АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
24 августа 2009 года Дело № А76-12691/2009-50-250
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2009 года
Решение в полном объеме изготовлено 24 августа 2009 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Ваганова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фазлыевой З.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1,
пос. Клубовка, Чесменский район, Челябинская область
к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела внутренних дел по Троицкому городскому округу Челябинской области
о признании незаконными действий должностных лиц по отказу в регистрации автомобилей,
с участием третьего лица: Отдела внутренних дел по Троицкому городскому округу Челябинской области
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ИП ФИО1 – лично, паспорт, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП от 11.04.2005
ФИО2 – паспорт, по доверенности от 18.08.2009
от ответчика: не явились, извещены
от третьего лица: ФИО3 – удостоверение ЧЕЛ № 036997 от 11.12.2006, по доверенности от 03.07.2009
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП Плис В.Ф., заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела внутренних дел по Троицкому городскому округу Челябинской области (далее – МРЭО ГИБДД, ответчик) о признании незаконными действий должностных лиц МРЭО ГИБДД по отказу в регистрационных действиях в отношении автомашин, собственником которых решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2009 признан заявитель, обязании сотрудников МРЭО ГИБДД произвести снятие автомашин с регистрационного учета, а также в последующем провести их государственную регистрацию (л.д.2-3).
Впоследствии заявитель требования уточнил, просил признать незаконными действия должностных лиц МРЭО ГИБДД по отказу в регистрационных действиях в отношении автомашин КАМАЗ-55102, гос.номер 6644 ЧБФ, 1991 года выпуска, ГАЗ-САЗ 3507, гос.номер <***>, 1987 года выпуска, собственником которых решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2009 признан заявитель, и обязать сотрудников МРЭО ГИБДД произвести снятие автомашин с регистрационного учета, а также в последующем провести их государственную регистрацию (л.д.18-19).
Определением суда от 10.07.2009 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Отдел внутренних дел по Троицкому городскому округу Челябинской области (л.д.1).
В судебном заседании заявитель и его представитель на заявленных требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении и в заявлении об уточнении требований.
Представитель заявителя пояснил, что оспариваются действия конкретного должностного лица, а именно начальника МРЭО ГИБДД ФИО4
Представитель МРЭО ГИБДД в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен в соответствии с требованиями ст.ст.121-123 АПК РФ, на основании ч.3 ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица: ОВД по Троицкому городскому округу возражал против удовлетворения заявленных требований. Считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным в сообщениях об отказе в регистрационных действиях. Пояснил, что МРЭО ГИБДД не является юридическим лицом, входит в структуру ГИБДД, которая, в свою очередь, является структурным подразделением ОВД по Троицкому городскому округу; в полномочия начальника МРЭО ГИБДД не входит совершение регистрационных действий в отношения автотранспортных средств; в настоящее время правоприменительная практика складывается таким образом, что при отсутствии прежних собственников, суды возлагают обязанность обратиться с заявлением о снятии с регистрационного учета автомобилей их новых собственников.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 11.04.2005 Межрайонной ИФНС РФ № 12 по Челябинской области за основным государственным регистрационным номером 305744310100018, о чём выдано свидетельство серии 74 № 002824977 (л.д.22).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2009 признано право собственности ИП ФИО1 на автомобили: КАМАЗ-55102, гос.номер 6644 ЧБФ, 1991 года выпуска, ГАЗ-5312, гос.номер В 625 НО 74, ГАЗ-САЗ 3507, гос. номер <***>, 1987 года выпуска, ГАЗ-5201, гос. номер 5977 ЧБП, 1988 года выпуска (л.д.10-14).
Как следует из объяснений заявителя, материалов дела (л.д.7), 10.04.2009 заявитель обратился в МРЭО ГИБДД с заявлениями о постановке на учет указанных автомобилей, приложив копию решения арбитражного суда.
10.06.2009 регистрирующим органом был выдан письменные ответы, содержащие решения об отказе в производстве регистрационных действий в отношении автомобилей КАМАЗ-55102, гос.номер 6644 ЧБФ, 1991 года выпуска, ГАЗ-САЗ 3507, гос. номер <***>, 1987 года выпуска (л.д.6,8-9). Основанием для отказа в производстве регистрационных действий послужило то обстоятельство, что указанные автомобили ранее зарегистрированы в МРЭО ГИБДД и не сняты с регистрационного учета прежним собственником – акционерным обществом «Клубовка».
Согласно определению Арбитражного суда Челябинской области от 04.09.2007 по делу № А76-5743/2004-48-18 конкурсное производство в отношении имущества должника – АОЗТ «Клубовка» завершено, указанное юридическое лицо ликвидировано (л.д.30-32).
Посчитав действия должностных лиц МРЭО ГИБДД незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд.
На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными являются одновременно как несоответствие решений, действий (бездействия) закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными решениями, действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлено, что регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно абз.2 п.3 указанного Постановления юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Аналогичная норма содержится в п.5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 28.11.2002 № 1001 (далее -Правила регистрации).
Пунктом 4 Правил регистрации установлено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Пункт 3 данных Правил устанавливает, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами.
Вместе с тем решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N ГКПИ 2003-635 признаны недействующими абзац 2 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938, в редакции от 21 февраля 2002 года N 126, "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и пункт 3.1 действовавших в тот период Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 года N 59, в части, обязывающей собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Гражданский кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято собственником с регистрационного учета в органах ГИБДД.
Отсутствуют в федеральном законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета. Следовательно, при отчуждении транспортных средств, которые по закону не относятся к недвижимому имуществу, действует общее правило, закрепленное в пункте 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации: право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из содержания части 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995, регистрация транспортных средств осуществляется для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Собственник транспортного средства, приобретенного в соответствии с законом и отвечающего установленным требованиям безопасности дорожного движения, имеющий намерение использовать транспортное средство в дорожном движении, должен обратиться в органы ГИБДД для его регистрации и получения соответствующих документов. При этом Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если прежний собственник или владелец транспортного средства не снял его с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортное средство.
Снятие (или неснятие) транспортного средства с учета перед заключением договора о прекращении на него права собственности само по себе не влияет на обеспечение безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, то есть на деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Таким образом, для использования транспортного средства в дорожном движении собственник обязан поставить данное транспортное средство на учет в органах ГИБДД. С данной целью ИП Плис В.Ф. обратился в МРЭО ГИБДД ОВД по Троицкому городскому округу Челябинской области. При этом заявитель представил документ, подтверждающий право собственности на автомобили – решение Арбитражного суда Челябинской области.
В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно п.5 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (далее – Положение о ГИБДД), органы управления и подразделения Госавтоинспекции образуют систему Госавтоинспекции, в которую входят федеральный орган управления Госавтоинспекции, органы управления Госавтоинспекции министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации (далее - органы управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации), подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, а также специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции, научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы.
Пункт 17 Положения о ГИБДД предоставляет право быть истцами и ответчиками в суде только Федеральному органу управления Госавтоинспекции и органам управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации.
Согласно п.8 Положения о ГИБДД подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, являются структурными подразделениями указанных управлений (отделов) внутренних дел.
Таким образом, из вышеуказанных правовых норм следует, что действующим законодательством обязанность по проведению регистрации автомобильного транспорта, предназначенного для движения по автомобильным дорогам общего пользования, возложена на подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938), а не на конкретных должностных лиц, в том числе начальников регистрационных отделов.
Поскольку подразделения ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям не являются юридическими лицами, а являются структурными подразделениями указанных управлений (отделов), указанные подразделения ГИБДД и входящие в их структуру отделы не могут выступать в суде в качестве истцов и ответчиков.
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу должен выступать Отдел внутренних дел по Троицкому городскому округу Челябинской области, а не его структурные подразделения и сотрудники этих подразделений.
Поскольку в судебном заседании заявитель настаивал на требованиях к МРЭО ГИБДД ОВД по Троицкому городскому округу в редакции заявления об уточнении требований (л.д.18-19), суд, рассмотрев дело по предъявленным требованиям, вынужден отказать в их удовлетворении.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела внутренних дел по Троицкому городскому округу Челябинской областио признании незаконными действий должностных лиц по отказу в регистрации автомобилей: КАМАЗ-55102, гос.номер 6644 ЧБФ, 1991 года выпуска, ГАЗ-САЗ 3507, гос. номер <***>, 1987 года выпуска, обязании сотрудников МРЭО ГИБДД ОВД по Троицкому городскому округу Челябинской области снять указанные автомобили с регистрационного учета и произвести их регистрацию за заявителем, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья В.В.Ваганова
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18 aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (http://fаsuo.arbitr.ru).