ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-14697/15 от 24.08.2015 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 2

тел.(351)265-78-24, факс (351)266-72-10

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

«31» августа  2015 года                                     дело № А76-14697/2015

     Резолютивная часть решения оглашена 24 августа 2015 года.

    Полный текст решения изготовлен 31 августа 2015 года. 

Судья Арбитражного суда Челябинской области Елькина Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания секретарем судебного заседания Зинуковой А.С.,

Управления Роскомнадзора по Челябинской области, ОГРН 7424527347 , г. Челябинск,

 к МП "Златоустовское телевидение" , ОГРН 7402510462 , г. Златоуст

о привлечении к административной ответственности 

при участии:

от заявителя: ФИО1, представитель, действующий на основании доверенности №11-Д от 27.01.2015, личность подтверждается удостоверением

ФИО2, представитель, действующий на основании доверенности №11-Д от 27.01.2015, личность подтверждается удостоверением

от ответчика: ФИО3, представитель, действующий на основании доверенности от 18.06.2015, личность удостоверяется паспортом.

УСТАНОВИЛ:

Управление Роскомнадзора по Челябинской области 15.06.2015 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к МП "Златоустовское телевидение"  о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Дело рассмотрено при участии представителей сторон в общем административном порядке, после перехода из упрощенного производства.

Заявитель в обоснование своих доводов указал, что МП «Златоустовское телевидение» нарушены условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией).

Общество не согласилось с требованиями Управления и указало, что объем вещания нарушен лишь на 1 минуту 03 секунды, что подтверждается плей-листами и видеозаписями эфира за спорный период.  Также указало, что Предприятием, следуя рекомендациям Управления, не включалось в общее время вещания рекламное время, поскольку реклама, размещенная в проверяемый период за пределами региональных окон», использованных МП «Злат-ТВ», не сопровождалась наименованием, логотипом или выходными данными МП «Злат-ТВ». Кроме того, Управлением неверно избран период проверки.

Как следует из фактических обстоятельств и материалов дела, Муниципальное предприятие «Златоустовское телевидение» муниципального образования города Златоуст (далее - заявитель, Предприятие, лицензиат) зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 12.10.2004 за основным регистрационным номером <***> /л.д. 54/.

Предприятие имеет лицензию № 19295 от 23.11.2011, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, на осуществление регионального общедоступного вещания, в соответствии с которой осуществляет распространение средств массовой информации телеканалов «ТНТ» и «Златоустовское телевидение» на 32 ТВК в г. Златоусте Челябинской области.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) в период с  12.05.2015 по 01.06.2015 на основании приказа от 08.05.2015 № 173-нд проведено плановое систематическое наблюдение в отношении Предприятия.

В ходе проверки установлено, что Предприятие является учредителем средства массовой информации телеканала «Златоустовское телевидение». Свидетельство о регистрации СМИ от 24.02.2012 Эл № ТУ74-00712 выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области на основании Лицензии.

В соответствии с условиями лицензии, объем вещания собственного СМИ «Златоустовское телевидение» должен составлять 17 часов в неделю.

В рамках систематического наблюдения проверки Челябинским филиалом ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УрФО была проведена запись эфира лицензиата за период с 00:00 час. 12.05.2015 до 00:00 час. 19.05.2015 на 32 ТВК в г. Златоусте Челябинской области.

В результате изучения указанной записи установлено, что в спорный период в эфир входили следующие передачи телеканала «Златоустовское телевидение»:

12.05.2015:

07:00-08:30 – «Специальный репортаж», «Это все – Златоуст», «Депутатский час», «День за днем», «Мы здесь живем».

14:00 - 14:30 - «Специальный репортаж», «Лица Победы».

19:00 - 20:00 - «Музыкальный подарок», «Территория закона», «Мы здесь живем», «Вестник».

Продолжительность вещания тематических передач за 12.05.2015 составляет 3 часа 00 минут.

13.05.2015:

07:00 - 08:30 - «Вестник», «Музыкальный подарок», «Территория закона», «Мы здесь живем», «В год литературы».

14:00 - 14:30 - «Вестник», «Я люблю Златоуст».

19:00 - 20:00 - «Музыкальный подарок», «Я люблю Златоуст», «Открытый диалог», «Вестник», «Я люблю Златоуст».

Продолжительность вещания тематических передач за 13.05.2015 составляет 3 часа 00 минут.

14.05.2015:

07:00 - 08:30 - «Вестник», «Музыкальный подарок», «Лица Победы», «Татарская народная сказка», «День за днем».

14:00 - 14:30 - «Вестник», «В год литературы», «Лица Победы».

19:00 - 20:00 - «Музыкальный подарок», «В год литературы», «День за днем», «Я б в рабочие пошел», «День за днем», «Вестник».

Продолжительность вещания тематических передач за 14.05.2015 составляет 3 часа 00 минут.

15.05.2015:

07:00 - 08:30 - «Вестник», «Музыкальный подарок», «Конкурс детского творчества», «Я б в рабочие пошел», «День за днем», «В год литературы», «Лица Победы», «Открытый диалог».

14:00 - 14:30 - «Вестник».

19:00 - 20:00 - «Ислам сегодня», «Мама, это я», «Специальный репортаж», «Вестник».

Продолжительность вещания тематических передач за 14.05.2015 составляет 3 часа 00 минут.

16.05.2015:

07:00 - 08:00 - «Вестник», «Специальный репортаж», «Мама, это я», «Лица Победы».

19:30 - 20:00 - «Моя территория», «Итоги недели».

Продолжительность вещания тематических передач за 16.05.2015 составляет 1 час 30 минут.

17.05.2015:

07:00 - 08:00 - «Вестник», «Моя территория», «Мама, это я».

19:30 - 20:00 - «Будь здоров», «Это все - Златоуст».

Продолжительность вещания тематических передач за 17.05.2015 составляет 1 часа 30 минут.

18.05.2015:

07:00 - 08:30 - «Итоги недели», «В год литературы», «Специальный репортаж», «Моя территория», «Лица Победы», «Мама, это я», «Лица Победы», «Ислам сегодня», «В год литературы».

14:00 - 14:30 - «Итоги недели», «Моя территория».

19:00 - 20:00 - «Музыкальный подарок», «Территория закона», «Это все - Златоуст», «Вестник».

Продолжительность вещания тематических передач за 18.05.2015 составляет 3 часа 00 минут.

Общая продолжительность вещания тематических передач телеканала «Златоустовское телевидение» за период с 00:00 час. 12.05.2015 до 00:00 час. 19.05.2015 составляет 18 часов 00 минут.

Кроме тематических передач в эфире телеканала «Златоустовкое телевидение» в указанный период распространялись выпуски рекламы – 30  выпусков ежедневно, средняя продолжительность каждого выпуска от 1 до 2 минут. Суммарная продолжительность рекламы за период с 00:00 час. 12.05.2015 до 00:00 час. 19.05.2015 составляет 300 минут (5 часов).

Общий объем вещания телеканала «Златоустовское телевидение» в указанный период составил 23 часа 00 минут, что на 6 часов превышает объем, установленный лицензией.

Согласно лицензии, объем вещания телеканала «ТНТ», должен составлять 151 часов неделю. В результате изучения записи эфира лицензиата за период с 00:00 час. 12.05.2015 до 00:00 час. 19.05.2015 установлено. Что в указанный период за счет увеличения объема вещания телеканала «Златоустовское телевидение» объем вещания телеканала «ТНТ» уменьшен и составляет 146 часов 00 минут. 

В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-1 (далее - Закон о СМИ) лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания являются выполнение лицензиатом условий осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона) и соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025, утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, вступившее в силу с 23.12.2011, в соответствии с п. 4 которого лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются, в том числе, соблюдение объемов вещания.

Таким образом, административным органом выявлено нарушение - несоблюдение объемов вещания.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензионных условий.

Виды деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься лишь на основании специального разрешения (лицензии), определены пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании), а также иными федеральными законами, регулирующими некоторые виды деятельности, на которые действие данного Федерального закона не распространяется.

В силу абзаца первого пункта 4 статьи 1 Федерального закона о лицензировании под его действие не подпадает деятельность в области связи.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, регламентированы Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона N 126-ФЗ от 07.07.2003 года "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Пунктом 1 ст. 46 Федерального закона N 126-ФЗ установлено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 года N 87 утвержден Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - Перечень наименований услуг связи).

Согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, связанная с телевизионным вещанием и радиовещанием, подлежит лицензированию.

В соответствии с абзацем первым статьи 31 Закона N 2124-1 телевизионное вещание осуществляется вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 абзаца девятого статьи 31 Закона N 2124-1 Перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензионным требованием при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания является, в том числе соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание.

Согласно подпункту "а" пункта 4 Положения N 1025 в число лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, включено соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии, в частности, соблюдение объемов вещания и соотношение вещания продукции данного СМИ к общему объему  вещания (в том числе по направлениям вещания).

Из материалов дела следует, что объем вещания собственного СМИ «Златоустовское телевидение», согласно условиям лицензии, составляет 17 часов в неделю. 

По результатам проверки 01.06.2015 составлен акт систематического наблюдения в отношении Предприятия. Уведомлением от 01.06.2015 № 3914-03-01/74 Предприятие было уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Уведомление направлено посредством электронной почты.

04.06.2015, в отсутствие представителя Предприятия заместителем начальника отдела контроля составлен протокол об административном правонарушении. Протокол направлен заказным письмом с уведомлением, а также на электронный адрес юридического лица.

Считая состав административного правонарушения в действиях МП «Златоустовское телевидение» установленным, Управление в соответствии со ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела в порядке, заслушав пояснения и возражения сторон, суд считает заявление административного органа не подлежащим удовлетворению в силу нижеследующего:

Правовые основы исчисления времени, установления часовых зон, а также отношения, возникающие при распространении информации о точном значении времени и календарной дате определены Федеральным законом от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" (далее - Закон N 107-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона N 107-ФЗ под календарной неделей понимается период времени с понедельника по воскресенье продолжительностью семь календарных дней.

Иной порядок определения недельного срока в действующем для спорного правоотношения законодательстве не предусмотрен.

  Методическими рекомендациями по организации и проведению систематического наблюдения при исполнении государственной функции по контролю за соблюдением лицензиатами  лицензионных требований в сфере телевизионного вещания и радиовещания (утверждены  Распоряжением Роскомнадзора от 15.02.2012 № 4) предусмотрен порядок проверки соблюдения лицензионного требования об объеме вещания, при котором проверяется соответствие фактического объема вещания в неделю объему вещания в неделю, заявленному в лицензии. Порядок исчисления недели Методические рекомендации не содержат.

В данном случае вывод Управления Роскомнадзора  о том, что общий объем вещания в неделю нарушен, сделан заявителем на основании  мониторинга записи вещания за период с 12.05.2015 (вторник) по 19.05.2015 (вторник).

Следовательно, соотношение вещаемых средств массовой информации к общему объему вещания произведено управлением не за неделю, а за семь последовательных календарных дней.

При указанном способе определения объема вещания СМИ «Златоустовское телевидение» не отражает действительного состояния радиовещания, так как вещание не производится в одинаковом объеме ежедневно (иное не установлено), а понедельник   11.05.2015 проверке и оценке подвергнут не был. Довод Управления об одинаковом объеме вещания в конкретный день недели материалами дела не подтвержден, в связи с чем, отсутствуют основания считать объем вещания 11.05.2015 в размере 3 часов.    

Вместе с тем, суд считает доказанным нарушение объема вещания, поскольку материалами дела установлено превышение объема вещания в период с 12.05.2015 (вторник) по 18.05.2015 (понедельник) на 3 часа. В данном случае, наличие указанного обстоятельства не может быть поставлено в зависимость от неверного исчисления административным органом периода проверки, так как нарушение уже имело место без учета показаний за 11.05.2015 (понедельник).

Довод ответчика о необоснованном включении в общий объем вещания рекламного времени общей продолжительностью 5 часов. Согласно пояснениям представителя ответчика в судебном заседании, Предприятие при подсчете объема вещания руководствовалось рекомендациями Управления о методике подсчета объема вещания телеканалов, которые размещены на официальном сайте Управления Роскомандзора (исследованы в судебном заседании).

Согласно указанным рекомендациям, региональная реклама, которая не сопровождается наименованием, логотипом и (или) выходными данными регионального СМИ не включается в общий объем регионального СМИ и относится к объему вещания СМИ сетевого партнера. При просмотре части видеозаписи эфира за 18.05.2015 судом установлено при вещании программ рекламного характера опубликование названия СМИ (Злат-ТВ).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Предприятие  при соблюдении рекомендаций Управления не включало в общий объем вещания рекламное время, за счет которого и был увеличен объем общего вещания на 5 часов.

Плэй-листы, на которые ссылается Предприятие, носят устанавливающий характер и определяют время выхода в эфир программ на будущее, а не фиксируют фактический объем вещания. 

Таким образом, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, но учитывая изложенные обстоятельства, суд считает возможным признать спорное нарушение малозначительным, поскольку Предприятие добросовестно заблуждалось при включении в общий объем вещания рекламного времени, следуя рекомендациям Управления, а также учитывая отсутствие неблагоприятных последствий.  

Срок привлечения к административной ответственности заявителем не пропущен. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Обстоятельств, отягчающих  административную ответственность (статья 4.3 КоАП РФ), судом не установлено.

         Несмотря на то, что при применении статьи 2.9 КоАП РФ нарушитель освобождается от административной ответственности, к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь. Тем самым, достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, 167, 168, 170п. 2 ст. 176, ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Управления Роскомнадзора по Челябинской области о привлечении к административной ответственности Муниципальное предприятие «Златоустовское телевидение», г. Златоуст

к  административной ответственности  по части 3 ст. 14.1 КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                   Л.А. Елькина