ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-14623/09 от 21.06.2009 АС Челябинской области

АБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск Дело № А76-14623/2009-44-203

21 июня 2009г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Елькина Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Добронравовым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ЗАО «Еманжелинская передвижная механизированная колонна» г. Еманжелинск

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе г. Екатеринбург

о признании незаконным и отмене постановления

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 25.03.2009 № б/н

от ответчика: не явился, извещен.

ЗАО «Еманжелинская передвижная механизированная колонна» (далее ЗАО «ЕПМК») обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе (далее РО ФСФР России УрФО) от 29 июня 2009 г. № 62-09-172/ПН.

Согласно данному постановлению общество привлечено к ответственности по основанию части 9 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

В обоснование своих доводов заявитель указывает на недоказанность вины общества в совершенном правонарушении. В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать невиновность. Кроме того, заявитель указал, что им не могло быть исполнено предписание, так как общество образовано количеством акционеров белее 50, что препятствует регистрации пакета акций закрытого акционерного общества, так как в силу закона общество должно преобразоваться в форму открытого акционерного общества. Акционерами такого согласия на преобразование не дано. При обращении с заявлением о регистрации размещенных акций в такой регистрации неизбежно будет отказано, что достоверно известно финансовому органу, исполнителю спорного предписания. При рассмотрении материалов административного дела, при котором участвовал представитель общества и указывал на причины непредставления спорных документов, доводы общества учтены не были и не нашли отражение в оспариваемом постановлении.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в контексте статьи 123 АПК РФ надлежащим образом. Ответчиком представлен отзыв с приложением материалов административного дела. При указанных обстоятельствах отсутствие ответчика в силу статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению спора по существу.

Ответчик, согласно отзыву, не согласился с доводами заявителя, полагая, что состав административного правонарушения доказан. Заявителем при привлечении к ответственности не было представлено доказательств наличия обстоятельств, препятствующих обществу представить спорные документы; правонарушение совершено повторно, о чем свидетельствуют предписания от 04.10.2006, 13.08.2007, 28.01.2008, а также привлечение ранее за аналогичное правонарушение общества к административной ответственности по решению мирового судьи.

Как следует из материалов дела, финансовый орган при осуществлении контроля требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, установил, что выпуск акций ЗАО «ЕПМК», размещенных при создании общества, не прошел государственную регистрацию.

ЗАО было включено в Единый государственный реестр юридических лиц 31.10.2002 г., зарегистрировано при создании 30 июня 1998 г. (л.д. 45).

20.11.2006 РО ФСФР России был оформлен протокол по факту отсутствия государственной регистрации акций, размещенных при создании общества (л.д. 52,53). Ранее 04.10.2006 обществу направлялось предписание об устранении нарушения законодательства. Предписание подлежало исполнению в течение 30 дней с момента получения предписания. Заявителю было предложено представить документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, оформленных в соответствии со статьей 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проектов ценных бумаг (утверждены приказом ФСФР России от 16.02.2005 № 05-4/ПЗ-Н). Предписание в установленный срок исполнено не было.

Постановлением от 24.01.2007 ЗАО «ЕПМК» было привлечено по постановлению мирового судьи от 24.01.2007 к административной ответственности по основанию статьи 19.5 (часть 1) КоАП РФ за невыполнение законного предписания.

02.04.2009 ЗАО «ЕПМК» вновь направлено предписание № 62-09-СМФ-04/3242, согласно которому обществу было предложено устранить нарушение законодательства путем предоставления в РО ФСФР России в УрФО документов на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещенных при создании общества. В указанном предписании также предложено представить только копию свидетельства о государственной регистрации общества, если последним выпуск акций был размещен до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.

Срок исполнения данного предписания был установлен до 02.06.2009. Предписание направлено заявителю заказным письмом, которое согласно уведомлению вручено 06.04.2009 (л. 47).

Невыполнение предписания послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 11.06.2009 № 62-09-375/пр-ап. В протоколе указано на обязательность исполнения коммерческими и некоммерческими организациями предписаний федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Данное положение закреплено в статье 44 Закона «О ранке ценных бумаг», пункте 1 статьи 11 ФЗ от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, пункте 2.1.7 Положения о региональном отделении ФСФР России в УРФО (утверждено приказом ФСФР от 12.09.2006 № 06—161/пз-н). Неисполнение предписания квалифицировано административным органом по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

О месте и времени составления протокола было уведомлено общество в предписании, но на составление протокола законный представитель общества не явился.

15.06.2009 определением по делу № 62-09-395/ап-19.5 (л.д. 50) было назначено рассмотрение дела об административном правонарушении. Определение направлено заказным письмом с уведомлением, которое вручено обществу 19.06.2009 (л.д. 51).

29.06.2009 руководителем РО ФСФР России были рассмотрены материалы административного дела в присутствии директора ЗАО «ЕПМК» и принято постановление о назначении наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Данное постановление суд считает законным и не подлежащим отмене в силу нижеследующего:

Согласно пункту 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 22.04.1996 № 39-Фз «О рынке ценных бумаг» процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Согласно статье 20 названного Закона государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом (далее - регистрирующий орган).

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления акционерного общества.

Согласно Закону от 10.12.2003 № 174-ФЗ выпуски акций, размещенные без государственной регистрации до 1996 года, подлежат представлению для государственной регистрации не позднее одного года со дня вступления названного Федерального закона в силу.

При этом (статья 2 Закона № 174-ФЗ) акционерные общества, не представившие в срок, указанный выше, документы для государственной регистрации выпуска акций, подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц. Предъявление государственными органами исков о ликвидации обществ, не зарегистрировавших выпуск акций, является правом, а не обязанностью. Акционерное общество вправе до окончания года со дня вступления Закона № 174-ФЗ (пункт 1 статьи 2) в законную силу при отсутствии государственной регистрации выпуска акций преобразовать либо ликвидировать общество. То есть, акционерным обществам, не зарегистрировавшим выпуск акций до вступления Федерального закона в силу, предоставлено право либо зарегистрировать выпуск акций, либо ликвидировать общество. Вместе с тем, представление выпуска акций по истечении года, исчисленного в вышеуказанном порядке, для государственной регистрации не препятствует их регистрации. Регистрирующий орган не вправе отказать в такой регистрации только по признаку пропуска срока.

Как следует из материалов дела, общество заявителя не зарегистрировало акции, размещенные при создании общества, и не представило в установленный срок документы на регистрацию выпуска акций. При этом общество продолжает осуществление своей деятельности, хотя и с нарушением действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах, регистрирующий орган, которым является ответчик по настоящему делу, вправе был воспользоваться правом на обращение в суд с заявлением о ликвидации общества. Вместе с тем, не воспользовавшись правом на обращение в суд, регистрирующий орган правомерно предъявляет требование обществу осуществить регистрацию выпуска акций в целях приведения процессуального положения общества в соответствие. Ранее заявитель был привлечен уже к ответственности за невыполнение предписания, но документы для регистрации так и не представил. Бездействие общества свидетельствует об отсутствии намерений зарегистрировать выпуск акций. А действия регистрирующего органа при указанном положении направлены на выполнение законной обязанности общества в связи с продолжением осуществления деятельности. При указанных обстоятельствах, по истечении установленного срока для регистрации выпуска акций, предписание Федеральной службы по финансовым рынкам является законным требованием в контексте части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

При привлечении к ответственности ответчиком не указано в постановлении причин неисполнения предписания. Ни протокол об административном правонарушении, ни постановление не содержат сведений об объяснении представителя ЗАО «ЕПМК» о причинах неисполнения предписания. В судебном заседании представитель общества указал, что обществом не может быть исполнено предписание в связи с тем, что при наличии числа акционеров более 50 человек, осуществление обществом деятельности в форме ЗАО противоречит действующему законодательству. Собрание акционеров (л.д. 31) согласия на преобразование общества в иную форму (ОАО) не дало. Согласно выписке из протокола совета директоров (решение от 14 апреля 2009 года) решение о выпуске ценных бумаг ЗАО «ЕПМК» является преждевременным, так как требуется принятие решения о преобразовании общества в форму открытого акционерного общества. Данные пояснения не были представлены в письменной форме при привлечении к ответственности и наличие их не подтверждено материалами дела. Не были представлены и документы, свидетельствующие о наличии препятствий для регистрации выпуска акций и представления отчета. При этом представителю – руководителю общества ФИО2 (протокол от 17.07.2007, л.д. 6) были разъяснены права, в том числе право на представление объяснений, заявление ходатайств, о чем представитель расписался в расписке (л.д. 44)

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (пункт 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ не выделяет формы вины.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за административное правонарушение, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или Законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Региональным отделением ФСФР в Уральском федеральном округе в предписании были разъяснены права и, в том числе, предложено сообщить об обстоятельствах, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Обстоятельства отсутствия возможности у общества заявителя для соблюдения процедуры эмиссии, а также выполнения предписания в установленный срок при привлечении к ответственности финансовым органом не установлены (не описаны). Заявителем сведений о принятии мер к соблюдению предписания не названо. Довод о том, что потребовалось время для проведения собрания акционеров для принятия решения о преобразовании общества не нашел подтверждения. Суду представлен протокол общего собрания от 30.06.2008, который не имеет отношения к спорному предписанию от 02.04.2009 г.

Вместе с тем общество действительно создано акционерами в количестве, превышающем число, установленное законом об акционерных обществах. Согласно статье 97 ГК РФ такое общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество или ликвидации в судебном порядке. В периоде предъявления предписания финансовый орган мог инициировать ликвидацию общества, не произведшего регистрацию выпуска акций. Отсутствие формы общества, не соответствующей действующему законодательству, не является безусловным основанием для ликвидации общества, так как такое препятствие устранимо. Кроме того, общество создано до введения в действие абзацев 2 и 3 статьи 7 ФЗ «Об акционерных обществах», а связи с чем, положение о ликвидации общества в связи с его не преобразованием не распространяется на общество заявителя.

Для государственной регистрации выпуска акций необходимо представить решение о выпуске ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации (пункт 2 статьи 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Возможность регистрации выпуска акций при указанных обстоятельствах финансовым органом не описана, но вместе с тем и отказ в регистрации выпуска акций, размещенного при создании закрытого акционерного общества, соответствующей организацией дан не был.

При указанных обстоятельствах у общества сохраняется обязанность произвести регистрацию выпуска акций и представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Срок исполнения предписания является днем совершения правонарушения, так как правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к ответственности по таким правонарушениям начинает течь с момента наступления срока, в который определено представление документов. Привлечение к ответственности произведено федеральным органом исполнительной власти с соблюдением требований статьи 4.5 КоАП РФ (в двухмесячный срок) и статей 28.2, 28.8, 29.7 КоАП РФ.

Ответственность применена в минимальном размере (500 000 руб.), определенном статьей 19.5 (часть 9) КоАП РФ. Указанная норма подлежит применению к спорному правоотношению, так как согласно статье 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Спорное правонарушение суд не считает возможным квалифицировать как малозначительное по основанию ст. 2.9 КоАП РФ. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Как следует из материалов дела, общество действует продолжительное время с нарушением действующего законодательства, что свидетельствует о существенной угрозе общественным интересам. Кроме того, общество уже ранее (24.01.2007) привлекалось за неисполнение законного требования административного органа, но мер к устранению правонарушения (в том числе и путем ликвидации общества) в течение длительного времени не приняло.

При указанных обстоятельствах, суд считает постановление федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков законным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176,211 АПУК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования ЗАО «Еманжелинская передвижная механизированная колонна» о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе от 29.06.2009 № 62-09-172/ПН о назначении административного наказания по основанию части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовлении его в полном объеме), а также в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья Л.А.Елькина.