454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
16 августа 2010 года
Дело № А76-13164/2010-58-462
Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2010.
Решение в полном объеме изготовлено 16 августа 2010
Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ищенко С. И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Урал лото», г. Челябинск
к Межрегиональному управлению федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности без № от 02.07.2010, паспорт;
от административного органа: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Урал лото» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрегиональному управлению федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу об оспаривании постановления административного органа №03-10/54 от 23.06.2010 о привлечении к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 50000 руб., а также признании незаконным и отмене Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 25.06.2010 № 04-11/5662.
Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 3-6). Пояснила, что оспариваемое постановление принято с нарушением процессуальных норм, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются доказательства, представил отзыв, согласно которому с заявленными требованиями не согласился, просил отказать заявителю по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 47-49).
Лица, участвующие в деле извещались о времени и месте проведения судебного заседания, как направлением судебных актов почтовой связью, в соответствии с нормами ст. 123 АПК РФ, так и публично через Интернет-связь, путем размещения информации по делу на официальном сайте суда. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.
Неявка или уклонение стороны от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей Кодексом гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.
С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного органа, в порядке ст. 156 АПК РФ.
Заслушав представителя заявителя, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Урал-Лото» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска за основным государственным регистрационным номером 10574215306616, юридический адрес: 454008, <...> (л.д. 41, 42).
Общество действует на основании Устава, утвержденного решением общего собрания участников, в соответствии с которым целью общества является извлечение прибыли. Основные виды деятельности: аренда, купля-продажа и эксплуатация игровых автоматов; розничная и оптовая реализация лотерейных билетов; организация и проведение лотерей на территории РФ и за её пределами; разработка новых типов лотерей, рекламная деятельность, маркетинговые и консалтинговые услуги, организация и проведение шоу-программ, концертная деятельность, шоу-бизнес и т. п. (л.д. 26-27, п. 2 Устава).
ООО «Урал-Лото» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в связи с чем, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2010 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (далее: Закон) на него распространяются требования указанного закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
В период с 12.05.2010 по 11.06.2010 комиссией Межрегионального Управления Росфинмониторинга по Уральскому Федеральному округу (далее: МРУ Росфинмониторинга по УрФО) в соответствии с планом проведения проверок организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом на 2 квартал 2010, на основании приказа № 74 от 04.05.2010 исполняющего обязанности руководителя ФИО2, в отношении ООО «Урал-Лото» проведена выездная плановая проверка соблюдения требования Федерального закона от 07.08.2010 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
Проверка проведена методом выборочного изучения предоставленных документов.
В ходе проверки комиссией установлены нарушения Закона, а именно:
- Организация постановку на учет в Росфинмониторинге не осуществила.
- Правила внутреннего контроля в организации не разрабатывались и на согласование в Росфинмониторинг не представлялись.
- Специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ их осуществления, в организации не назначено.
- За проверяемый период организацией сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю в Росфинмониторинг не направлялись.
- Идентификация лиц, находящихся на обслуживании в организации, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не проводилась.
- В организации перечень работников, которые должны пройти обучение в 2009-2010г., не составлен, план-график обучения на 2009-2010 не разработан.
Анализ представленных бухгалтерских документов, договоров на оказание услуг по распространению лотерейных билетов, расходных кассовых ордеров, свидетельствует о выплате выигрышей, подтверждает фактическое проведение лотерей на территории РФ.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки № 28 от 11.06.2010 (л.д. 77-81), который был направлен в адрес Общества почтой.
На основании выявленных нарушений административным органом в отсутствие законного представителя юридического лица в отношении ООО «Урал лото» 15.06.2010 оставлен протокол об административном правонарушении № 03-10/54 (л.д. 86-89).
Определением административного органа от 16.06.2010 № 03-10/54 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «Урал лото» на 23.06.2010 (л.д. 83-84).
Рассмотрев материалы проверки, в присутствии законного представителя юридического лица ФИО3, заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по УрФо ФИО2, вынесено постановление № 03-10/54 от 23.06.2010 о назначении ООО «Урал лото» административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб.
25.06.2010 заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по УрФо ФИО2 вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 04-11/5662.
Полагая, что вынесенные административным органом постановление и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, являются незаконными, заявитель обратился в суд с требованием об их отмене.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
На основании ст.207 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст.5 Федерального Закона РФ № 115-ФЗ от 07.08.2001. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма», в целях применения настоящего закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе, относятся организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
В соответствии с п.п. 9 п.2 ст. 7 Федерального закона и п.3 Положения «О постановке на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 28, организации, проводящие лотереи, обязаны встать на учет в Росфинмониторинг в течение 30 дней с даты опубликования данного положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.
В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона организация обязана
разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от
08.01.2003г. № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в
организациях, осуществляющих операции с денежными средствами ахи
иным имуществом» предусмотрена обязанность организации в течении 30
дней с момента опубликования Постановления Правительства РФ, или с
момента регистрации организации утвердить и направить на согласование
правила внутреннего контроля в Росфинмониторинг.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона, а так же
Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005г. № 715 «О
квалификационных требованиях к специальным должностным лицам,
ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ зго
осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров,
идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма» организация обязана назначить специальных
должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего
контроля.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1. ст. 7 Федерального закона, а
так же Постановлением Правительства РФ от 17.04.2002 № 245 «Об
утверждении положения о представлении информации в федеральную
службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими
операции с денежными средствами или иным имуществом» предусмотрена
обязанность организаций документально фиксировать и представлять в
уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции информацию, по операциям с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
Согласно п. 3 Положения «О представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом», утвержденного постановлением Правительства РФ № 245 от 17.04.2002., информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, представляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения соответствующей операции (сделки).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона, а тек же
Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005г. № 715 «О
квалификационных требованиях к специальным должностным лицам,
ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его
осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров,
идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и:
финансированию терроризма», организация обязана идентифицировать лицо,
находящееся на обслуживании в организации, предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 7 Федерального законa, а
так же Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005г. №715 «О
квалификационных требованиях к специальным должностным лицам,
ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его
осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров,
идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма», и приказом Росфинмониторинга от
01.11.2008 № 256 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке
и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными
средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма», организация обязана предпринимать иные внутренние
организационные меры по обучению должностных лиц организации в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма: утвердить перечень
работников, которые должны проходить обязательную подготовку и
обучение в указанных целях, на основе программ обучения разработать план-
график обучения на очередной календарный год.
Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, является основанием для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной ст.15.27 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 указанного КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При исследовании судом вопроса соблюдения административным органом процедуры и порядка привлечения организации к административной ответственности, судом установлены процессуальные нарушения со стороны Административного органа.
Довод заявителя о нарушении административным органом порядка привлечения к административной ответственности судом принимается, поскольку административным органом в материалы дела не представлены доказательства извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Согласно ч. 1, 2 ст. 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу ч. 3, 4 ст. 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Эти нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
На дату составления протокола (15.06.2010) юридическое лицо не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, надлежащего уведомления об этом в материалы дела не представлено. В материалы дела представлена телефонограмма от 15.06.2010, данная в 10 час. 25 мин. об извещении Общества о составлении протокола об административном правонарушении 15.06.2010 в 17 час. 00 мин. (л.д. 85). Указанная телефонограмма не может считаться надлежащим уведомлением, так как, учитывая местонахождение административного органа (г. Екатеринбург) и местонахождение лица, привлекаемого к ответственности (г. Челябинск) МРУ Росфинмониторинга обязано было принять меры к извещению лица с соблюдением разумного срока, необходимого для предоставления заявителю возможности прибытия в г. Екатеринбург.
С учетом изложенного управлением как административным органом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, не были приняты все необходимые и достаточные меры для извещения общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, тем самым административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, соответственно, оспариваемое постановление № 03-10/54 от 23.06.2010 вынесено с нарушением административного законодательства.
Довод заявителя о том, что им была организована только реализация лотерейных билетов, а не сама лотерея, что в ходе проверки не выявлены операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю и регистрации, также принимается судом.
В соответствии с ст.6 Федерального Закона РФ № 115-ФЗ от 07.08.2001. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма», операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в том числе, к операциям по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также к получению таких займов.
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи.
Проведением лотереи, согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», признается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Также Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» дает определение понятию «Оператора лотерей», который в соответствии с данным Законом, (наряду с Организатором) наделен правом на проведение лотереи. При этом, статья 2 Закона указывает, что оператор лотереи это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.
То есть Федеральный закон «О лотереях» содержит конкретный перечень действий, осуществление которых является проведением лотереи.
Между тем, распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора (пункт 10 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»).
Из системного анализа норм статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» следует, что законодатель разграничил субъектов правоотношений, регулируемых настоящим законом, на организаторов лотереи, операторов лотереи и распространителей лотерейных билетов, каждый из которых наделен собственной компетенцией и объемом прав и обязанностей по отношению друг к другу и участникам лотереи.
Таким образом, распространение лотерейных билетов и выплата выигрышей по ним не тождественны понятию проведение лотереи.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражным судом, ООО «Урал лото» является распространителем лотерейных билетов и не имеет договорных отношений с организаторами лотерей, предметами которых были бы проведение лотерей от имени и по поручению организаторов, что подтверждается имеющимися в деле договорами общества с операторами лотерей (140-147), в связи с чем общество не относится к организации, проводящей лотереи, на которую распространяются требования Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.20001 № 115-ФЗ.
По условиям заключенных с оператором лотерей договоров, ООО «Урал лото» имеет право на выплату выигрышей по лотерейным билетам по поручениям организаторов (операторов) лотереи в суммах, не превышающих 15 000 руб., то есть не подпадающих под действие закона № 115-ФЗ.
Ни в акте проверки, ни в других документах, представленных административным органом в материалы дела не усматривается, что Обществом осуществлялись операции с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, на сумму равную или превышающую 600000 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «Урал лото» не является субъектом правоотношения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП, вменяемой в вину заявителю административным органом.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Урал лото», удовлетворить.
Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-10/54 от 23.06.2010 о назначении ООО «Урал лото» административного наказания, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., вынесенное заместителем руководителя Межрегионального Управления Росфинмониторинга по Уральскому Федеральному округу и вынесенное на его основании представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 25.06.2010 № 04-11/5662– признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья: И. В. Мрез
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18.aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.