АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 2
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
30 апреля 2010 года Дело № А76-1116/2008-1-247/10/188
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30 апреля 2010 года. Решение в полном объёме изготовлено 30 апреля 2010 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области А.Г. Воронин, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Д.С. Удаловым, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества «Южноуральское управление строительства», г. Озёрск, к Администрации Озёрского городского округа Челябинской области, г. Озёрск, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Управления по финансам Озёрского городского округа Челябинской области, г. Озёрск; Управления архитектуры и градостроительства Озёрского городского округа Челябинской области, г. Озёрск, Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, о взыскании с ответчика во исполнение обязательств по договору № 6-29/00/75 от 03.10.2000 в счёт возмещения понесённых истцом в связи со строительством новых и реконструкцией существующих зданий и сооружений для переноса деревообрабатывающего комбината (ДОК) на территорию УПТК и освобождением земельного участка расходов в сумме 59 177 365 руб, и отнесению на ответчика, расходов, связанных с проведением по делу экспертизы в сумме 500 000 руб и уплаченной государственной пошлины в сумме 100 000 руб,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, представителя, действующего на основании доверенности от 30.01.2010 № 29;
ФИО2, представителя, действующего на основании доверенности от 15.04.2010 № 30,
от ответчика - ФИО3, начальника юридического отдела, действующей на основании доверенности от 16.04.2010 № 01-02-18/88,
от третьих лиц:
Управления по финансам Озёрского городского округа - ФИО3, начальника юридического отдела администрации, действующей на основании доверенности от 14.04.2010 № 22-01-22/404,
Управления архитектуры и градостроительства Озёрского городского округа - ФИО3, начальника юридического отдела администрации, действующей на основании доверенности от 28.01.2010,
Министерства финансов Российской Федерации – ФИО4, ведущего специалиста юридического отдела Управления Федерального казначейства по Челябинской области, действующей на основании доверенности от 21.01.2010 № 01-11/355,
Представители истца со ссылкой на статьи 15, 308, 309, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 46 Земельного кодекса Российской Федерации, решения Арбитражного суда Челябинской области от 17.02.2006 по делу № А76-41986/2005 и от 05.06.2006 по делу № А76-25601/2005, экспертные заключения по настоящему делу на иске настаивают, считают, что ответчик обязан возместить истцу убытки, причинённые изъятием земельного участка по договору № 6-29/00/75 от 03.10.2000 для строительства жилых домов, в размере: 25 884 224 руб стоимость строительно-монтажных работ; 7 243 670 руб стоимость проектных работ; 158 022 руб стоимость технического надзора; 25 891 449 руб стоимость затрат на объекты для нужд УПТК (л.д. 3-6 том 1; л.д. 126 том 7; л.д. 22-24 том 10).
Представитель ответчика в отзыве (л.д. 32-36 том 4; л.д. 144, 145 том 7; л.д. 26-28 том 10) и в судебном заседании в иске просит отказать, считает требования необоснованными, незаконными и не соответствующими существу обязательства, определённому договором от 03.10.2000 № 6-29/00/75. В соответствии с принятым сторонами порядком возмещения затрат администрация округа обязана возместить либо рыночную стоимость сносимых зданий, либо затраты по переносу ДОК; эти два способа возмещения затрат идентичны и такой порядок не противоречит статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 63 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявленные истцом убытки на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с новым строительством ДОК на новом земельном участке не подлежат удовлетворению, так как избран не верный способ защиты и новое строительство не является предметом обязательства.
Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются исключительно в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и бюджетным законодательством, в связи с чем надлежащим ответчиком считает Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Договор № 6-29/00/75 от 03.10.2000 имеет смешанный характер, одновременно является инвестиционным договором и договором подряда.
Администрация является инвестором, истец заказчиком, не обладающим правом на денежные средства на капитальные вложения, переданные ему инвестором. Если истец заявляет убытки, то строящийся объект должен перейти в муниципальную собственность, что в свою очередь противоречит статье 50 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», так как является непрофильным имуществом.
Согласно статье 19 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и статье 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации, коммерческим предприятиям бюджетные средства передаются только на возвратной и возмездной основе. Поскольку истец объект (новый ДОК) создаёт для себя при одновременной эксплуатации старого ДОК, у истца убытки отсутствуют.
Цена сторонами не определена, что подтверждает согласование сторонами в договоре № 6-29/00/75 от 03.10.2000 ориентировочной суммы; ответчик обязан по условиям договора исполнить целевую программу.
Ссылку на решения Арбитражного суда Челябинской области по делам № А76-41986/2005 и № А76-25601/2005 считает ошибочными, так как выводы суда о размере долга не основаны на исследовании материалов дела, а является констатацией факта превышения расходов истца на новое строительство над перечисленной суммой администрацией округа во исполнение обязательств, кроме того, единственным препятствием для удовлетворения требований администрации округа послужило наличие договора аренды на спорный земельный участок.
Истцом пропущен срок исковой давности, что является самостоятельным основанием отказа в иске, в договоре № 6-29/00/75 от 03.10.2000 не определён срок исполнения обязательств сторонами, о том, что администрация не намерена дополнительно производить оплату по договору в счёт возмещения убытков в виду окончания финансирования из федерального бюджета истец узнал, в том числе из иска администрации в июле 2005 года по делу № А76-25601/2005, кроме того, перечисление денежных средств администрацией округа прекращено в 2002 году, срок действия федеральной программы установлен до 2000 года.
Представитель Управления по финансам администрации Озёрского городского округа Челябинской области в отзыве (л.д. 110, 111 том 4; л.д. 34, 35 том 10) и в судебном заседании считает, что городской округ в полном объёме исполнил обязательства по возмещению убытков, связанных с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, так как, денежные средства в размере 102 300 000 руб, полученные в качестве субвенций из федерального бюджета в доход местного бюджета на цели освобождения земельного участка в центре города, полностью перечислены на расчётный счёт истца в 2000-2002 годы, собственные средства бюджета Озёрского городского округа на данные цели никогда не планировались.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации Озёрского городского округа Челябинской области в отзыве (л.д. 126, 127 том 4) и в судебном заседании считает, что истцом не представлены доказательства убытков, предъявлены затраты на новое строительство, результат которого будет принадлежать истцу следовательно, затраты на новое строительство на балансе истца числятся не как убытки. Вина администрации так же не доказана.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в отзыве (л.д. 63-65 том 10) и в судебном заседании пояснил, что предметом спора является неисполнение администрацией обязательств из договора № 6-29/00/75 от 03.10.2000 по возмещению истцу убытков, причинённых изъятием земельного участка территории деревообрабатывающего комбината для строительства жилых домов и объектов социально-культурного и бытового назначения, в связи с чем администрация является надлежащим ответчиком, так как, заключая договор на сумму 162 000 000 руб, администрация была профинансирована соответствующими федеральными денежными средствами. Согласно разделу 6 программы развития закрытых административно-территориальных образований, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.06.2000 № 486, организацию управления, механизм реализации программы и контроль её выполнения осуществляют руководители органов местного самоуправления закрытых образований. Статьёй 58 Федерального закона от 31.12.1999 № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» были предусмотрены выделение дополнительно из федерального бюджета средств на финансирование программ по развитию закрытых административно-территориальных образований Министерства РФ по атомной энергетике в размере 2 млрд. руб.
На основании определения от 30.05.2008 с учётом определения от 19.09.2008 производство по настоящему делу было приостановлено, в связи с назначением комиссионной строительно-технической экспертизы, проведение которой поручено негосударственной экспертной организации, Южно-Уральская торгово-промышленная палата.
Согласно экспертному заключению (л.д. 1-121 том 7) по вопросу: какова рыночная стоимость убытков, связанных с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, в рамках договора от 03.10.2000 № 6-29/0075, заключённого между Администрацией Озёрского городского округа и ЗАО «ЮУС» по реализации программы развития закрытых административно-территориальных образований, на территории которых расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии, на 2000 год с учётом следующих обстоятельств: - администрацией округа в счёт погашения убытков в качестве аванса перечислена сумма 102 297 000 руб в период 2000-2002 годов; - определения рыночной стоимости объектов ДОК, подлежащих сносу с учётом их износа на момент возникновения обязательств по договору от 03.10.2000?
Убытки, связанные с изъятием земельного участка для муниципальных нужд в рамках договора от 03.10.2000 № 6-29/0075, составляют 56 451 502 руб или 55,2% от перечисленных 102 297 000 руб администрацией округа в счёт погашения убытков в качестве аванса в период 2000-2002 годов.
По вопросу: какова общая стоимость убытков, причинённых ЗАО «ЮУС» изъятием земельного участка для муниципальных нужд, в рамках договора № 6-29/0075 от 03.10.2000, учитывая договорённость сторон (пункт 2.2.1 договора) о применении Постановления Правительства РФ от 28.01.1993 № 77 «Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков…»; в том числе: какова сметная стоимость производственных и иных зданий, сооружений, которые необходимо возвести на новом земельном участке взамен расположенных на территории ДОК и подлежащих сносу в связи с изъятием земельного участка, с учётом требований пункта 12 указанного Положения о порядке возмещения убытков…?
В данном случае убытки составляет сумма затрат на выполнение строительных и иных работ, необходимых для восстановления производства на новом земельном участке. Поскольку в пункте 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.1993 № 77 говориться о том, что оценка производственных и иных зданий и сооружений, расположенных на изымаемом земельном участке производится по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений, равных имеющимися по полезной площади, вместимости, ёмкости и уровню механизации (по типовым проектам), а согласно пункту 13 положения в случае, если при строительстве новых зданий, объектов и сооружений предусматривается их модернизация или расширение, то дополнительные затраты на это оплачиваются пользователем земли, для которого ведётся строительство, то сметная стоимость производственных и иных зданий, сооружений, которые необходимо произвести на новом земельном участке взамен расположенных на территории ДОК должна быть эквивалента сметной стоимости объектов недвижимости и инженерных коммуникаций как новых (без учёта износа), аналогичных находящимся на территории изымаемого земельного участка согласно типовым проектам на дату заключения договора 03.10.2000 и составляет 56 451 502 руб.
На основании определения от 29.05.2009 производство по настоящему делу было приостановлено, в связи с назначением дополнительной комиссионной строительно-технической экспертизы, проведение которой поручено негосударственной экспертной организации, Южно-Уральская торгово-промышленная палата.
Согласно экспертному заключению (л.д. 51-207 том 9) по вопросу: какова общая сумма расходов (сумма фактических затрат), произведённых истцом в 2000-2007 годах во исполнение пунктов 2.1.1 и 2.1.2 (с учётом пункта 2.2) договора № 6-29/00/75 от 03.10.2000, обязывающих ЗАО «ЮУС» выполнить проект и осуществить строительство новых и реконструкцию действующих зданий, сооружений и инженерных коммуникаций для переноса и размещения производственных мощностей ДОК в соответствии с проектом № 232 ДОК.ООО.ГП, требованиям СНиП, СанПиН, норм промышленной и пожарной безопасности, действующими в период исполнения договора?
Общие расходы 177 806 615 руб; в том числе: фактические затраты на СМР по объектам ДОК 128 181 473 руб; затраты на проектные работы 7 243 670 руб; затраты на оборудование (в том числе импортное) 4 222 345 руб (9 610 817 руб); затраты на технадзор 158 022 руб. кроме того, согласно расчётам (таблица 2 стр. 3 экспертного заключения) на нужды УПТК потрачено 25 891 449 руб.
Фактические затраты подтверждаются объёмами выполненных работ в соответствии с выполненными рабочими чертежами, актами приёмки выполненных работ (форма 2кс), контрольными обмерами выполненными экспертами ЮУТПП построенных и реконструированных зданий и сооружений в соответствии со СНиП и утверждёнными МВК-строй коэффициентами удорожания. При этом отмечено, что рабочий проект выполнен с изменениями без переутверждения проектно-сметной документации. Сводный сметный расчёт стоимости строительства по рабочей документации не составлялся.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, установил:
На основании решения Комитета по управлению государственным имуществом администрации Челябинской области от 27.07.1993 № 305, соглашения о выкупе арендованного имущества от 27.07.1993 к договору аренды от 24.08.1990 № 6 акционерному обществу «Южноуральское управление строительства» разрешён выкуп государственной доли имущества акционерного общества «Южноуральское управление строительства», ранее взятого в аренду трудовым коллективом (л.д. 20-23 том 6). Утверждены акты оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 местонахождение: г. Озёрск, ДОК ЮУС (л.д. 1-4 том 5; л.д. 24-29 том 6).
Закрытое акционерное общество «Южноуральское управление строительства» (ЗАО «ЮУС») в качестве юридического лица зарегистрировано 09.10.1996 Администрацией закрытого административно-территориального образования Озёрска Челябинской области, в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Озёрску Челябинской области 02.10.2002 внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 (копия свидетельства 74№002652747 (л.д. 13 том 4).
На основании определения Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2009 по делу № А76-4561/2009 в отношении должника – закрытого акционерного общества «Южноуральское управление строительства» (ОГРН <***>, ИНН <***>), юридический адрес: 456780, <...>, введена процедура банкротства: внешнее управление сроком на 18 месяцев; исполнение обязанностей внешнего управляющего возложено на ФИО5.
В соответствии с решением малого совета городского совета народных депутатов от 09.09.1992 № 99 (л.д. 47 том 10) на основании статьи 66 пункта 12 Закона «О местном самоуправлении в РСФСР» и статьи 16 Закона «Об основах градостроительства в РФ» с целью создания необходимого резерва земельных участков для жилой застройки и объектов соцкультбыта объявлена зоной отчуждения территория, занимаемая заводом № 5 УПП ЮУС. Установлен срок выноса строений и иного имущества до 01.01.1993. Главе администрации в срок до 01.12.1992 предписано направить в органы государственного управления обращение о выделении средств для выноса завода № 5 УПП ЮУС за пределы селитебной зоны. Руководству ЮУС рекомендовано до получения ответа на названное обращение приостановить разработку проекта реконструкции завода № 5 УПП ЮУС с привязкой к территории занимаемой этим предприятием в настоящее время.
АОЗТ «ЮУС» в письме от 14.12.1993 № 04-04/114 (л.д. 102 том 8) обратилось к главе администрации г. Озёрска как правопреемнику городского совета народных депутатов с просьбой дать юридическое разъяснение термина в решении малого совета № 99 от 09.09.1992 «…объявить зоной отчуждения…»: если это изъятие земельного участка завода № 5 УПП из постоянного землепользования, фактически осуществляемого с 1946 года, то такое решение не соответствует статье 55 Земельного кодекса РФ и положению о порядке возмещения убытков, утверждённому Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.01.1993 № 77 в части компенсации ущерба землепользователю; если это градостроительный термин (зона застройки, селитебная зона, т.е. зона, планируемая в дальнейшем под отвод земель застройки с изъятием земель и возмещением ущерба в порядке установленным действующим законодательством) то до оформления изъятия АОЗТ «ЮУС» является землепользователем.
Для определения размера ущерба и порядка его возмещения при изъятии земельного участка предложило разработать проектно-сметную документацию на перенос ДОК, для чего дать указание и предусмотреть в титульном списке на 1994 год финансирование 100% проектно-изыскательские работы по реконструкции существующего ДОК в связи с их прекращением на основании решения малого совета № 99 от 09.09.1992.
Согласно протоколу от 23.12.1998 № 1/8-1525 комиссия по вопросу переноса ДОК от 10.12.1998 (л.д. 117 том 8) рассмотрела пять вариантов (предложений) руководства АОЗ «ЮУС» по выносу ДОК из центральной части города и решила считать целесообразным осуществить вынос ДОК АОЗ «ЮУС» по варианту № 5 (на территорию УПТК проект № КП-125-98), заказчиком работ является АОЗ «ЮУС», при переносе ДОК на базу УТПК необходимо комплексно решить вопросы энергообеспечения ДОК; руководству АОЗ «ЮУС» предусмотреть поэтапное перемещение ДОК с выделением пусковых комплексов и проработать вопрос о финансировании работ, связанных с переносом ДОК: в счёт налогов в местный бюджет, в счёт экологических платежей, долевое участие заинтересованных предприятий и организаций города, желающие осуществить на территории ДОК строительство жилья или других объектов в соответствии с проектом застройки.
Заместителем главы администрации г. Озёрска согласовано 23.12.1998 утверждённое техническим директором ЗАО «ЮУС» задание на проектирование размещения ДОК на территории базы УТПК ЗАО «ЮУС» в г. Озёрске Челябинской области, основание для проектирования: решение комиссии при администрации г. Озёрска (протокол № 1/8-1525 от 23.12.1998), источник финансирования: средства ЗАО «ЮУС»; в составе объектов ДОК предусмотрено: новое строительство – лесопильный цех, сушильный цех с аэродинамическими камерами «АСКМ-15», деревообрабатывающий цех с бытовыми помещениями, АБК, склад круглого леса, склад пиломатериалов, проходная, насосно-смесительная станция; реконструкция существующих зданий – склад готовой продукции, ремонтно-механический цех, гараж-стоянка для механизмов и транспорта, материальный склад и склад готовой продукции (л.д. 103-107 том 8).
ЗАО «ЮУС» в 1999 году подготовлен бизнес-план по переносу ДОК с территории городской застройки (л.д. 108-113 том 8) согласно которому начатый строительством в 1946 году деревообрабатывающий комбинат предназначался для обеспечения Южноуральского управления строительства изделиями деревообработки. В течение всего времени существования ДОК полностью обеспечивал стройку пиломатериалом, столярно-мебельными изделиями, плотницкими изделиями.
В настоящее время ДОК занимает центральную часть города, что не позволяет вести её дальнейшую застройку, завершить проведение транспортных коммуникаций генерального плана.
Занимаемая ДОК территория делает невозможным вести строительство жилых зданий и культурно-бытовых объектов.
После выполнения проекта переноса ДОК на территорию УПТК создаётся общество с ограниченной ответственностью. Один из учредителей с пакетом 20% учредительного капитала, Комитет по имуществу при администрации г. Озёрска. Перенос ДОК на существующие площади УПТК ЗАО «ЮУС» с целью освобождения территории под застройку центра города, одновременное обновление части физически изношенного и морально устаревшего оборудования с целью освоения выпуска конкурентно-способной продукции с высоким качеством и потребительскими свойствами, увеличение объёмов производства и создание на этой основе новых рабочих мест; сметная стоимость проекта: проектные работы 3 300 000 руб, приобретение оборудования 45 583 000 руб, перенос ДОК на территорию УПТК ЗАО «ЮУС» 115 704 000 руб, всего: 162 587 000 руб.
Реализация проекта в три этапа:
Первый этап до 01.07.2000 приобретение деревообрабатывающего и сушильного оборудования, наладка и освоение его работы на существующей площадке; выполнение рабочего проекта размещения ДОК на территории УПТК ЗАО «ЮУС» с учётом приобретаемого оборудования; частичное освобождение территории ДОК площадью 4 га для использования её в целях развития города;
Второй этап с 01.07.2000 по 31.12.2001 строительно-монтажные работы по размещению ДОК на территории УПТК ЗАО «ЮУС»;
Третий этап с 01.01.2002 по 31.12.2002 строительно-монтажные и пуско-наладочные работы на ДОК с размещением на территории УПТК; освобождение существующей территории ДОК под застройку центра города.
Финансирование проекта: собственные средства 20 000 000 руб, в том числе: 3 300 000 руб стоимость проектных работ; 16 700 000 руб строительно-монтажные работы.
Срок окупаемости проекта 5,7 лет.
Основными составляющими экономической эффективности являются: значительный рост объёмов производства; выпуск новых видов продукции; экономия энергоресурсов в результате внедрения сушильных камер и ленточнопильных установок; экономия пиломатериалов в результате внедрения установок для сращивания и ленточнопильных установок.
Главный архитектор города Озёрска 17.04.2000 утвердил архитектурно-планировочное задание № 22-00-АПЗ (л.д. 114-116 том 8) на разработку эскизного проекта объект: деревообрабатывающий комбинат на территории базы УПТК ЗАО «ЮУС» на основании решения комиссии при администрации г. Озёрска (протокол от 23.12.1998 № 1/8-1525) для проектирования предоставляется земельный участок на территории производственной базы УПТК ЗАО «ЮУС» по Озёрскому шоссе, 28, площадь 7,45 га, планировочные ограничения: в границах производственной базы УПТК; строительная документация: генеральный план города.
Истцом составлены ориентировочные сметно-финансовые расчёты с разбивкой на перенос, новое строительство и реконструкцию зданий и сооружений, проект размещения ДОК на территории УПТК ЗАО «ЮУС» 232.ДОК.ООО инв. № КП-290-99/3 (стоимости переноса зданий и сооружений № 1, стоимости нового строительства № 2, стоимости реконструкции зданий и сооружений № 3 по размещению ДОК в г. Озёрске на территории УПТК в ценах 1984 года (л.д. 155-171 том 9).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2000 № 486 «Об утверждении программы развития закрытых административно-территориальных образований, на территориях которых расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии, на 2000 год» (л.д. 47-93 том 4) органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, на территориях которых расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии, рекомендовано выделять юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными унитарными предприятиями, средства на возвратной основе и на условиях платности в размере одной четвёртой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации для реализации мероприятий программы. При этом возвращённые средства направлять на финансирование развития закрытых образований.
Основной целью программы является государственная поддержка закрытых образований, на территориях которых располагаются объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии, создание дополнительных рабочих мест, поддержка предпринимательской деятельности, обеспечение социальной защищённости населения.
Исходными материалами, для создания программы послужили материалы, полученные от администраций градообразующих закрытых образований.
В компетенцию органов местного самоуправления закрытых образований, определяемую законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, входит реализация программных мероприятий по развитию этих территорий, финансируемых из федерального бюджета.
Программы мероприятий по стабилизации социально-экономического положения закрытых образований разработаны, в том числе по направлению: улучшение жилищных условий и развитие социально-культурных потребностей населения; стабилизация финансово-экономического состояния предприятий закрытых образований (машиностроение, химическое производство, энергетика, пищевая и лёгкая промышленность, строительство, деревообрабатывающая промышленность, транспорт, производство сельскохозяйственной продукции).
Управление программой осуществляют руководители органов местного самоуправления закрытых образований.
В экономической сфере предусматриваются развитие предпринимательства на базе использования местных ресурсов, использование финансово-кредитного и рыночного механизмов, формирование муниципальной собственности, использование земель (плата за неё), оказание материальных услуг (предоставление свободных помещений, объектов незавершённого строительством, подключение к сетям инженерной инфраструктуры и т.д.).
Реализация мероприятий программы позволит обеспечить в том числе: создание новых рабочих мест за счёт реструктуризации и конверсии производственного и научно-исследовательского потенциала, что позволит смягчить остроту такой социальной проблемы, как безработица, вызываемая резким сокращением объёмов производства оборонной и другой традиционной продукции на предприятиях основного производства.
В приложении № 6 к программе поименованы мероприятия по развитию г. Озёрска, в том числе: реконструкция и перенос деревообрабатывающего комбината с территории жилой застройки; общая стоимость работ 162 600 000 руб, 500 рабочих мест, потребность на 2000 год 61 000 000 руб, сроки выполнения работ 2000-2002 годы, период окупаемости 5,8 лет.
Истец и ответчик во исполнение программы развития закрытых образований, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2000 № 486 заключили 03.10.2000 договор № 6-29/00/75 (л.д. 42-47 том 1) согласно которому Администрация города Озёрска (ответчик) возмещает ЗАО «ЮУС» (истец) убытки, причинённые изъятием земельного участка территории деревообрабатывающего комбината для строительства жилых домов и объектов социально-культурного и бытового назначения.
ЗАО «ЮУС» обязуется выполнить проект и осуществить перенос и размещение производственных мощностей ООО «ДОК» с необходимым использованием и реконструкцией действующих зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, принадлежащих ЗАО «ЮУС» в срок 2000-2002 годы; выполнить строительство новых и реконструкцию действующих зданий, сооружений, инженерных коммуникаций для переноса и размещения производственных мощностей ООО «ДОК» (№ 232 ДОК.ООО.ГП) в срок до 2002 года; передать освободившуюся территорию деревообрабатывающего комбината в распоряжение г. Озёрска вместе с объектами и инженерными коммуникациями (без оборудования), пригодными для использования в составе инфраструктуры (по усмотрению администрации); вернуть администрации города Озёрска затраты на приобретение оборудования, составляющего долю муниципалитета, по его номинальной стоимости на момент приобретения. Возврат стоимости оборудования производить отчислением ежегодно 50% от получаемой прибыли после переноса, размещения и освоения производственных мощностей ООО «ДОК» на территории УПТК ЗАО «ЮУС».
Администрация города Озёрска обязуется: возместить убытки ЗАО «ЮУС», связанные с переносом производственных мощностей ООО «ДОК» на территорию УПТК ЗАО «ЮУС» согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.1993 № 77, путём перечисления предприятию части федеральных средств, выделяемых администрации на реализацию проекта «Реконструкция и перенос деревообрабатывающего комбината с территории жилой застройки» по программе развития закрытых административно-территориальных образований, на территориях которых расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии на 2000 год.
Для подготовки строительного производства, оплаты производимых работ до 15.11.2000 перечислить ЗАО «ЮУС» аванс в размере 50% от суммы, запланированной на 2000 год, после приобретения оборудования.
Использовать возвращённые ЗАО «ЮУС» средства за полученное оборудование для осуществления существующей программы реконструкции и создания новых производств стройиндустрии г. Озёрска.
Ориентировочные затраты по проекту определены в пределах 162 000 000 руб и распределены по годам: на 2000 год 61 000 000 руб (в том числе стоимость оборудования, приобретаемого администрацией по согласованной с ЗАО «ЮУС» цене); на 2001 год 70 000 000 руб; на 2002 год 31 000 000 руб.
Оплата выполненных работ производится администрацией на безвозвратной основе из объёма выделяемых федеральных средств на реализацию проекта путём перечисления на расчётный счёт ЗАО «ЮУС» по мере выполнения работ и предъявления документов по форме 2, согласованной с УКС администрации.
Настоящий договор вступает в законную силу с момента его подписания и действует до исполнения его сторонами.
Согласно постановлению главы города Озёрска Челябинской области от 17.11.2000 № 2835 (л.д. 44 том 4) в целях выполнения мероприятий по реконструкции и переносу деревообрабатывающего комбината с территории жилой застройки заказчиком и подрядчиком по реконструкции и переносу деревообрабатывающего комбината с территории жилой застройки г. Озёрска назначено ЗАО «ЮУС».
Финансовому отделу администрации города в срок до 01.12.2000 произвести финансирование работ в соответствии с программой развития закрытых административно-территориальных образований, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2000 № 486 и заключёнными договорами.
ЗАО «ЮУС» обеспечить целевое использование средств, выделенных из федерального бюджета для финансирования реконструкции и переноса деревообрабатывающего комбината с территории жилой застройки.
Ответчик (арендодатель) и истец (арендатор) 28.03.2001 заключили договор № 3936 (л.д. 48-51 том 1) согласно которому на основании постановления главы города Озёрска Челябинской области от 07.03.2001 № 403 арендодатель сдаёт, а арендатор принимает в долгосрочное пользование на условиях аренды земельный участок площадью 74 504 кв.м, в районе производственной базы УПТК по Озёрскому шоссе, 28 кадастровый номер 74:41:000000:533, для строительства деревообрабатывающего комбината, с вырубкой деревьев в количестве 42,5 куб.м, на срок с 07.03.2001 по 07.03.2004.
Договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Озёрска 28.02.2001 № 3856.
На основании постановления главы города Озёрска Челябинской области от 08.05.2001 № 855 (л.д. 18 том 6) утверждены откорректированные границы земельного участка площадью 16,9086 га занимаемого заводом № 5 (ДОК) по ул. Еловая, 2, ранее предоставленного АОЗТ «ЮУС» в аренду на основании решений малого совета от 09.09.1992 № 99 и от 06.10.1993 № 176.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Озёрска 15.05.2001 выдал кадастровый план земельного участка (л.д. 11-13 том 6) кадастровый номер 74:41:010120:16 по адресу: <...>, площадь 16,9086 га, земли населённых пунктов; аренда для размещения завода № 5 (ДОК).
Ответчик (арендодатель) и истец (арендатор) 15.05.2001 заключили договор № 3983 (л.д. 14-17 том 6) согласно которому на основании решения малого совета от 09.09.1992 № 99, постановления главы администрации города Озёрска Челябинской области от 18.10.1996 № 3399, постановления главы города Озёрска от 08.05.2001 № 855 арендодатель сдаёт, а арендатор принимает в долгосрочное пользование на условиях аренды земельный участок площадью 169 086 кв.м, по ул. Еловой, 2, кадастровый номер 74:41:010120:16, границы участка закреплены в натуре и обозначены на прилагаемом к договору плане земельного участка поворотными точками; земельный участок предоставляется для размещения завода № 5 (ДОК) без вырубки деревьев на срок с 19.02.1996 по 19.02.2006.
Договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Озёрска 15.05.2001 № 3983.
ЗАО «ЮУС» (заказчик) и Управление капитального строительства администрации города Озёрска (исполнитель) 28.06.2001 заключили договор (л.д. 70-72 том 8) согласно которому заказчик поручает, а исполнитель обязуется осуществлять за вознаграждение комплекс услуг (работ) по техническому надзору за реконструкцией и переносом деревообрабатывающего комбината с территории жилой застройки в г. Озёрске, финансируемой по программе развития закрытых административно-территориальных образований, на территориях которых расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии, на 2000 год.
Заказчик оплачивает исполнителю услуги в размере 1,3% от объёма выполненных капитальных вложений в текущих ценах в соответствии с нормативами затрат, утверждёнными приказом Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.03.2001 № 33.
Услуги оплачиваются по мере поступления средств из федерального бюджета на счёт ЗАО «ЮУС» в течение пятнадцати банковских дней путём перечисления на расчётный счёт исполнителя.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2001 № 666 «О программах развития закрытых административно-территориальных образований на 2001-2004 годы» (л.д. 67-76 том 10) органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований рекомендовано привлекать для финансирования программ дополнительные доходы закрытых административно-территориальных образований, а также средства заинтересованных организаций; обеспечить возврат средств, выделенных в 2000 году в виде бюджетных кредитов юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в соответствии со вторым абзацем пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2000 № 486. Поступающие в счёт погашения кредитов средства направлять на финансирование программ; представлять ежегодно, до первого июля, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации бюджетные заявки на финансирование программ за счёт средств федерального бюджета для учёта их при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год.
Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации обобщать бюджетные заявки и направлять в Министерство финансов Российской Федерации предложения о финансировании программ за счёт средств федерального бюджета на соответствующий год с учётом результатов выполнения программ в предыдущем году.
Администрация закрытого административно-территориального образования Озёрск Челябинской области является заказчиком программы развития закрытого административно-территориального образования на 2001-2004 годы, перечень основных мероприятий: создание новых производств, развитие систем жизнеобеспечения, улучшение экологической обстановки, развитие социальной сферы.
Программа реализуется за счёт субвенций из федерального бюджета, средств местного бюджета и внебюджетных средств.
В приложении к программе указано в том числе: реконструкция и перенос деревообрабатывающего комбината с территории жилой застройки, общая стоимость мероприятий 164 700 000 руб, освоено на начало 2001 года 36 300 000 руб; потребность в средствах на 2001-2004 годы 128 400 000 руб, в том числе федеральный бюджет 83 400 000 руб, внебюджетные средства 45 000 000 руб; срок выполнения 2003 год, период окупаемости 6 лет, количество рабочих мест: 500.
Истец и ответчик в связи с принятием программы развития закрытого административно-территориального образования Озёрск на 2001-2004 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2001 № 666 заключили 07.12.2001 дополнительное соглашение № 6-29/00/75-3 к договору № 6-29/00/75 от 03.10.2000 на 2001 год (л.д. 45 том 1) согласно которому ориентировочные затраты по проекту на 2001 год составляют 36 000 000 руб.
Истец и ответчик во исполнение программы развития закрытых городов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2000 № 486 и программы развития закрытых административно-территориальных образований на 2001-2004 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2001 № 666 и договора от 03.10.2000 № 6-29/00/75 заключили 04.06.2002 договор № 740 (л.д. 151-154 том 9) согласно которому администрация города Озёрска возмещает ЗАО «ЮУС» убытки, причинённые изъятием земельного участка территории деревообрабатывающего комбината для строительства жилых домов и объектов социально-культурного и бытового назначения. Возмещение убытков производится за счёт средств федерального бюджета.
ЗАО «ЮУС» обязуется своими силами: выполнить строительство новых и реконструкцию действующих зданий, сооружений, инженерных коммуникаций для переноса и размещения производственных мощностей; передать освободившуюся территорию деревообрабатывающего комбината в распоряжение администрации г. Озёрска вместе с объектами и инженерными коммуникациями (без оборудования); демонтировать склад столярных изделий завода № 5 УПП, произвести планировку.
Администрация города Озёрска обязуется: возместить убытки ЗАО «ЮУС», связанные с переносом производственных мощностей на территорию УПТК ЗАО «ЮУС» согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.1993 № 77, путём перечисления предприятию части федеральных средств, выделяемых администрации на реализацию программы развития закрытых административно-территориальных образований на 2001-2004 годы.
Затраты по проекту переноса существующих мощностей на 2002 год за счёт средств федерального бюджета определены в сумме 30 000 000 руб.
Возмещение затрат производится администрацией на безвозвратной основе из объёма выделяемых федеральных средств на реализацию проекта путём перечисления денежных средств на расчётный счёт ЗАО «ЮУС».
Для подготовки строительного производства в начале каждого квартала администрация перечисляет ЗАО «ЮУС» аванс в размере до 20% от утверждённой квартальной суммы с зачётом аванса в конце квартала.
Финансовый отдел администрации города Озёрска Челябинской области и Управление по финансам в период с 09.12.2000 по 18.12.2002 перечислили ЗАО «ЮУС» бюджетные средства на реконструкцию и перенос ДОК с территории жилой застройки по программе закрытых административно-территориальных образований, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2000 № 486 (л.д. 1-13 том 8) в размере 102 297 249 руб.
Ответчик (арендодатель) и истец (арендатор) 21.06.2002 заключили договор № 4453 (л.д. 52-59 том 1) согласно которому на основании постановления главы города Озёрска Челябинской области от 18.06.2002 № 1176 арендодатель сдаёт, а арендатор принимает в краткосрочное пользование на условиях аренды земельный участок площадью 4 725 кв.м, в районе УПТК по Озёрскому шоссе, 28, кадастровый номер 74:41:0102014:0075, под прокладку воздушной линии электропередач 6 кВ для второго питания строящегося деревообрабатывающего комбината, согласно утверждённому проекту инв. № 053п-АО-99, на срок с 18.06.2002 по 18.06.2005.
Договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Озёрска 21.06.2002 № 4453.
Ответчик (арендодатель) и истец (арендатор) 01.06.2006 заключили договор № 6880 (л.д. 60-64 том 1) согласно которому на основании постановлений главы города Озёрска Челябинской области от 18.06.2002 № 1176 и главы Озёрского городского округа Челябинской области от 31.052006 № 822 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает на условиях аренды земельный участок площадью 4 725 кв.м, по адресу: Челябинская область, г. Озёрск, от опоры № 41, расположенной в 178 м на юго-запад от здания древесно-кустарникового питомника по Озёрскому шоссе, 30, до комплектной трансформаторной подстанции с кабельным вводом 400кВт, 6/0,4 кВ, расположенной в 70 м на юг от здания арочного по Озёрскому шоссе, 28, корпус 14 базы УПТК ЗАО «ЮУС» на землях поселений, кадастровый номер 74:41:0102036:0077, под прокладку воздушной линии электропередач 6 кВ для второго питания строящегося деревообрабатывающего комбината, согласно утверждённому проекту инв. № 053п-АО-99, на срок по 01.07.2007.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области 21.12.2006.
Согласно договору от 03.09.2007 № 7450 (л.д. 74-78 том 1) арендатор (истец) на основании постановлений главы города Озёрска Челябинской области от 18.06.2002 № 1176, главы Озёрского городского округа Челябинской области от 31.052006 № 822 и от 31.08.2007 № 1997 принял в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 4 725 кв.м, по адресу: Челябинская область, г. Озёрск, от опоры № 41, расположенной в 178 м на юго-запад от здания древесно-кустарникового питомника по Озёрскому шоссе, 30, до комплектной трансформаторной подстанции с кабельным вводом 400кВт, 6/0,4 кВ, расположенной в 70 м на юг от здания арочного по Озёрскому шоссе, 28, корпус 14 базы УПТК ЗАО «ЮУС», земли населенных пунктов, кадастровый номер 74:41:0102036:0077, под прокладку воздушной линии электропередач 6 кВ для второго питания строящегося деревообрабатывающего комбината, согласно утверждённому проекту инв. № 053п-АО-99, на срок по 01.06.2008.
Согласно договору от 09.10.2006 № 7020 (л.д. 65-69 том 1) на основании постановлений главы города Озёрска Челябинской области от 07.03.2001 № 403 и главы Озёрского городского округа Челябинской области от 09.10.2006 № 1377 арендатор (истец) принял в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 63 323 кв.м, по адресу: Челябинская область, г. Озёрск, Озёрское шоссе, 28, корпуса 14, 14а, 20, 21, 22/1, 22/2, 22/3, 23, 24 и Озёрское шоссе, 28, сооружения 5-7, земли поселений, для строительства деревообрабатывающего комбината, согласно утверждённому проекту инв. № КП-287-99, с вырубкой деревьев в количестве 42,5 куб.м, на срок по 07.03.2007.
Договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству администрации Озёрского городского округа Челябинской области 09.10.2006 № 7020.
Согласно договору от 29.06.2007 № 7369 (л.д. 70-73 том 1) на основании постановлений главы города Озёрска Челябинской области от 07.03.2001 № 403, главы Озёрского городского округа Челябинской области от 09.10.2006 № 1377 и от 29.06.2007 № 1427 арендатор (истец) принял в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 63 323 кв.м, по адресу: <...>, земли населённых пунктов, для строительства деревообрабатывающего комбината, согласно утверждённому проекту инв. № КП-287-99, с вырубкой деревьев в количестве 42,5 куб.м, на срок по 07.03.2010.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области 24.12.2007.
Территориальным отделом № 2 Управления Роснедвижимости по Челябинской области (Озёрский городской округ) 20.12.2007 для государственной регистрации права выдан кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) № 41/07-3-2095 (л.д. 55, 56 том 6) согласно которому кадастровый номер 74:41:0101020:0016 (предыдущий номер 74:41:010120:16), участок находится примерно в 80 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>; земли населённых пунктов, для размещения завода № 5 (ДОК), площадь 169 086 кв.м.
На основании свидетельства о государственной регистрации права 74АА442196 от 03.03.2008 (копия л.д. 49 том 6) муниципальное образование Озёрский городской округ Челябинской области с 26.12.2007 является собственником земельного участка, площадью 169 086 кв.м, земли населённых пунктов (земли резерва) по адресу: Челябинская область, г. Озёрск, в 80 м на северо-восток от жилого дома № 32 по пр. Карла Маркса, кадастровый номер 74:41:0101020:0016.
Согласно решению Арбитражного суда Челябинской области от 17.02.2006 по делу № А76-41986/2005 (л.д. 136-139 том 3), вступившего в законную силу 11.04.2006 (часть 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) Администрации Озёрского городского округа Челябинской области отказано в иске к ЗАО «ЮУС» об освобождении земельного участка площадью 169 086 кв.м, с кадастровым номером 74:41:010120:16, расположенного на территории г. Озёрска от существующей застройки и передаче освобождённого земельного участка Озёрскому городскому округу.
При этом судом установлено, что постановлением Озёрского городского совета депутатов Челябинской области от 24.03.1999 № 37 утверждено «Положение о порядке изъятия, предоставления и передачи земельных участков на территории закрытого административно-территориального образования город Озёрск», согласно которому изъятие земельного участка оформляется постановлением главы города только после согласования и утверждения проектов документации.
Администрацией Озёрского городского округа в нарушение условий договора от 03.10.2000 № 6-29/00/75 затраты по проекту ЗАО «ЮУС» возмещены не полностью, из предусмотренных договором 162 000 000 руб, перечислены 102 000 000 руб.
По настоящему договору имеет место встречное исполнение обязательств.
Администрация г. Озёрска обязательства по возмещению убытков в размере 162 000 000 руб в полном объёме не исполнила, хотя расходы ЗАО «ЮУС» превышают эту сумму.
В связи с отсутствием средств ЗАО «ЮУС» лишено возможности по завершению переноса ДОК и освобождению спорного земельного участка.
Обязанность снести существующие на земельном участке здания и сооружения, а также сроки сноса и сроки передачи земельного участка ЗАО «ЮУС» договором от 03.10.2000 № 6-29/00/75 не установлены.
Принимать спорный земельный участок по частям, в связи с его освобождением администрация отказалась.
Спорный земельный участок находится у ЗАО «ЮУС» в аренде, договор аренды не расторгнут, постановление главой города Озёрска об изъятии у ЗАО «ЮУС» спорного земельного участка не принималось, условия договора от 03.10.2000 № 6-29/00/75 ЗАО «ЮУС» выполнялись, предусмотренная договором сумма на возмещение затрат не перечислена, на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости ЗАО «ЮУС», поэтому отсутствуют основания для изъятия у общества земельного участка площадью 169 086 кв.м, с кадастровый номер 74:41:010120:16.
Согласно решению Арбитражного суда Челябинской области от 05.06.2006 по делу № А76-25601/2005 (л.д. 140-142 том 3), вступившего в законную силу 03.08.2006 (часть 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) отказано в иске Администрации Озёрского городского округа к ЗАО «ЮУС» о взыскании убытков в сумме 102 000 000 руб.
При этом судом установлено, что затраты ЗАО «ЮУС» по проекту из договора от 03.10.2000 № 6-29/00/75 возмещены не полностью, из 162 000 000 руб перечислено 102 000 000 руб. ЗАО «ЮУС» разработаны мероприятия по освобождению земельного участка. Возмещение убытков производится администрацией на безвозмездной основе. Перечисленные денежные средства использованы ЗАО «ЮУС» по назначению согласно условиям договора. Сроки сноса в договоре не определены. Таким образом, убытки не доказаны.
Названые обстоятельства в соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение для рассматриваемого спора.
Истец в письме от 29.11.2006 № ЮУС003 (л.д. 143, 144 том 3) со ссылкой на договор от 03.10.2000 № 6-29/00/75 о возмещении в полном объёме убытков, причинённых изъятием земельного участка площадью 169 086 кв.м, с кадастровым номером 74:41:010120:16 и перечисленные из городского бюджета в счёт возмещения затрат 102 297 000 руб просил ответчика решить вопрос о включении в разрабатываемый бюджет Озёрского городского округа на 2007 год статьи расходов по возмещению ЗАО «ЮУС» в полном объёме затраты по переносу ДОК в сумме 86 230 040 руб и 15 000 000 руб для завершения работ по освобождению земельного участка.
Ответчик в письме от 12.01.2007 № 01-19/30 (л.д. 145 том 3) сообщил истцу, что основанием для финансирования расходов, связанных с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, является сам факт изъятия земельного участка. На сегодняшний день изъятие земельного участка не произведено.
Иные обязательства Озёрского городского округа по финансированию затрат отсутствуют ввиду того, что на сегодняшний день действуют договор от 03.10.2000 № 6-29/00/75 и договор от 04.06.2002 № 740, все средства, полученные в доход местного бюджета в виде субвенций по федеральной программе, перечислены ЗАО «ЮУС» в полном объёме в качестве аванса.
Представленные документы не могут служить отчётом об использовании бюджетных средств, так как затраты, связанные с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, принимаются по акту, который утверждается администрацией Озёрского городского округа.
Ответчик в письме от 23.01.2007 № 01-19/86 (л.д. 71-73 том 6) со ссылкой на статьи 46, 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации уведомил истца о предстоящем изъятии для муниципальных нужд земельного участка кадастровый номер 74:41:010120:16 площадью 169 086 кв.м, предоставленного ЗАО «ЮУС» по договору аренды от 15.05.2001 № 3983. Так как, проектом детальной планировки центра города предусмотрено строительство автомобильной дороги общего пользования в границах Озёрского городского округа (продолжение пр. Карла Маркса) на изымаемом земельном участке.
Порядок и условия изъятия земельного участка ранее были согласованы договором от 03.10.2000 № 6-29/00/75 в рамках выполнения программы развития административно-территориальных образований, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2000 № 486. Заявленный дополнительный объём убытков, связанный с изъятием земельного участка не подтверждён, земельный участок не освобождён.
Изъятие земельного участка для муниципальных нужд в соответствии со статьёй 46 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для расторжения договора аренды от 15.05.2001 № 3983 и финансирования из бюджета Озёрского городского округа затрат, связанных с его изъятием.
Договор аренды от 15.05.2001 № 3983 расторгается по истечении двенадцати месяцев с момента получения ЗАО «ЮУС» настоящего уведомления. Источником возмещения убытков, связанных с изъятием земельного участка для муниципальных нужд является субвенция из федерального бюджета, полученная в рамках программы развития закрытых административно-территориальных образований, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2000 № 486.
Также сообщил, что с момента, когда ЗАО «ЮУС» было уведомлено об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, понесённые ЗАО «ЮУС» расходы на осуществление застройки изымаемого земельного участка или иного его улучшения, возмещению не подлежат.
На основании постановления главы Озёрского городского округа Челябинской области от 15.03.2007 № 456 (л.д. 148 том 3) в целях обеспечения застройки утверждён состав комиссии для решения вопросов, связанных с изъятием земельного участка и создания условий для развития застроенной территории в районе ДОК. Председателю комиссии предписано организовать работу по установлению общего объёма затрат подлежащих возмещению из местного бюджета в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены объекты ДОК по разработке мероприятий, направленных на выполнение взаимных обязательств по договору от 03.10.2000, а также составление проектов соглашений (договоров) о дальнейшем сотрудничестве с ЗАО «ЮУС», которые представить на утверждение до 01.04.2007.
Комиссия 16.03.2007 рассмотрела, представленные ЗАО «ЮУС» материалы о понесённых затратах на строительство ДОК на новой площадке и установила, что предлагаемая ЗАО «ЮУС» сумма затрат на строительство равнозначных зданий сносимым зданиям с учётом ранее перечисленных денежных средств в сумме 102 300 000 руб за минусом стоимости оборудования и стоимости превышения расходов по административному зданию и проходной, к возмещению из местного бюджета составляет 76 480 300 руб.
Необходимый объём финансирования работ для пускового минимума ДОК составляет 17 150 000 руб. При этом создаются условия для полного высвобождения территории «старого» ДОК и начала освоения земельного участка под жилищную застройку в срок до 01.03.2008.
При подтверждении в установленном порядке затрат, связанных с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, подлежащих возмещению из местного бюджета, ЗАО «ЮУС» и администрация округа определяют сроки и механизм завершения взаимных обязательств по договору от 03.10.2000 № 6-29/00/75 (протокол заседания комиссии по сносу ДОК (л.д. 149 том 3).
Истец в письме от 04.09.2007 № ЮУС-25 (л.д. 2 том 4) со ссылкой на выводы комиссии по возмещению из городского бюджета суммы затрат на строительство нового ДОК в размере 76 480 300 руб, в том числе для окончания работ по переносу деревообрабатывающего производства и освобождению земельного участка ЮУС в размере 17 150 000 руб просил ответчика решить вопрос о включении в разрабатываемый бюджет Озёрского городского округа в бюджет на 2008 год статьи расходов по возмещению ЗАО «ЮУС» в полном объёме затрат по переносу ДОК в сумме 59 330 300 руб, а также внести в бюджет 2007 года корректировку с целью перечисления ЗАО «ЮУС» в сентябре 2007 года 17 150 000 руб для окончания работ по освобождению земельного участка в октябре, ноябре 2007 года и с целью оплаты стоимости наружных инженерных сетей и трансформаторной подстанции в сумме 20 111 000 руб, которые построены за счёт собственных средств общества в процессе строительства жилого дома № 25 по бульвару Гайдара и переданы городу.
Ответчик в письме от 10.10.2007 № 01-19/1536 (л.д. 3 том 4) сообщил истцу, что в бюджете Озёрского городского округа на 2008 год предусмотрены расходы на оплату стоимости наружных сетей и трансформаторной подстанции, расположенных в районе жилого дома № 25 по бульвару Гайдара. В отношении расходов, связанных с освобождением земельного участка, занимаемого ДОК, отсутствуют законные основания для дополнительного финансирования, так как не подтверждены в установленном порядке расходы по переносу ДОК. Единственным документом, подтверждающим объём затрат по освобождению земельного участка, может являться двусторонний акт о произведённых затратах. Составление данного документа возможно только по окончанию работ. На сегодняшний день денежные средства, которые были предусмотрены федеральной программой на цели переноса ДОК, использованы в полном объёме.
Согласно решению Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2008 по делу № А76-4527/2008 (л.д. 136-139 том 7) удовлетворены требования ЗАО «ЮУС» к Администрации Озёрского городского округа Челябинской области, признано недействительным постановление первого заместителя главы Озёрского городского округа Челябинской области от 01.02.2008 № 247 «Об изъятии у ЗАО «ЮУС» земельного участка под объектами деревообрабатывающего комбината (завода № 5 (ДОК), в районе жилого дома № 32 по пр. Карла Маркса в г. Озёрске». Поскольку отсутствие государственной регистрации решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд свидетельствует о нарушении действующего законодательства.
Указанное решение вступило в законную силу 22.10.2008 (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда № 18АП-5851/2008 (л.д. 140-143 том 7), часть 2 статьи 69, часть 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неисполнение ответчиком условий договоров от 03.10.2000 № 6-29/00/75 послужило основанием для обращения истца 04.02.2008 в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Согласно пункту 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции от 08.07.1999) собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка (статьи 268-270), на котором расположено это недвижимое имущество.
Как видно из материалов дела на земельном участке, площадью 169 086 кв.м, земли населённых пунктов по адресу: Челябинская область, г. Озёрск, в 80 м на северо-восток от жилого дома № 32 по пр. Карла Маркса, кадастровый номер 74:41:0101020:0016 расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие истцу на праве собственности, приобретённые им в результате приватизации (акты оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992).
Согласно пункту 6 статьи 19 Земельного кодекса РСФСР городской Совет народных депутатов вправе принять решение об изъятии земельных участков (в том числе выкуп и принудительный выкуп у собственников) для государственных нужд в соответствии со статьёй 23 настоящего Кодекса.
Малый совет городского Совета народных депутатов г. Озёрска Челябинской области такое решение в отношении спорного земельного участка принял 09.09.1992 № 99 (л.д. 47 том 10).
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путём выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В статье 280 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несёт риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.
На основании статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в неё включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нём недвижимого имущества, а также все убытки, причинённые собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несёт в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачётом его стоимости в выкупную цену.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка, может быть прекращается по инициативе арендодателя в случае: изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьёй 55 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьёй 49 настоящего Кодекса.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В силу статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в полном объёме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причинённые: изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Возмещение убытков осуществляется за счёт соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечёт за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
При расчётах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учётом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причинённых изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, возникновение убытков может быть связано как с правонарушением (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации), так и с правомерным поведением их причинителя (деянием, осуществляемым в рамках закона).
Постановлением Совета министров Правительства Российской Федерации от 28.01.1993 № 77, утверждено «Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства» согласно пунктам 11, 12, 13 которого возмещению подлежат: стоимость жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений или затрат по их переносу на новое место; убытки (затраты), вызываемые возникающими неудобствами землевладения и землепользования, убытки (затраты), необходимые для восстановления ухудшенного качества земель; убытки (затраты), связанные с ограничением прав пользователя земли, упущенная выгода.
Оценка производственных и иных зданий и сооружений, расположенных на изымаемом или временно занимаемом земельном участке, а также находящихся за пределами этого участка, если дальнейшее их использование окажется невозможным, производится по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений, равных имеющимся по полезной площади, вместимости, ёмкости и уровню механизации (по типовым проектам).
Предприятия, учреждения и организации, которым отведены изымаемые земельные участки, по согласованию с заинтересованными пользователями земли вместо возмещения стоимости расположенных на этих участках зданий, объектов и сооружений могут осуществлять своими силами и средствами (а также силами привлекаемых организаций) перенос их на новое место либо строительство новых зданий и сооружений.
Согласно протоколу от 23.12.1998 № 1/8-1525 комиссии по вопросу переноса ДОК от 10.12.1998 (л.д. 117 том 8) принято решение осуществить вынос ДОК общества «ЮУС» со спорного земельного участка кадастровый номер 74:41:0101020:0016 на территорию УПТК общества «ЮУС» (проект № КП-125-98), расположенной на земельном участке площадью 63 323 кв.м, по адресу: <...>, земли населённых пунктов, для строительства деревообрабатывающего комбината по утвержденному проекту № КП-287-99.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признаётся соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307-419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
На основании статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 1 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
На основании пункта 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нём слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путём сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учётом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
В силу статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и её акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В рассматриваемом случае заключённые сторонами договоры от 03.10.2000 № 6-29/00/75 и от 04.06.2002 № 740 законом не предусмотрены, вместе с тем не противоречат статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 49, 55, 57 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановлению Совета министров Правительства Российской Федерации от 28.01.1993 № 77.
Ответчик обязательства из договоров исполнил частично, перечислил истцу часть федеральных средств в размере 102 297 249 руб, выделенных администрации на реализацию проекта «Реконструкция и перенос деревообрабатывающего комбината с территории жилой застройки» по программе развития закрытых административно-территориальных образований, на территориях которых расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии, что явилось препятствием для исполнения истцом обязательства по освобождению спорного земельного участка.
Согласно экспертному заключению (л.д. 52-207 том 9) общие расходы истца за 2000-2007 годы во исполнение условий договора от 03.10.2000 № 6-29/00/75 составили 177 806 615 руб; в том числе: фактические затраты на строительно-монтажные работы по объектам ДОК 128 181 473 руб; затраты на проектные работы 7 243 670 руб; затраты на технадзор 158 022 руб, а также на нужды УПТК потрачено 25 891 449 руб.
Таким образом, 128 181 473 руб – 102 297 249 руб + 7 243 670 руб + 158 000 руб + 25 891 449 руб = 59 177 365 руб.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В пункте 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика.
С учётом положений статей 195, 196, 199, 200, 203 Гражданского кодекса Российской Федерации пунктов 19, 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 № 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» арбитражный суд пришёл к выводу, что истец с рассматриваемым иском обратился в арбитражный суд в пределах срока исковой давности, поскольку по обязательствам, срок исполнения которых не определён либо определён моментом востребования, течение срока исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
Учитывая, что возмещение денежных сумм должно производиться истцу из бюджета, о нарушении своего права он должен был узнать по истечении финансового года, письма истца от 04.09.2007 № ЮУС-25 и ответчика от 10.10.2007 № 01-19/1536, а также решение комиссии от 16.03.2007, сформированной на основании постановления главы Озёрского городского округа Челябинской области от 15.03.2007 № 456, начало течения срока исковой давности по рассматриваемым требованиям необходимо исчислять с 01.01.2008.
В соответствии со статьями 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию, стоимость понесённых истцом судебных издержек, связанных с выплатой денежных сумм, причитающихся экспертам (платёжное поручение от 28.05.2009 № 760 на сумму 260 000 руб (л.д. 41 том 8) и платёжное поручение от 29.04.2009 № 17484 на сумму 204 000 руб (л.д. 77 том 10).
Уплаченная истцом платёжным поручением от 06.03.2008 № 28662 государственная пошлина в размере 100 000 руб за подачу иска в арбитражный суд (л.д. 31 том 1), подлежит отнесению на ответчика в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 106, 110, 112, 168-170, частью 1 статьи 171, частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
взыскать с ответчика, Администрации Озёрского городского округа Челябинской области, ОГРН <***>, Челябинская область, г. Озёрск, за счёт казны муниципального образования, в пользу истца, закрытого акционерного общества «Южноуральское управление строительства», ОГРН <***>, Челябинская область, г. Озёрск, возмещение расходов, понесённых истцом в связи со строительством новых и реконструкцией существующих зданий и сооружений для переноса ДОК на территорию УПТК и освобождением земельного участка в размере 59 177 365 руб, а также судебные расходы, связанные с уплатой истцом государственной пошлины в размере 100 000 руб и оплатой стоимости экспертизы в размере 464 000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья А.Г. Воронин
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru. или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://www.fasuo.arbitr.ru.