454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
«22» октября 2012 года Дело № А76-13887/2012
Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 22 октября 2012 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области И. В. Мрез, при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиофиксации секретарем судебного заседания Мартын И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области, расположенного по адресу: <...>, каб. 416, дело по заявлению Открытого акционерного общества «Челябинское авиапредприятие», г. Челябинск
к Главному управлению МЧС России по Челябинской области
о признании незаконным предписания
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Челябинская городская служба спасения;
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности № 44 от 07.03.2012, личность удостоверена паспортом; после перерыва - не явился, извещен;
от ответчика: ФИО2- доверенность от 11.07.2012, личность удостоверена паспортом; после перерыва - не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Челябинское авиапредприятие» (далее: заявитель, ОАО «Челябинское авиапредприятие») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Челябинской области (далее: ответчик, ГУ МЧС) о признании недействительным предписания № 89/4/1-3 от 25.06.2012.
Определением суда от 27.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МУ «Челябинская городская служба спасения».
В судебном заседании 08.10.2012 объявлялся перерыв до 15.10.2012. Информация в форме публичного объявления о перерыве и продолжении судебного заседания была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.
После перерыва представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле извещались о времени и месте проведения судебного заседания, как направлением судебных актов почтовой связью в соответствии с нормами ст. 123 АПК РФ, так и публично через Интернет-связь, путем размещения информации по делу на официальном сайте суда.
Неявка или уклонение стороны от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей Кодексом гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.
С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 156, 163 АПК РФ с учетом положений Информационного письма Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 113 «О применении ст. 163 АПК РФ».
Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что работники ОАО «Челябинское авиапредприятие» указанные в Предписании прошли обучения в качестве диспетчеров, членов КЧС и ОПБ (что подтверждается удостоверениями, выданными МУ «Челябинская городска служба спасения») и оснований полагать, что они должны повышать квалификацию, либо проходить обучение по минимальной программе в размере 72-х часов нет. МУ «Челябинская городска служба спасения» на основании лицензии № 251168 и приложения к ней имеет право ведения образовательной деятельности. Кроме того, повышение квалификации возможно при наличии образования по специальности, однако работающеенаселениеимеет иные рабочие специальности повышать их квалификацию по направлению ГО и ЧС невозможно, поэтому проводится их обучение (но не повышение квалификации).
Представитель ответчика в судебном заседании возражал по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснил, что должностным лицом не допущено нарушений норм действующего законодательства процессуального характера, влекущих за собой отмену результатов проверки, что требования, указанные в пунктах 1, 2, 3 оспариваемого предписания вменены должностным лицом законно и обоснованно.
Представитель третьего лица представил в материалы дела письменное мнение по существу спора от 31.08.2012, в котором со ссылкой на нормы Постановления Правительства РФ № 841 от 02.11.2000, Постановления Правительства РФ № 610 от 26.06.1995 и Постановления Правительства РФ № 1479 от 22.11.1997, а также Приказ МЧС России № 999 от 23.12.2005 изложил требования в отношении повышения квалификации и обучения населения и личного состава организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество «Челябинское авиапредприятие» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Металлургического района г. Челябинска, основной государственный регистрационный номер 1027402816671, юридический адрес (местонахождения):г. Челябинск, пос. Аэропорт.
На основании распоряжения № 89/4 от 17.05.2012, должностным лицом ОГН ОГО, ЗНТ ЧС УНД Главного управления МЧС России по Челябинской области на объекте защиты, расположенном по адресу: г.Челябинск, п. Аэропорт, в присутствии начальника отдела военно-мобилизированной работы и гражданской обороны ОАО «Челябинское авиапредприятие» ФИО3 25.06.2012г., проведена плановая проверка с целью осуществления контроля за выполнением предписания по устранению нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера № 65/4/1-6 от 23.06.2011.
По результатам проверки в присутствии начальника отдела военно-
мобилизированной работы и гражданской обороны ОАО «Челябинское
авиапредприятие» ФИО3 был составлен Акт № 89/4 от 25.06.2012г. Копия акта вручена лично генеральному директору ФИО4 25.06.2012, о чём свидетельствует его подпись. Возражений на данный акт в адрес административного органа не поступило (л.д. 68-72).
25.06.2012г. должностным лицом было оформлено Предписание № 89/4/1-3, копия предписания была направлена в адрес «Челябинское авиапредприятие» и получена последним 25.06.2012г. (вх. № 840 от 25.06.2012г.).
В результате проверки были выявлены следующие нарушения:
Не прошли обучение (повышение квалификации) по 72-х часовой программе:
• члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Общества ФИО5, ФИО6, ФИО7 ФИО8, ФИО9, ФИО10 ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 ФИО16.
• специалисты диспетчерской службы Общества: ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25 В., ФИО26
• руководители нештатных аварийно-спасательных формирований Общества ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31 Указанный персонал был обучен по программе 36 часов.
Заявитель, считает, что требование о необходимости обучения по программе в 72 часа противоречит действующему законодательству, поскольку мотивацией нарушений в Предписании № 89/4/1-3 от 25.06.2012г. является ссылка на Постановление Правительства РФ от 26.06.1995г. № 610., которым утверждено Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образовании (повышения квалификации) специалистов, согласно п. 7 которого повышение квалификации проходит по 72 часовой программе.
Полагая, что оспариваемое предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности не соответствует закону в полном объеме и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с требованием о признании его недействительным.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, а решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, - они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Федеральным законом Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Так, в соответствии с ч.1 ст. 9 указанного закона, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) определены в Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»/
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.п. «в» ст. 14 названного закона, организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждено Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Положение), которое определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с п.2. Положения, подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население);
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население);
в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются - обучающиеся);
г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники);
е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).
При этом, как установлено п.4. Положения, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Согласно п.5. Положения для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Как следует из содержания п. 6. Положения, повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
а) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций - в Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
б) руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;
в) уполномоченные работники - в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 №610 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее – Типовое положение).
В соответствии с п.7. Типового положения, образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Таким образом, из содержания п. 7 Постановления Правительства РФ от № 610 от 26.06.1995. следует, что минимальные требования по обучению в размере 72 часов установлены для повышения квалификации, тематического обучения вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов. Если продолжительность подготовки (переподготовки) специалиста составляет менее 72 часов, ее нельзя рассматривать как форму повышения квалификации работника и разновидность программы дополнительного образования.
Проведение занятий для работающего населения согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках нельзя расценивать как получение ими дополнительного образования и соответственно возникновения у них обязанности по повышению своей квалификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 №841 утверждено Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, которое разработано в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне", определяет основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения.
В соответствии с п.3. указанного положения, лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:
а) руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются - руководители);
б) должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются - должностные лица и работники гражданской обороны), преподаватели курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования;
в) личный состав формирований и служб;
г) работающее население;
д) обучающиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей (далее именуются - обучающиеся);
е) неработающее население.
Приказом МЧС России от 23.12.2005 №999 утвержден Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – Порядок), в соответствии с п. 19 которого подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает:
обучение по программам подготовки спасателей в учебных центрах и иных образовательных учреждениях в соответствии с Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479;
обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России;
участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.
Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России.
Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований (п.20).
В соответствии с п.4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 №841) обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры), в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.
Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными.
Обучение населения в области гражданской обороны в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах или иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, а также на курсах гражданской обороны и в организациях по месту работы граждан осуществляется по программам, разрабатываемым образовательными учреждениями и организациями на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Обучение в области гражданской обороны соответствующих групп населения в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, и образовательных учреждениях, реализующих программы профессионального образования, осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.
Как следует из материалов дела (л.д. 55-57, 58-60, 61-64), примерной программой обучения различных групп населения в области безопасности жизнедеятельности, утвержденной Министром МЧС РФ 28.03.2006 №1-4-54-370-14, примерной программой обучения различных групп населения Челябинской области в области безопасности жизнедеятельности, утвержденной Министром радиационной и экологической безопасности Челябинской области 20.01.2008, рабочей программой обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны, утвержденной первым заместителем Главы города Челябинска, для данных категорий лиц предусмотрено 36 часовое обучение.
Однако, как следует из текста оспариваемого предписания, предписано пройти обучение по программе 72 часов.
Проанализировав вышеуказанные нормы действующего законодательства Российской Федерации применительно к рассматриваемой ситуации, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено в их нарушение, ГУ МЧС России по Челябинской области, не представлено доказательств правомерности предъявления требования о прохождении обучения (повышения квалификации) по 72-часовой программе, доводы, изложенные в отзыве в указанной части основаны на неверном толковании вышеназванных положений действующего законодательства, а потому подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению, а оспариваемое предписание № 89/4/1-3 от 25.06.2012, вынесенное заместителем начальника Главного управления МЧС России по Челябинской области ФИО32, – отмене.
При подаче иска заявителем платежным поручением № 5554 от 16.07.2012 уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с противной стороны.
Таким образом, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования Открытого акционерного общества «Челябинское авиапредприятие», г. Челябинск, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание № 89/4/1-3 от 25.06.2012, вынесенное заместителем начальника Главного управления МЧС России по Челябинской области ФИО32
Взыскать с Главного управления МЧС России по Челябинской области в пользу Открытого акционерного общества «Челябинское авиапредприятие», г. Челябинск расходы в возмещение госпошлины, уплаченной заявителем платежным поручением № 5554 от 16.07.2012 в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), через арбитражный суд, принявший решение.
Судья И. В. Мрез
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федеральный арбитражный суд Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.