ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-1084/14 от 17.04.2014 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск      

17 апреля 2014 года                                                                      Дело №А76-1084/2014

Судья Арбитражного суда Челябинской области Бастен Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Игошевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Челябинский завод металлоконструкций» к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о признании недействительным предписания от 29.10.2013, при участии в судебном заседании от заявителя: ФИО1 представителя по доверенности от 20.01.2014.

УСТАНОВИЛ:

Общество «Челябинский завод металлоконструкций» (далее по тексту заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее по тексту ответчик, Управление) о признании недействительным предписания от 29.10.2013 №1062/4/1-6 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д.3-6,104-106).

Представитель заявителя в судебном заседании требования продержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен с соблюдением требований ст. ст. 121-123 АПК РФ, а потому в силу ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя Управления (л.д.96,102). В материалы дела представлен отзыв (л.д.72-74).

         Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд в ходе судебного разбирательства установил следующие обстоятельства.

         Материалами дела установлено, что ответчиком 18.09.2013 издано распоряжение (приказ) №1062/4 о проведении плановой выездной проверки заявителя с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2013 год. Срок проведения проверки 20 рабочих дней. К проведению проверки приступить с 03.10.2013, проверку окончить 29.10.2013. Копия данного распоряжения получена заявителем 24.09.2013 (л.д.13-14).

         Ответчиком 29.10.2013 составлен акт проверки №1062/4 (л.д.15-17).

         На основании акта проверки ответчиком в адрес заявителя выдано предписание от 29.10.2013 №1062/4/1-6, которым предписано устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.

         Не согласившись с оспариваемым предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав  представленные документы,  заслушав  пояснения  сторон,  арбитражный  суд  считает  заявленные требования подлежащими  удовлетворению частично по  следующим  основаниям.

         Согласно ч. 1 ст. 198 АПК Российской Федерации граждане, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Согласно ч.5 ст.200 АПК Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

         Порядок организации и проведения проверок федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон №294-ФЗ).

         В соответствии с ч.1 ст.9 Закона №294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

         Согласно ч.2,3 ст.9 Закона №294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

         Судом установлено, что нарушений требований действующего законодательства в отношении процедуры проведения плановой проверки ответчиком не допущено.

         По пункту 1,2 и 3 предписания.

         Указанными пунктами оспариваемого предписания заявителю предложено провести подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (работающий персонал, работники организации и т.д.) (приказ об организации подготовки в текущем году; перечень и содержание тем на текущий год; расчет часов для подготовки на текущий год; перечень тем учений, тренировок и дат их проведения; расписания занятий, план-конспекты; журналы учета подготовки и др. отчетные документы) (пункт 1 предписания); провести командно –штабное учение (штабную тренировку) в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций 1 раз в год продолжительностью до 1 суток (приказ (распоряжение) о подготовке и проведении командно –штабного учения; календарный план подготовки командно –штабного учения; замысел командно –штабного учения; план проведения командно –штабного учения; план наращивания обстановки командно –штабного учения и др. отчетные документы; приказ (распоряжение) об итогах проведения командно –штабного учения) (пункт 2 предписания); провести комплексные учения в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов (приказ (распоряжение) о подготовке и проведении комплексного учения; календарный план подготовки комплексного учения; замысел комплексного учения; планы проведения комплексного учения; план наращивания обстановки комплексного учения и др. отчетные документы; приказ (распоряжение) об итогах проведения комплексного учения) (пункт 3 предписания).

         Все эти мероприятия перечислены в предписании как единый комплекс взаимосвязанных мер, направленных на реализацию обязанности по проведению командно -штабного учения, комплексного учения, и документов, подтверждающих факт их выполнения, которые должны быть представлены в административный орган в целях подтверждения исполнения предписания.

         В качестве нормативного обоснования проведения указанных мероприятий в пункте 1,2 и 3 предписания указана статья 14 Федерального закона №68-ФЗ, а также пункты 8, 10 Положения № 547.

         На основании подпунктов «а»-«в» статьи 14 Федерального закона №68-ФЗ организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

         Согласно статье 20 названного Федерального закона подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных организациях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

         Методическое руководство при решении вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и контроль за подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обучением навыкам безопасного поведения на водных объектах, своевременным оповещением и информированием населения о чрезвычайных ситуациях, размещением специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

         В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Положения №547, подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население).

         В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения № 547, для работающего населения подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.

         На основании пункта 7 указанного Положения совершенствование  знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.

         Пунктом 8 Положения № 547 установлено, что командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

         Пунктом 10 Положения № 547 установлено, что комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов.

         В данных пунктах Положения не указан субъект, на которого возложена обязанность организовывать и проводить перечисленные выше мероприятия, в том числе командно-штабные учения и комплексные учения, и именно данная неопределённость является причиной спора относительно наличия у общества обязанности по самостоятельной организации и проведению командно - штабных учений (штабных тренировок), комплексного учения.

         По мнению суда, в рассматриваемой ситуации пункты 8,10 Положения № 547 следует учитывать во взаимосвязи с положениями абз. 2 ст. 20 Федерального закона № 68-ФЗ и подпункта «а» пункта 13 того Положения № 547, согласно которым обязанность по методическому руководству, координации и контролю за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложена на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

         Из анализа приведённых выше норм права, назначения и целей проведений командно-штабных учений, комплексных учений следует, что проведение данных мероприятий в целях совершенствования знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций следует осуществлять под руководством ГУ МЧС России по Челябинской области, которое, будучи специализированным органом с широким объёмом полномочий в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в целях реализации своих полномочий и достижения целей и задач проведения командно-штабных учений на основании абз. 2 ст. 20 Федерального закона № 68-ФЗ и подпункта «а» пункта 13 Положения № 547 должно планировать, организовывать и координировать проведение подобных мероприятий в обычных организациях. В рамках проведения командно-штабных учений, комплексных учений, рядовые работники организации должны получать специальные знания и навыки, и в этой связи методическое и организационное обеспечение проведения данных мероприятий возложено на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ГУ МЧС по Челябинской области). В противном случае проведение командно-штабных учений, комплексных учений (тренировок) утрачивает смысл.

         Поскольку мероприятия по проведению подготовки с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (работающий персонал, работники организации и т.п.), командно-штабных учений, комплексных учений, перечисленные в пунктах 1,2 и 3 предписания, носят методический и организационный характер, суд приходит к выводу о том, что создание именно обществом необходимой учебно-материальной базы, командных и (или) оперативных штабов по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайный ситуаций не предусмотрено указанными в оспариваемых пунктах предписания нормами.

         На основании изложенного, оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным в части пунктов 1,2 и 3 предписания.

         По пункту 4 предписания.

         Данным пунктом заявителю предложено утвердить и согласовать план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, в установленном порядке.

         В статье 14 Закона №68-ФЗ установлены обязанности организаций по планированию и осуществлению необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (подпункт «а»).

         В пункте 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794  во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе, в том числе, планов организаций.

         В соответствии со ст.4 Закона №68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются, в том числе, организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей.

         Пунктами 3, 6, 7 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 №794 предусмотрено, что единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

         Следовательно, общество на основании п. «а» ст. 14 Закон №68-ФЗ обязано планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций.

         Кроме того, обществом издан приказ от 24.09.2013 №1085 которым создан постоянно действующий орган управления объектовым звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций –штаб по ГО, утверждено положение о штабе ГО. Также, приказом от 12.09.2013 №1039 создано объектовое звено единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера РСЧС и системы гражданской обороны ГО (л.д.94-94).

         Таким образом, пункт 4 предписания соответствует требованиям действующего законодательства.

         По пункту 5 предписания.

         Данным пунктом заявителю предложено создать резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

         На основании пункта «ж» ст.14 Закона №68-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

         Согласно ч.2 ст.24 Закона №68-ФЗ организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

         Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 №794 на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

         Согласно п.20 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 №794 для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется организациями.

         Согласно п.45 Приказа МЧС Российской Федерации от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

         Как установлено судом, заявителем не создан резерв финансовых ресурсов, а потому требования заявителя в данной части не подлежат удовлетворению.

         По пункту 6 предписания.

         Данным пунктом заявителю предложено разработать Положение о структурном подразделении (работнике (ах)) организации, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

         Согласно п.10 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 №794 постоянно действующими органами управления единой системы являются на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

         Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

         При этом, п.6 указанного Постановления предусмотрено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

         Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности предписания в части пункта 6 и предложения обществу разработать указанное Положение.

         Понесенные заявителем расходы связанные с уплатой государственной пошлины в размере 2000 руб. (л.д.7) подлежат взысканию с ответчика в пользу общества на основании ст.110 АПК Российской Федерации.

         Руководствуясь ст.ст.110,167-171, 176, 181,200,201    АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные закрытым акционерным обществом «Челябинский завод металлоконструкций» требования удовлетворить частично.

Признать недействительным, как несоответствующее нормам действующего законодательства предписание Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области от 29.10.2013 №1062/4/1-6 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части пунктов 1, 2 и 3 предписания.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, основной государственный регистрационный номер 1047423536467, в пользу закрытого акционерного общества «Челябинский завод металлоконструкций», основной государственный регистрационный номер 1027402698730 судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб., уплаченной при обращении в арбитражный суд Челябинской области платежным поручением от 20.01.2014 №214. 

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru

                Судья                                                                    Д.А. Бастен