ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-14374/2018 от 02.07.2018 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

02 июля 2018 г. Дело № А76-14374/2018

Резолютивная часть решения принята 02 июля 2018 г.

Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2018 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Орлов А.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска к обществу с ограниченной ответственностью «Старая крепость», ОГРН <***>, г. Челябинск,

о взыскании 19 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска (далее – заявитель, фонд, управление) 08.05.2018 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Старая крепость» (далее – ответчик, ООО «Старая крепость») о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 19 000 руб., выразившееся в нарушении сроков представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период – август 2017 года.

Определением арбитражного суда от 14.05.2018 заявление принято к производству с рассмотрением в упрощенном порядке по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Лица, участвующие в деле, о начале арбитражного процесса и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ (л.д. 27-28).

До принятия решения по существу спора от ответчика 29.05.2018 поступил отзыв, в которых ООО «Старая крепость» просит суд снизить сумму финансовых санкций ввиду наличия смягчающих обстоятельств.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.07.2018, принятым немедленно после разбирательства дела путем подписания резолютивной части решения, исковые требования удовлетворены частично.

Суд по собственной инициативе считает необходимым составить мотивированное решение.

Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка представленных ООО «Старая крепость» сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период август 2017 года, в результате которой, выявлен факт непредставления сведений в установленный срок.

При сроке представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период август 2017 года не позднее 15.09.2017, сведения представлены 19.09.2017, что подтверждается унифицированным протоколом проверки.

По результатам проверки составлен акт № 963 от 27.09.2017, который направлен ответчику заказным письмом (л.д. 4-5).

На основании указанного акта Фондом вынесено решение № 963 от 08.11.2017 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому штрафные санкции составили 19 000 руб. Решение направлено ответчику (л.д. 6-8).

Далее, Фондом в адрес ООО «Старая крепость» выставлено требование № 963 от 06.12.2017 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства с предложением об уплате финансовых санкций. Требование направлено ответчику (л.д. 9-11).

Поскольку требование в добровольном порядке исполнено не было, заявитель обратился в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций сначала в приказном порядке, а после отмены судебного приказа – в порядке искового производства.

Оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» общество является страхователем по данному виду страхования, согласно п. 2 ст. 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федеральный закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), страхователи представляют предусмотренные п.п. 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В силу п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (ч. 17 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Материалами дела подтверждается и ответчиком по существу не оспаривается факт представления им сведений по форме СЗВ-М за август 2017 года с нарушением установленного законом срока.

Следовательно, у Фонда имелись основания для привлечения ООО «Старая крепость» к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

С учетом количества застрахованных лиц, в отношении которых несвоевременно представлены сведения, размер штрафа составил 19 000 руб. (500 руб. * 38 застрахованных лиц).

В отношении правильности определения размера санкции обществом возражения не заявлены.

Между тем, арбитражный суд считает необходимым уменьшить размер штрафа, поскольку введение законодателем ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей то или иное право, возлагающее какую-либо обязанность должно отвечать требованиям справедливости и соразмерности (ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П, если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О также разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

С учетом изложенного при применении ответственности, установленной ч. 2 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, размер штрафа, взыскиваемого со страхователя, должен определяться на основании упомянутых принципов и с учетом фактических обстоятельств конкретного дела.

Размер штрафа определенный заявителем не отвечает указанным принципам назначения наказания и подлежит снижению в 10 раза до суммы 1 900 руб., поскольку следует принять во внимание: признание факта правонарушения и вины его совершения; совершение правонарушения впервые; отсутствие умысла в совершении правонарушения, незначительный период просрочки.

В соответствии со ст.ст. 102, 110 АПК РФ и ст.ст. 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Старая крепость», ОГРН <***>, г. Челябинск, в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска финансовые санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 1 900 руб., выразившееся в нарушении сроков представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период – август 2017 года.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Старая крепость», ОГРН<***>, г. Челябинск, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000,00 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу. Исполнительный лист до истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционном порядке выдается по заявлению взыскателя.

Судья А.В. Орлов