ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-10473/14 от 03.09.2014 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

10 сентября 2014г.                                                  Дело № А76-10473/2014

Резолютивная часть решения объявлена 3 сентября2014г.

Решение в полном объеме изготовлено 10 сентября 2014г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Катульская И.К.,

при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исаевой Л.И., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, ОГРН 1027402931500,

к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, ОГРН 1107453003580,

Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, г. Челябинск, ОГРН 1027402931500, к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, ОГРН 1107453003580,

при участии третьих лиц:

- Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области (454091, г. Челябинск, пр. Ленина, 57);

- муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 4 по спортивной гимнастике» г.Челябинска

о признании права собственности на нежилое здание

при участии в судебном заседании:

от истца:  Смирнова В.Н. -представитель по доверенности от 19.08.2014 паспорт,

УСТАНОВИЛ:

         Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее – истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области о признании права собственности муниципального образования «город Челябинск» на нежилое здание, общей площадью 2108,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Челябинск, пр. Свердловский, д.84-а.

       В обоснование заявленных требований истец указал, что данное здание занимает муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 4 по спортивной гимнастике» (далее – спортивная школа №4), является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона как объект спорта (согласно п. 2 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, пп. 7 п.1 ст.2 Федерального закона «О физической культуре и спорте» от 04.12.2007 №329-ФЗ).

В качестве правового основания иска указывает ст.ст. 8, 12, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – постановление №3020-1).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области; спортивная школа №4 ( л.д. 1-5).

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.

Ответчик и третьи лица, в судебное заседание не явились, об арбитражном процессе по делу, а также о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) (л.д. 109-111). Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ч.ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ.

Ответчик представил в материалы дела письменный отзыв, в котором указал, что в реестре федерального имущества сведения о нежилом здании площадью 2108,2 кв.м, расположенном по адресу: г. Челябинск, Свердловский пр., д.84а, отсутствуют, просил принять решение по имеющимся в деле материалам (л.д. 105-106).

Третье лицо – спортивная школа № 4 – в судебном заседании 22.07.2014 требования истца поддержало, представило письменное мнение, в котором указало, что школа была основана в 1958г., здание школы построено в 1972г., реконструировано в 1981г. и на протяжении всего времени использовалось только для занятий по гимнастике (л.д.120).

 Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области письменное мнение по заявленным требованиям не  представило,

Исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме в силу следующего.

Как следует из материалов дела, здание по адресу: г. Челябинск, Свердловский пр., 84а введено в эксплуатацию на основании акта №112 государственной комиссии по приемке здания в эксплуатацию пристроя спортивного зала к школе, утвержденного решением исполкома Челябинского горсовета от 31.12.1971 №382 (л.д.127-129), разрешения исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся №112 от 24.12.1971 на право вселения и эксплуатации двухэтажного каменного здания пристроя спорткорпуса к школе (л.д. 130).

На основании договора о закреплении имущества на праве оперативного управления № УНО-83/101-143 от 25.08.1998 имущество в здании по адресу: г. Челябинск, Свердловский пр., 84-а передано спортивной школе №4 (л.д. 13-19).

Из представленной в материалы дела выписки из Реестра муниципальной собственности города Челябинска по состоянию на 14.01.2013 следует, что спорное имущество включено в Реестр муниципальной собственности 23.01.1992 за реестровым номером 36.00.П.000.000. (л.д. 24).

Согласно кадастровому паспорту здания по состоянию на 01.12.2012 спорное имущество представляет собой нежилое трехэтажное здание детско-юношеской спортивной школы №4 общей площадью 2108,2 кв.м, имеющее в том числе один подземный этаж, инвентарный номер 21889, кадастровый номер 74:36:0512004:305,  Литера А, расположенное по адресу: г.Челябинск, Свердловский пр., д. 84А (л.д. 20-23).

В материалы дела представлена справка ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области, в соответствии с которой, нежилое здание по адресу: г. Челябинск, Свердловский пр., д. 84А, поставлено на учет при проведении первичной технической инвентаризации 25.05.1981 и использовалось как детско-юношеская спортивна школа №4 (л.д.27).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о зарегистрированных права на спорный объект недвижимого имущества отсутствует, что подтверждается уведомлением Росреестра от 22.07.2014 (л.д. 117).

Из письма Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 04.06.2014 № 7/9051 следует, что в реестре имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, спорное здание не числится (л.д.118).

Истец полагает, что поскольку спорное имущество подпадает под действие п. 2 Приложения № 3 к постановлению №3020-1, то право муниципальной собственности на него возникло в силу прямого указания закона с момента вступления указанного постановления в законную силу, до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации).

Субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном постановлением Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик  в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – постановление №3020-1).

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестры или перечень, при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности необходимо руководствоваться приложениями №№ 1, 2, 3 к постановлению № 3020-1.

В силу п. 2 постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно п. 2 приложения № 3 к постановлению № 3020-1 учреждения и объекты спорта относятся к муниципальной собственности.

В соответствии с пп.7 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ  к объектам спорта отнесены объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.

Поскольку спорное имущество по своему назначению, на момент разграничения государственной собственности являлось учреждением и объектом спорта, то оно является муниципальной собственностью.

Кроме того, здание спортивной школы №4 включено в реестр муниципальной собственности города Челябинска с 23.01.1992, что подтверждено выпиской из реестра муниципальной собственности по состоянию на 14.01.2013 (л.д.24).

Согласно представленным в материалы дела документам: протоколу педагогического совета от 22.01.1990 (л.д. 45-46), спискам групп (л.д. 48-50,70,73), копиям трудовых книжек (л.д. 56-58), заседаниям педсовета (л.д. 58-60), договору о закреплении имущества на праве оперативного управления от 25.08.1998 (л.д. 13-19), лицензиям на осуществление образовательной деятельности физкультурно-спортивной направленности (л.д.61-63, 66-69, 71-72), приказам по спортивной школе №4 (л.д. 64-65),  техническому паспорту на здание спортивной школы № 4, начиная с 1987 года по день вынесения решения суда здание по адресу: г.Челябинск, Свердловский пр. 84А, используется для ведения образовательной деятельности физкультурно-спортивной направленности (спортивная гимнастика).  

Факт того, что указанный объект использовался по назначению, лицами, участвующими в деле, не оспорен и подтверждается материалами дела.

Согласно п.13 устава спортивной школы № 4, данное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Челябинска в сфере физической культуры и спорта (л.д. 76, 51-55).

Совокупность имеющихся в деле письменных доказательств, позволяет сделать вывод о том, что спорный объект использовался по назначению как здание учреждения спорта.

Из разъяснений п. 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» следует, что если спорное имущество является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, то факт соблюдения процедуры разграничения государственной собственности, предусмотренный Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп, не имеют правообразующего значения.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права.

По иску о признании права собственности истец должен доказать наличие оснований приобретения права. Поскольку таким основанием в рассматриваемом случае являются наличие прямого указания в п. 2 приложения №3 к постановлению № 3020-1, требования о признании права муниципальной собственности заявлены истцом правомерно.

На основании ст. 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация является юридическим актом признания государством возникновения права и единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в судебном порядке.

В соответствии с п.п. 52, 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав.

С учетом изложенного, заявленные истцом требования о признании права на нежилое помещение, находящееся в его владении, являются надлежащим способом защиты его права собственности.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, а потому вопрос о взыскании государственной пошлины судом не разрешается.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170 ст.176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

 Исковые требования удовлетворить.

Признать право собственности муниципального образования «город Челябинск»на нежилое здание, общей площадью 2 108,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Челябинск, пр. Свердловский,д.84-а.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                     подпись                              И.К.Катульская

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.