Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru, http:www.chel.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Челябинск
15 ноября 2012 года Дело № А76-11285/2012
Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2012 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Попова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старовой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Урало – Сибирская пожарно – техническая компания» г.Челябинск,
3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Межрайонная ИФНС России № 39 по республике Башкортостан,
общество с ограниченной ответственностью «Торгово-финансовая компания Урал – Трейд»,
ФИО1
к ИФНС России по г.Миассу Челябинской области
о признании недействительным решения от 22.03.2012 № 473 о государственной регистрации
При участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: ФИО2 – главный специалист-эксперт по доверенности от 10.01.2012 №03-21/7, удостоверение.
от 3-го лица (Межрайонной ИФНС России № 39 по республике Башкортостан): не явился, извещен.
от 3-го лица (общество с ограниченной ответственностью «Торгово-финансовая компания Урал – Трейд»): не явился, извещен.
от 3-го лица (ФИО1): не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Урало – Сибирская пожарно – техническая компания» г.Челябинск (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «Урало – Сибирская пожарно – техническая компания») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ИФНС России по г.Миассу Челябинской области (далее по тексту – ответчик, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 22.03.2012 № 473 о государственной регистрации.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что заявление общества с ограниченной ответственностью «Торгово-финансовая компания Урал – Трейд» о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица от 15.03.2012 содержит недостоверные сведения, поскольку по адресу: 4540015 Россия, <...> ООО «Торгово-финансовая компания Урал – Трейд» не находится.
Определением суда от 15.08.2012, 02.10.2012 на основании ст. 51 АПК РФ, в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная ИФНС России № 39 по республике Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью «Торгово-финансовая компания Урал – Трейд», ФИО1 – директор общества с ограниченной ответственностью «Торгово-финансовая компания Урал – Трейд».
Заявитель и 3-и лица явку в судебное заседание своего представителя не обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания и о начавшемся арбитражном процессе уведомлены надлежащим образом, в том числе посредством размещения судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел».
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и 3-х лиц по правилам, определенным ч.ч. 1, 3 ст. 156, ст. 123 АПК РФ.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что в инспекцию 15.03.2012г. поступили документы в отношении ООО "ТФК Урал-Трейд" в соответствии со ст. 17 Закона о регистрации, а именно:
- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001;
- решение единственного участника ООО "ТФК Урал-Трейд" от 15.03.2012г.;
- устав ООО "ТФК Урал-Трейд" от 15.03.2012г.;
- документ об уплате госпошлины от 15.03.2012 № 462;
- копия договора аренды нежилого помещения от 06.03.2012г.
Представленное заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица должно повлечь изменение учредительных документов, в том числе сведений об адресе (месте нахождения) ООО "ТФК Урал-Трейд".
Согласно заявлению о государственной регистрации юридического лица, новое место нахождения общества - 450015, Россия, <...>. Данный адрес указан в Уставе общества, утвержденного 15.03.2012.
Документы были представлены надлежащим лицом в объеме, предусмотренном законодательством.
В целях предотвращения регистрации юридических лиц по несуществующим адресам инспекцией 15.03.2012г. направлен запрос о проверке достоверности сведений о новом адресе ООО "ТФК Урал-Трейд" в Межрайонную ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан. Указанный запрос получен 16.03.2012 специалистом Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан ФИО3. С целью принятия мер предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение, а также ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации Инспекция просила:
1. Провести оперативную проверку достоверности сведений о новом адресе места нахождения ООО "ТФК Урал-Трейд", при этом подлежат проверке следующие обстоятельства:
- установления факта, что собственник помещения (не) располагает информацией об организации, изменяющей место нахождения, а также о его руководителе;
- установления факта согласия собственника на предоставление помещения в пользование.
2. Направить после проведения мероприятий, материалы проверки достоверности сведений о новом адресе места нахождения организации, а также мотивированное мнение инспекции о возможности проведения регистрационных действий направить в адрес ИФНС России по г. Миассу.
Межрайонная ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан письмом от 15.03.2012г. была предупреждена о том, что в случае не поступления материалов проверки достоверности сведений о новом адресе места нахождения организации, а также отсутствия указания, что опрошены все собственники и арендаторы, либо отсутствия мотивированного мнения инспекции о возможности проведения регистрационных действий, ИФНС России по г. Миассу осуществляет регистрацию изменения места нахождения и передаёт регистрационное дело ООО «ТФК Урал-Трейд» в соответствии с действующим в настоящее время порядком.
Ответ на запрос о проведении предварительной проверки адреса нахождения в отношении ООО "ТФК Урал-Трейд" от Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан не поступил.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Обществом в надлежащий регистрирующий орган представлены все предусмотренные законом документы.
При отсутствии материалов из Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан, подтверждающих предоставление недостоверных (заведомо ложных) сведений об адресе места нахождения ООО "ТФК Урал-Трейд" и при исполнении заявителем установленных законом условий для государственной регистрации у регистрирующего органа отсутствуют основания для отказа в ее совершении.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Статьей 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц определен исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц установлено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Судом установлено и материалами дела подтверждено и сторонами по существу не оспаривается, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, обществом был представлен полный пакет документов, предусмотренных п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц.
Статьей 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц также установлено, что лицо, обращающееся за государственной регистрацией, будь то создание юридического лица, либо внесение изменений в учредительные документы юридического лица, подтверждает, что сведения, содержащиеся в учредительных документах и в заявлении достоверны. Ответственность за законность и достоверность сведений, в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц, несет лицо, обратившееся за регистрацией.
В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон №14-ФЗ от 08.02.1998 об «Обществах с ограниченной ответственностью»), с учетом разъяснений совместного Постановления от 09.12.1999 г. Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 90 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", установлено, что местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что обществом в качестве места нахождения юридического лица указан следующий адрес: 4540015 Россия, <...> .
Поскольку действующим законодательством не предусмотрено право осуществления регистрирующим органом правовой экспертизы представленных для государственной регистрации документов, в том числе проверять достоверность сведений, указанных в учредительных документах юридического лица, с учетом того, что обществом представлен полный перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, суд приходит к выводу о том, что представленные в материалы дела доказательства не могут свидетельствовать о незаконных действиях со стороны инспекции по регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества.
На основании вышеизложенного довод заявителя о том, что необходимым условием осуществления государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации юридических лиц является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренных ст. 17 Закона N 129-ФЗ, но и достоверность указанной в заявлении и иных документах информации, в том числе подлежащей внесению в ЕГРЮЛ указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица судом отклоняется.
Довод о том, что на момент принятия решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, инспекция располагала информацией о недостоверности сведений, указанной обществом, судом отклоняется на основании следующего.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц отказ в государственной регистрации допускается в следующих случаях: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случае внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Из анализа указанной нормы следует, что предоставление недостоверной информации может быть расценено регистрирующим органом как непредставление определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов и послужить основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации. В данном случае регистрирующий орган должен обладать неоспоримыми доказательствами недостоверности заявленных сведений.
С учетом того, что в материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что инспекция в момент принятия решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, обладала данными об указании обществом в представленных документах недостоверной информации о месте нахождения юридического лица, суд пришел к выводу о том, что правовых оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, у инспекции не имелось.
Кроме того, из анализа пп. "а" п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц не следует, что недействительность государственной регистрации является безусловным последствием недостоверности представленных сведений.
Соответствующие доводы заявителя отклоняются судом на основании изложенного.
В силу п.1 ст. 25 Закона о регистрации за непредставление регистрирующему органу недостоверных сведений заявителя, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В качестве последствия грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц - Закона о регистрации (п. 2 ст. 25), предусматривает право регистрирующего органа в судебном порядке ликвидировать такое юридическое лицо.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Урало – Сибирская пожарно – техническая компания» г.Челябинск о признании недействительным решения от 22.03.2012 № 473 о государственной регистрации отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Т.В. Попова
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.