АРБИТРАЖНЫЙ СУД Челябинской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
22 марта 2017 года Дело № А76-11913/2016
Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 марта 2017 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Костарева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Задориной В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Челябинское такси», ОГРН <***>, г. Челябинск,
к Управлению транспорта Администрации г. Челябинска, ОГРН <***>, г. Челябинск,
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Челябинска,
о признании недействительным отказ от исполнения договора.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен.
от ответчика: ФИО1, представителя, действующей на основании доверенности от 01.03.17, представлен паспорт,
от третьего лица: не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Челябинское такси», ОГРН <***>, г. Челябинск, обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Челябинской области к Управлению транспорта Администрации г. Челябинска, ОГРН <***>, г. Челябинск, о признании недействительным отказа от исполнения договора № 99 на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту № 29 «Мамина- поселок Федоровка» по маршрутной сети города Челябинска от 18.10.2014, выраженного в уведомлении о расторжении договора № 023/1432 от 23.07.2015.
Определением Арбитражного суда Челябинской области суда от 16.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Челябинска.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 31.01.2017 дело №А76-11913/2016 передано на рассмотрение от судьи Сафронова М.И. судье Костаревой И.В.
Ответчик против иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д. 80-81).
В судебное заседание истец и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства с соблюдением требований ст. 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 (ред. от 21.01.2016) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" разъяснено, что при применении данного положения судам следует исходить из части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 АПК РФ, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 АПК РФ.
Первым судебным актом для лица, участвующего в деле, является определение о принятии искового заявления (заявления) к производству и возбуждении производства по делу (часть 6 статьи 121 АПК РФ); для лица, вступившего в дело позднее, - определение об удовлетворении ходатайства о вступлении в дело, определение о привлечении в качестве третьего лица к участию в деле; для лица, не участвовавшего в деле, но обжаловавшего принятый о его правах и обязанностях судебный акт (статья 42 АПК РФ), - определение о принятии апелляционной (кассационной) жалобы, заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
В силу п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 (ред. от 21.01.2016) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, названных документов, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил Кодекса о надлежащем извещении.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела с соблюдением требований ст.ст. 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие (п.п. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Дело рассматривается по правилам п.п. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, 18.10.2014 между Администрацией города Челябинска (уполномоченный орган) и ООО «Челябинское такси» (перевозчик) на основании протокола комиссии по организации транспортного обслуживания населения и проведению торгов, заключен договор № 99 по условиям которого уполномоченный орган организует транспортное обслуживание населения, а перевозчик выполняет регулярные перевозки по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети г. Челябинска: № 29 «Мамина- поселок Федоровка» (п.1.1. договора) (л.д.21-23).
Перевозки осуществляются перевозчиком в соответствии с действующим законодательством в сфере регулярных перевозок, конкурсным предложением, транспортным маршрутом (п.1.2. договора).
Уполномоченный орган имеет право контролировать выполнение обязательств, предусмотренных договорам, качество, безопасность предоставляемых перевозчиком услуг. Проводить в установленном порядке обследование пассажиропотоков на маршруте (п.п.2.1.1., 2.1.3 договора).
Уполномоченный орган имеет право в любое время проводить выездные проверки по месту нахождения подвижного состава перевозчика, проверки на линии с составлением актов о проверке (п.2.1.4. договора).
В материалы дела представлен утвержденный ответчиком паспорт внутримуниципального маршрута истца № 29 «Мамина- поселок Федоровка» (л.д. 24).
Ответчик направил истцу уведомление о расторжении договора от 18.10.2014 № 99, на выполнение регулярные перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети г. Челябинска: № 71 «Мамина- поселок Федоровка» в связи с систематическими нарушениями истцом обслуживания указанного маршрута, с приведением результатов мониторинга, подтвержденных видеосъемкой (л.д.20).
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу абзаца третьего статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее: ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктом 7 части 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее: ФЗ «О безопасности дорожного движения») к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В силу статьи 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (часть 8).
По смыслу приведенных норм законодательства, лицом, ответственным за организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа является орган местного самоуправления, учрежденный уставом муниципального образования, наделенный соответствующим полномочием.
В соответствии со статьей 24 Устава города Челябинска, зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 26.03.2007 N RU743150002007001, структуру органов местного самоуправления города Челябинска составляют:
1) Представительный орган муниципального образования - Челябинская городская Дума;
2) Глава муниципального образования - Глава города Челябинска (Председатель Челябинской городской Думы);
3) Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация города Челябинска;
4) Контрольно-счетный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата города Челябинска (часть 1).
Иные органы местного самоуправления могут включаться в структуру органов местного самоуправления города Челябинска путем внесения изменений в настоящий Устав и наделения их собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 2).
Как предусмотрено статьей 36 Устава города Челябинска исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Челябинска, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области, является администрация города Челябинска (часть 1).
Администрация города, в том числе:
- обеспечивает создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования, заключает договоры на транспортное обслуживание населения, утверждает маршруты и графики движения общественного транспорта (пункт 22 части 4);
- в случаях, предусмотренных законом, предъявляет в соответствующий суд требования в целях защиты прав и законных интересов населения города, а также прав и законных интересов администрации города, в том числе о признании недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 48 части 4).
Вопросы организации работы транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок на территории города Челябинска являются предметом регулирования администрации и урегулированы Правилами организации транспортного обслуживания населения … (далее: Правила) и Порядком проведения торгов на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту (далее: Порядок), утвержденными Решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 №22/10.
Правила разработаны с целью создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах города Челябинска (пункт 2).
Для формирования и планомерного развития маршрутной сети регулярных перевозок, а также оценки уровня обеспеченности населения транспортными услугами администрацией города Челябинска устанавливается величина минимально необходимого объема транспортных услуг по основным социально-демографическим группам населения. Уполномоченный орган формирует заказ на выполнение перевозок пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок.
Основой для формирования заказа являются данные, получаемые уполномоченным органом при обследовании и изучении пассажирских потоков на маршрутной сети регулярных перевозок.
Полученный в результате обследований пассажиропотоков материал служит основанием для корректировки как общей маршрутной сети регулярных перевозок, так и отдельных маршрутов регулярных перевозок, составления расписаний движения пассажирского автотранспорта, выбора типа автотранспортных средств, распределения их по маршрутам, определения остановочных пунктов (площадок) и используется для разработки мероприятий по улучшению транспортного обслуживания населения.
При формировании заказа уполномоченный орган обязан:
- определить объем транспортной работы, общее количество маршрутов регулярных перевозок, их наименование и протяженность;
- установить необходимое количество и тип автотранспортных средств для каждого маршрута регулярных перевозок;
- определить транспортную инфраструктуру, необходимую для обслуживания пассажиров и подвижного состава на муниципальных маршрутах регулярных перевозок (пункт 6).
Организация регулярных перевозок как комплекс мероприятий, реализуемых в целях удовлетворения потребностей населения, включает в себя, в том числе: разработку и утверждение рациональной маршрутной сети городского пассажирского транспорта, выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах с учетом пассажиропотока и пропускной способности объектов транспортной инфраструктуры (автомобильных дорог, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса); контроль нахождения транспортных средств на линии, количества и качества транспортной работы, регулярности движения транспортных средств по маршрутам и качества предоставляемых перевозчиками транспортных услуг населению; подготовку и проведение торгов на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска (пункт 7).
Администрация города Челябинска в лице отраслевого (функционального) органа администрации города Челябинска, уполномоченного решением Челябинской городской Думы в сфере организации регулярных перевозок, осуществляет, в том числе следующие полномочия:
- создает условия для предоставления транспортных услуг и организует транспортное обслуживание населения по муниципальным маршрутам в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Челябинской области, органов местного самоуправления города Челябинска;
- организует торги на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска;
- заключает с перевозчиками договоры на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска и выдает карты маршрута; разрабатывает форму специального разрешения, выдает специальное разрешение перевозчикам на срок действия договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска (пункт 14).
Порядок устанавливает порядок заключения договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска в городе Челябинске (пункт 3).
Уполномоченный орган заключает договоры на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска с перевозчиком, определенным по результатам торгов, а в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, - с единственным перевозчиком или на условиях заключения временного договора (пункт 4).
Участником торгов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (абзац 2 пункта 17).
Для участия в торгах участник торгов подает заявку на участие в торгах в пределах указанного в извещении о проведении торгов срока по форме, установленной документацией на проведение торгов (пункт 19).
Функции по проведению торгов осуществляет Комиссия по организации транспортного обслуживания населения и проведению торгов на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска (пункт 25).
Решения Комиссии при проведении торгов оформляются протоколом и подписывается всеми членами комиссии (пункт 29).
Под заключением договора с единственным перевозчиком понимается допуск к осуществлению регулярных перевозок, при котором уполномоченный орган предлагает заключить договор на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска одному перевозчику (пункт 35).
Договор на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации с учетом настоящего Порядка (пункт 42).
Из анализа приведенных норм следует, что оказывать услуги по перевозке пассажиров по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска перевозчик вправе только после заключения договора на выполнение регулярных перевозок с уполномоченным органом.
Данные требования, как следует из положений Правил и Порядка предъявляются и в целях обеспечения безопасности перевозок.
Из положений Порядка следует, что участники торгов оцениваются по критериям, в том числе: подтвержденное документально предоставление подвижного состава, соответствующего требованиям документации на проведение торгов, на момент заключения договора; соблюдение лицензионных требований в течение 3 лет до даты объявления торгов либо в течение срока действия лицензии в случае, если перевозчик имеет лицензию меньше трех лет (по данным Управления государственного автодорожного надзора по Челябинской области); опыт работы участника торгов в сфере выполнения регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам по маршрутной сети города Челябинска.
Каждый из вышеуказанных критериев, заявленных перевозчиком, непосредственно влияет на безопасность перевозок.
В письмах от 05.03.2015, от 18.03.2015 от 20.05.2015 ответчик сообщал истцу, что в ходе мониторинга работы автобусного маршрута № 29 «Мамина- поселок Федоровка» выявлены систематические нарушения, что подтверждено результатами мониторинга с использованием видеозаписей, выявлен интервал движения автобусного маршрута 90 мин., вместо предусмотренного – 5 мин., интервал движения автобусного маршрута 22,5 мин., вместо предусмотренного – 5 мин. (л.д.12, 17).
Истцом в адрес ответчика направлены письма от 11.03.2015, от 05.06.2015, (л.д.16, 18), в которых истец сообщал, что транспортный парк находится на линии в соответствии с условиями договора, отсутствуют нарушения в интервалах движения.
Истцом представлен сводный журнал механика ООО «Челябинское такси» по маршруту № 29 «Мамина- поселок Федоровка» за февраль 2015, май 2015, июль 2015 (л.д. 32-47), лицензия от 14.11.2013 № АСС-74-130106 (л.д. 54).
Ответчик представил учетные листы проведения мониторинга работы транспортных предприятий, аналитические листы проведения мониторинга работы транспортных предприятий - ООО «Челябинское такси», в соответствии с которыми транспортные средства не соответствуют требованиям договора от 18.10.2014 № 29, имеются значительные нарушения интервалов движения в большую сторону (л.д. 89097).
Истцом данное обстоятельство не оспорено, доказательства обратного суду не представлены (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).
Согласно п. 6.1. договора, уполномоченный орган вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, уведомив об этом перевозчика за 30 дней до даты расторжения договора, в следующих условиях:
- невыполнение п.3.2.3. договора;
- выполнение регулярных перевозок с нарушениями действующего законодательства в сфере регулярных перевозок, паспорта маршрута, выявленными уполномоченным органом при проведении проверок в соответствии с п.2.1.4. договора.
Ответчик, направив истцу уведомление от 23.07.2015 № 023/1432 об отказе от договора от 18.10.2014 № 99, на выполнение регулярные перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети г. Челябинска: № 29 «Мамина- поселок Федоровка», в связи с систематическими нарушениями истцом обслуживания указанного маршрута, с приведением результатов мониторинга, надлежащим образом исполнил условия п.6.1. договора.
С учетом изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании недействительным отказа ответчика от исполнения договора № 99 на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту № 29 «Мамина- поселок Федоровка» по маршрутной сети города Челябинска от 09.06.2014, выраженного в уведомлении о расторжении договора от 23.07.2015 № 023/1432.
В иске отказано, следовательно расходы по госпошлине относятся на истца (ст.110 АПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья И.В. Костарева
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.