ранее дороги для проезда к месторождению Нагорное, иной дороги для проезда к участку ЗАО «Зевс» не предусмотрено. ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:19:04 02 001:0014 площадью 880000 кв.м. Указанный участок был поставлен на кадастровый учет. Определение границ объекта землеустройства не местности и их согласование проводится в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания. Уведомление о согласовании в адрес заявителя не поступало, в настоящее время собственник земельного участка по которому проходит дорога принимает решение о сносе дороги. Органами кадастровой службы при проведении действий по постановке на кадастровый учет объекта недвижимости не учли права владельцев и пользователей внутрихозяйственной дороги.
Представитель УФАКОН в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного заседания (л.д. 142 т.2), представил письменный отзыв, в котором требования не признал (л.д. 139-140 т.2). Пояснил, со ссылкой на п.2 ст.13 ФЗ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 17 ФЗ от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», Положение о проведении территориального землеустройства (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 №396), Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003), что землеустроительное дело на спорный земельный участок было утверждено 20.02.2008. ЗАО «Зевс» не является смежным землепользователем по отношению к спорному земельному участку.
Представитель ФГУ ЗКП в судебном заседании пояснил, что требования заявителя незаконны, не обоснованны, не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве ответчиком.
Представитель ФИО1 в судебном заседании пояснил, что требования заявителя считает не обоснованными, не подлежащими удовлетворению в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном мнении и дополнениях к нему (л.д. 56-58 т.1). Пояснил, что граница земельного участка, принадлежащего ФИО1 не являлась предметом согласования с ЗАО «Зевс», а ЗАО «Зевс» не является заинтересованным лицом. Кроме того, заявителем пропущен срок для обращения с заявлением в суд, поскольку ЗАО «Зевс» стало известно о том, что земельный участок поставлен на кадастровый учет и принадлежит третьему лицу на праве собственности не позднее 15.12.2008, уважительны причины пропуска срока отсутствуют. Права и законные интересы заявителя не нарушены.
Представитель Минпрома письменного мнения относительно существа заявленного требования не представил.
Представитель ООО «Центр Гео-Технология» в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного заседания (л.д. 145 т.2), представил письменное мнение, в котором пояснил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению (л.д. 127-128 т.3). Проход и проезд к земельному участку имеется, согласование границ земельного участка производится только со смежными землепользователями, которым ЗАО «Зевс» не является, права указанного лица не нарушены.
В судебных заседаниях 06.08.2009, 13.08.2009, 20.08.2009, 27.08.2009, 28.08.2009 объявлялись перерывы.
Информация об объявлении перерывов была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет (л.д. 96-101 т.4).
После окончания перерыва представители ответчика, третьеих лиц – ФГУ «ЗКП», ООО Центр Гео-Технология» в судебное заседание не явились.
Дело рассматривается в порядке ст. ст. 156, 163, 200 АПК РФ с учетом положений Информационного письма Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 113 «О применении ст. 163 АПК РФ».
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
Закрытое акционерное общество «Зевс» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Сосновского района 06.08.1997, Инспекцией МНС России по Сосновскому району г. Челябинска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за основным государственным регистрационным номером 1027401864830, что подтверждается свидетельством серии 74 № 002775113 (л.д. 5 т.1).
31.01.2006 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 736000 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира х-во Солнечный, расположенного в границах участка, адресу ориентира: Челябинская область, р-н ФИО8, кадастровый номер 74:19:04 02 001:3 (равнозначен кадастровому номеру 74:19:04 02 001:0003) с отражением информации: категория земель – земли промышленности, разрешенное использование – месторождение песков «Нагорное», граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, аренду в пользу АОЗТ «Зевс» (л.д. 60-61 т.1).
20.03.1995 между Солнечной сельской администрацией (арендодателем) и АОЗТ «Зевс» (арендатором) заключен договор аренды земельного участка без права выкупа общей площадью 73,6 га согласно прилагаемой экспликации земель для разработки месторождения строительных песков сроком на 20 лет. Договор зарегистрирован в администрации Сосновского района (л.д.85-92 т.2).
ОАО «ЮУГРК» разработан проект разработки строительных песков месторождения «Нагорное», который согласован Управлением Челябинского округа Госгортехнадзора (л.д.15-75 т.2).
ЗАО «Зевс» выдана лицензия ЧЕЛ 00665 ТЭ на добычу песчано-гравийных смесей на нагорном месторождении на участке, расположенном в 2 км восток-северо-восточнее п. Нагорный в Сосновском районе сроком действия до 30.11.2015, зарегистрирована в Комитете природных ресурсов по Челябинской области Челябинский ТГФ (л.д.79-80 т.1).
Между Администрацией Челябинской области и ЗАО «Зевс» заключено лицензионное соглашение об условиях пользования недрами при добыче гравийно-песчаных смесей на Нагорном месторождении (л.д.80-84 т.2).
15.06.2007 состоялось общее собрание участников долевой собственности. В повестку собрания входило определение на местности местоположения части, находящегося в общей долевой собственности земельного участка, в границах которых в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей, определение на местности местоположения части, находящегося в общей долевой собственности земельного участка, в границах которого выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких участков в аренду. Вопрос рассматривался, в т.ч. в отношении участка 17, расположенного в 910 м на восток от п. Нагорный, определено местоположение, список собственников долей, выделяющих доли в пределах участка 17 (л.д. 17-37 т.4).
Обществом «Центр ГЕО-Технологии» подготовлено землеустроительное дело № 141/07 по установлению границ земельного участка, местоположение: Челябинская область, ФИО8 район, 910 м на восток от п. Нагорный, землепользователи: физические лица, которое утверждено 20.02.2008 Начальником терротдела № 3 УФАКОН (л.д.73-161 т.1).
27.02.2008 ФИО1, действующий на основании доверенностей, обратился в терротдел № 3 с заявкой о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка (л.д. 15 т.4).
Сведения о земельном участке площадью 880000±300 кв.м, расположенном примерно в 910 м по направлению на восток от ориентира п. Нагорный, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, р-н ФИО8, внесены в государственный кадастр недвижимости за кадастровым номером 74:19:04 02 001:0014 с отражением информации о предыдущем номере 74:19:00 00 000:0119, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования – для ведения сельского хозяйства, а также о том, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания (л.д. 9, 9а т.1).
09.07.2008 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании договора купли-продажи земельного участка от 15.05.2008 сделана запись о регистрации № 74-74-19/044/2008-462 права собственности ФИО1 на земельный участок площадью 880000 кв.м с кадастровым номером 74:19:0402 001:0014, что подтверждается свидетельством 74 АА 673926 (л.д. 10 т.1).
14.10.2008 Минпром издал распоряжение № 1537-р о переводе земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, в т.ч. земельный участок площадью 880000 кв.м (л.д. 62 т.4).
Указанное распоряжение, а также постановление Главы Сосновского муниципального района от 13.04.2009 № 2700 (л.д. 61 т.4) об изменении вида разрешенного использования земельного участка (с «для сельскохозяйственного использования» на «для размещения промышленных объектов») послужило основанием для обращения ФИО1 с заявлением об учете изменений объекта недвижимости (л.д. 38-39 т.4).
18.05.2009 УФАКОН принято решение об учете изменений объекта недвижимости (л.д. 63 т.4).
ФИО1 обратился в ФИО8 районный суд с иском к ЗАО «Зевс» об устранении нарушения права собственности и рекультивации части земельного участка 74:19:04 02 001:0014. Решением суда от 19.06.2009 по делу № 2-560/2009 иск ФИО1 был удовлетворен частично, на ЗАО «Зевс» возложена обязанность произвести рекультивацию части участка (л.д.46-48 т.1). Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 27.07.2009 решение Сосновского районного суда от 19.06.2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение (л.д. 132-140 т.3). Судебный акт по результатам нового рассмотрения не принят.
ЗАО «Зевс» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с требованием к УФАКОН об оспаривании постановления от 22.12.2008 № 41-08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ. Решением суда от 08.04.2009 по делу № А76-358/2009-62-97 в удовлетворении требований отказано (л.д.62-67 т.1). Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 решение суда оставлено без изменения (л.д.69-72 т.1).
В соответствии с заключением Некоммерческого партнерства ОНПКТИО Челябинской области «Стройпроект» из картографического и геодезического материала следует, что подъезд к месторождению «Нагорное», заданной протяженностью и иными характеристиками, утвержденными проектом Разработка строительных песков месторождения «Нагорное» возможен лишь от асфальтированного шоссе «Долгодеревенское-Вахрушево», иных дорог, отвечающих требованиям вышеуказанного проекта и заданной им протяженностью не имеется (л.д. 2 т.4).
Из письма Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинского области от 24.08.2009 исх. № 9817, предоставленного в ответ на судебный запрос следует, что автомобильная дорога, от перекрестка поворот на Сагаусты на автомобильной дороге Вахрушево-Долгодеревенское (полоса отвода принимается добавлением 3 м. к низу откоса с обеих сторон автомобильной дороги, придорожная полоса 75 м от полосы отвода) и далее на север до разветвления на п. Чистый и п. Лазурный не состоит на балансе Министерства строительства области и не входит в перечень областных автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющихся собственностью Челябинской области по состоянию на 01.01.2009, в соответствии с Постановлением № 18-П от 12.02.2009 (л.д. 9 т.4).
Из справки ЗАО «Солнечный» следует, что на балансе совхоза «Солнечный» никогда не числилась полевая дорога, идущая от автодороги Долгодеревенское-Вахрушево на север от поворота на п. Сагаусты, данная дорога не ведет к поселкам Чистый и Лазурный, т.к. доходит только до карьера по разработке песка ЗАО «Зевс» (л.д. 146 т.3).
Из справки Администрации Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района следует, что грунтовая полевая дорога, показанная на картах на территории Солнечного сельского поселения от перекрестка поворот на Сагаусты на автодороге Долгодеревенское-Вахрушево и далее на север до разветвления на п. Чистый и п. Лазурный функционально использовалась до 1970 годов, пока не была введена в эксплуатацию автодорога с усовершенствованным покрытием, расположенным восточнее на территории Красноармейского района, которая и ведет в п. Лазурный и далее в п. Чистый. Окончательно вышеуказанная полевая дорога прекратила свое существование в 1995 году, когда началась разработка месторождения строительных песков «Нагорное» ЗАО «Зевс» на месте этой дороги; на картах полевая дорога показана, т.к. используется растровая основа материалов геосъемки, выполненная до 1990 года; участок, существовавшей ранее полевой дороги, от поворота на п. Сагаусты до карьера, арендуемого ЗАО «Зевс», самовольно сформирован ЗАО «Зевс» путем грейдерирования и отсыпки гравийными отхода со своего карьера; данный участок не является дорогой общего пользования, т.к. используется исключительно в хозяйственной деятельности ЗАО «Зевс» (л.д. 147 т.3).
Из справки Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района следует, что в реестре муниципальной собственности Сосновского муниципального района грунтовая дорога, расположенная на территории земельного участка, общей площадью 880000 кв.м, находящаяся по адресу: Челябинская область, ФИО8 район, 910 м на восток от ориентира п. Нагорный, не значится (л.д. 151 т.3).
Из справки Администрации Красноармейского муниципального района, предоставленной в ответ на судебный запрос, следует, что по информации Лазурненского сельского поселения грунтовая полевая дорога, показанная на картах на территории Солнечного сельского поселения Сосновского района, от перекрестка поворот на Сагаусты на автодороге Долгодеревенское-Вахрушево и далее на север до разветвления на п. Чистый и п. Лазурный администрации Лазурненского сельского поселения на каком-либо праве не принадлежит, в реестре муниципального имущества Красноармейского муниципального района не значится (л.д. 141 т.3).
Полагая, что действия по постановке на кадастровый учет участка 0014 совершены с нарушением действующего законодательства, и нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
В соответствии с ч.1. ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются, в т.ч. земельные участки; части земельных участков.
Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой, описаны и удостоверены в установленном порядке (ч.2 ст. 6 ЗК РФ).
В соответствии с ч.9. ст. 3 Федерального закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как усматривается из материалов дела, общество владеет на праве аренды земельным участком, документы, удостоверяющие права общества в отношении участка являются юридически действительными, поскольку предоставление участка производилось до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а границы земельного участка, принадлежащего обществу на праве аренды, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Статья 12 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон 101-ФЗ) устанавливает
особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, статья 13. указанного закона особенности выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Так, в силу ч.1. ст. 13 Закона 101-ФЗ участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2. ст. 13 Закона 101-ФЗ местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.
Как усматривается из материалов дела, местоположение спорного участка было определено в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности (л.д. 17-37 т.4).
Доказательств того, что, указанное собрание было неправомочно на принятие указанного решения, а результаты признаны недействительными, материалы дела не содержат.
В соответствии с ч.1. ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
При этом в силу ч.2. ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Как усматривается из материалов дела, спорный участок на момент совершения оспариваемых действий относился к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В обоснование своих требований заявитель ссылается, в том числе на то, что через участок ФИО1 проходит дорога общего пользования, что противоречит указанным нормам ЗК РФ.
Указанный довод отклоняется судом как противоречащий фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела не следует, что дорога, проходящая через земельный участок ФИО1, относится к дорогам общего пользования. Напротив, представленные в материалы дела справки (л.д. 141, 146, 147, 151 т.3, 9 т.4)свидетельствуют об обратном: полевая дорога перестала существовать, а участок указанной дороги до земельного участка ЗАО «Зевс» фактически был восстановлен последним, что явилось, в т.ч. основанием для привлечения общества к административной ответственности (л.д. 94-112 т.2).
Включение в земельный участок сельскохозяйственного назначения полевой дороги не противоречит ст. 77 ЗК РФ.
В соответствии с ч.1. ст. 68 ЗК РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель (ч.2 ст. 68 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО «Центр ГЕО-Технологии» проведены работы по межеванию, подготовлено землеустроительное дело (л.д. 73-161 т.1).
В соответствии с ч.4. ст. 69 ЗК РФ при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
Из материалов дела не следует, что земельный участок, принадлежащий ЗАО «Зевс» является смежным по отношению к земельному участку, принадлежащему ФИО1 на праве собственности.
В соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее – Закон о земельном кадастре, действующим в момент совершения оспариваемых действий)
государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера (ст. 1).
Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами (ст. 1).
В силу ч.1 ст. 7 Закона о земельном кадастре государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным 9ч.2 ст. 7 Закона о земельном кадастре).
В соответствии с ч.1. ст. 8 Закона о земельном кадастре сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Исходя из ч.1. ст. 17 Закона о земельном кадастре на всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий (ч.2 ст. 17 Закона о земельном кадастре).
Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр (ч.3 ст. 17 Закона о земельном кадастре).
В силу ч.2. ст. 19 Закона о земельном кадастре для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Как усматривается из материалов дела, с заявкой о проведении государственного кадастрового учета обратилось уполномоченное лицо (л.д. 15 т.4).
В соответствии с ч.6. ст. 19 Закона о земельном кадастре проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Нарушений органами государственного кадастрового учета установлено не было.
Оценив представленные в материалы документы, послужившие основанием для совершения оспариваемых действий, суд приходит к выводу о том, что были представлены все необходимые в соответствии с законом документы.
В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается (ч.8 ст. 19 Закона о земельном кадастре).
Статья 20 Закона о земельном кадастре устанавливает основания приостановления проведения государственного кадастрового учета земельных участков или отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков
Так, в ч.1 указанной статьи установлено, что в случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений, за исключением указанного в пункте 6.1 статьи 19 настоящего Федерального закона случая.
Часть 3 указанной статьи Закона предусматривает, что в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если:
с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей;
площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования;
содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Оснований для приостановления, либо отказа в проведении государственного кадастрового учета, органы кадастрового учета не установили.
Суд также не усматривает, что у органа кадастрового учета имелись основания для приостановления либо отказа в проведении государственного кадастрового учета.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает нарушений действующего законодательства при совершении оспариваемых действий.
Доводы заявителя судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
По мнению суда, заявитель в нарушение ст. 65 АПК РФ не представил доказательств нарушения своих прав оспариваемыми действиями, а материалы дела таких доказательств не содержат.
Более того, суд считает необходимым отметить следующее.
Статья 23 Земельного кодекса РФ предусматривает, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Публичные сервитуты могут устанавливаться, в т.ч. для прохода или проезда через земельный участок.
Совершение оспариваемых действий, постановка на государственный кадастровый учет спорного земельного участка не препятствует заявителю обратиться за установлением сервитута в установленном действующим законодательством порядке
Указанное свидетельствует о том, что заявителем избран неверный способ защиты.
Учитывая изложенное, поскольку совокупность условий, при наличии которых оспариваемые действия могут быть признаны незаконными, отсутствует, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению. При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют и основания для удовлетворения требований, заявленных в рамках восстановления нарушенного права.
Расходы по уплате госпошлины, уплаченной заявителем по квитанции от 05.05.2009 в размере 2000 руб. (л.д. 2 т.1) в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 197, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Зевс», г. Челябинск опризнании незаконными действий УФАКОН по Челябинской области по постановке на государственный кадастровый учет зем. участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № 74:19:0402001:14 площадью 880000 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская обл., ФИО8 р-он, 910 метров по направлению на восток от ориентира п. Нагорный и утверждению кадастрового паспорта на данный объект недвижимости, возложении обязанности на УФАКОН аннулировать в ЕГРЗ запись об указанном земельном участке отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18.aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Л.В. Забутырина